Урок русского языка по теме «Правописание корней –гор-гар-» (6класс)
Фомичева Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Познакомить с лексическим значением корней –гор-гар-,
Познакомиться с орфографическим правилом написания гласных о-а в этих корнях,
Сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой,
Воспитывать интерес к учению, любовь к русскому языку,
Оборудование: мультимедийное оборудование, видеопрезентация, опорные карточки, файлы с исследовательским заданием.
Ход урока.
Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Слово учителя.(Слайд №1,2)
Фронтальный опрос:
Какие корни с чередованием вы уже знаете, примеры.
От чего зависит выбор гласной в этих словах?
Новый материал.
Ребята, мы повторили правила написания чередующихся гласных в корне слова и то ,что написание гласных может зависеть от наличия суффикса а и от конечной согласной.
Сегодня мы познакомимся корнями гор-гар, в которых также наблюдается чередование гласных о-а. Итак, обратимся к экрану. Перед вами слова. Распределите их в две колонки, выделите корень и попробуйте объяснить, от чего зависит выбор гласной о-а.(Слайд №3)
Затем проверка. Попробуйте определить лексическое значение корней гор-гар.(пылать, гореть).
Вывод формулируют ребята, затем Слайд №4
Итак, мы познакомились с корнями гор-гар, где выбор гласной зависит от ударения. Данное правило можно представить в виде схемы, алгоритма или рисунка.А теперь в теории представьте данное правило в одном из перечисленных видов. Затем проверка и запись своих выводов в тетрадь по теории. Итоги размышлений нарисовать на доске.
Закрепление.
1)Объяснительный диктант.Слайд№5
Ребята записывают словосочетания, объясняют орфограммы. Попутно идет проверка.
2)Конструирование слов. Слайд №6. Ребята образовывают новые слова с помощью приставок, объясняют орфограммы в корнях новых слов.
3)Игра «Четвертое лишнее» Запись в тетради лишнее словосочетание, объяснение орфограмм.Слайд№7.
4)Игра «Корректор» На листочках записан текст.
Солнце замерает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстелается большое озеро. Низко над лугами стелется туман. Трудно пробераться сквозь густые зарасли кустов. Но вот скоро заблистит солнце на небе, исчезнет туман. Алым цветом загарится восток.
Задача: найти в тексте орфографические ошибки и исправить их. Над какими видами орфограмм вы работали? Определите основную мысль текста. Придумайте заголовок.
5)Исследовательская работа. Однокоренные ли слова? Доказать. Слайд№8. Затем распределительный диктант. Нужно распределить слова в 3 столбика в зависимости от вида орфограмм Слайд №9. Затем проверка Слайд№10
6)Игра «Эрудит» Слайд№11.Записать лишние слова в тетрадь, объяснить орфограммы. Обращение к таблице на доске «Орфограммы-гласные в корне слова» Вывод: нужно различать орфограммы в корне, чтобы правильно написать букву.
7)Тренировочные упражнения по вариантам. Слайд №12, затем проверка. Слайд №13.
8)Подготовка к ЕГЭ Слайд №14 Нужно выбрать правильный ответ и записать данную строку в тетрадь, попутно объясняя и выделяя орфограммы.
9)Графический диктант. Нужно вставить пропущенную букву в соответствии с номером слова. Слайд №15 Затем проверка. Подведение итогов. Слайд №16
10)Проверочная работа на листочках по вариантам .Слайд №17. Листочки сдать на проверку подписать их.
11)Развитие речи. Составить предложения, используя фотоснимки, желательно, чтобы были корни с чередованием. Слайды №18-21
12)Использование корней с чередованием в языке художественной литературы. Слайд № 22
Пословицы и поговорки Слайд №23 . Объяснить смысл. Объяснить орфограммы в словах, где есть кони с чередованием.
6.Подведение итогов, рефлексия.
Над какой орфограммой вы работали?
Какие еще орфограммы встретились на уроке?
Чем отличается чередующаяся гласная в корне от безударной гласной в корне?
7.Домашнее задание Слайд №2 4.. Оценки за урок.