СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок коррекции.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план урока коррекции в соответствии с ФГОС. В разработке вы найдёте методы и приёмы, используемые на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок коррекции.»

Как провести урок коррекции знаний, умений и навыков

В соответствии с новыми ФГОС несколько меняется привычная форма проведения такого занятия, однако изменения не столь заметны.

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков довольно типична.

  1. Мотивационная часть.

  2. Собственно процесс опроса (в широком смысле).

  3. Проверка работ.

  4. Оценки, домашнее задание, рефлексия.

План урока коррекции знаний умений и навыков может включать в себя следующие компоненты:

  1. Организационный момент, мотивация.

  2. Актуализация знаний (повторение общих вопросов).

  3. Контроль глубины знаний.

  4. Физкультминутка.

  5. Контроль способности ученика применять полученные знания и умения в стандартной ситуации.

  6. Проверка умения учеников применять полученные знания и умения в измененных условиях.

  7. Анализ и оценка результатов работы.

  8. Рефлексия, выдача домашнего задания.

Впрочем, план конкретного урока может и не включать в себя все эти компоненты.

1. Организационный момент

Это важный этап урока коррекции знаний, поэтому методисты не советуют пропускать его или проводить формально, без учета специфики занятия.

Поскольку нет ученика, который не волновался бы хоть немного перед контрольной, надо спокойным и уверенным тоном поговорить с ребятами, настроить их на работу, постараться помочь поверить в свои силы.

Можно, например, напомнить об удачном уроке коррекции при завершении прошлого раздела, предложить желающим высказать одноклассникам пожелания успеха, как-то ободрить наиболее нервных и неуверенных в себе учеников. Хотя бы просто погладить по голове или улыбнуться.


2. Актуализация знаний

Этот этап можно и пропустить, если учитель уверен, что класс прекрасно помнит весь материал и не волнуется. В остальных случаях провести актуализацию желательно, хотя бы в течение нескольких минут. Дать вспомнить основные тезисы изученного материала:

  • Одну-две теоремы.

  • Несколько формул.

  • 3-5 основных понятий.

Можно, напротив, сделать акцент на практике и задать вопросы в стиле «Как пишется…», «Как решать…», «Как идет реакция…» и тому подобное.

Если позволяет время, то хорошо взять вопросы и из первой, и из второй группы. Во всяком случае, не стоит отводить на этот этап более пяти минут. Цель его — всего лишь подтолкнуть ребят в нужном направлении, настроить на работу и вселить веру в себя; общий пафос — «Вот видите, вы все помните или можете вспомнить!».

3. Контроль глубины знаний

Это одна из двух основных частей работы на уроке. Чаще всего на данном этапе предлагается самостоятельная работа в какой-либо форме. Здесь могут быть уместны многие варианты контроля:

  • Письменный опрос.

  • Практическая работа (лабораторная работа).

  • Тест.

Однако на этом этапе уместны и различные групповые формы работы (игры, викторины, турниры и проч.):

  • Знатоки.

  • Вертушка.

  • Опрос по цепочке.

  • ПОПС.

  • Подбери слово

  • И многие другие варианты.

Не надо беспокоиться, что балл за этот этап может оказаться не совсем объективным: более досконально удастся проверить каждого ученика на следующем этапе.

4. Физкультминутка

Проводить ее психологи и методисты советуют на любом уроке в любом классе, а вот на уроке коррекции знаний она просто необходима, так как снимает напряжение и помогает немного встряхнуться. Хорошо бы провести ее под музыку, но если обстоятельства не позволяют, то хотя бы немного отвлечься. Потягивание, упражнение для кистей рук или для глаз («Ленивая восьмерка», например) — это обязательный минимум, а займет в прямом смысле слова минуту.

4. Контроль умения использовать знания

Это, в общем-то, и есть самое главное, что мы проверяем, в соответствии с ФГОС. Может ли ученик самостоятельно решить задачу, ответить на проблемный вопрос, разобраться в конкретной ситуации.

Опрос обычно проводится по разноуровневым карточкам строго индивидуально. Возможны два варианта:

  • предложены разные карточки: «на тройку», «на четверку» и «на пятерку» («знаток» — «эксперт» — «гений» и т.п.);

  • в каждой карточке имеются вопросы разного уровня.

В первом случае ученик либо сам выбирает себе карточку (а потом, выполнив ее, может взять другую; или не выполнив — это уж как выйдет), либо учитель выдает в соответствии с уровнем знаний (этот вариант нехорош: наша цель научить школьника объективной самооценке, а она в данном случае не реализуется), либо все начинают с «троечной» карточки, а потом могут взять посложнее. Дети будут ходить по классу, все пройдет бодрее и оживленнее.

Во втором случае тоже есть два варианта: предложены вопросы на разное количество первичных баллов или балл зависит от количества выполненных заданий вне зависимости от их сложности. В этом случае школьники никуда не идут и учитель не должен бегать, поднося новые карточки. Но это же является и минусом: психологическое напряжение выше.

Если задания в карточках разного уровня сложности, то их следует маркировать цветом по знакомой учащимся системе: скажем, синий — «удовлетворительно», зеленый — «хорошо», красный — «отлично». Годится любой вариант, лишь бы ученикам он был известен.

На этом этапе уместны творческие задания:

  • эссе;

  • мини-проект;

  • развернутый письменный ответ и т.д.

5. Анализ и оценка

Урок коррекции знаний, умений и навыков ФГОС должен убеждать ученика в ценности знаний и результативности работы. Поэтому прекрасно, если есть возможность сразу же оценить хотя бы часть работы детей. Конечно, окончательная оценка не может быть выставлена незамедлительно, но учитель может успеть проверить тест, он знает предварительный балл по первым этапам урока. Можно сделать некий общий вывод.

6. Рефлексия и домашнее задание

Здесь вывод делается не в виде оценки знаний, а как общая оценка работы: была ли она продуктивной, с полной отдачей, что было трудно, а что — нет.

Что касается домашнего задания, то многие учителя не задают его после такого урока или предлагают что-нибудь творческое и интересное (рисунок, иллюстрацию, найти загадку или забавный вопрос по теме и прочее).

Урок коррекции знаний, умений и навыков всегда занимал особое место среди уроков. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы он вписывался в общую концепцию преподавания предмета и оказывал на обучающихся развивающее воздействие.