СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок критического мышления " Лес растительное сообщество"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предлагается для уроков в 6-х классах, а также как внеклассное экологическое мероприятие в 6-7 классах

Просмотр содержимого документа
«урок растительное сообщество»

План-конспект к уроку биологии в 7 классе

Урок № 63.

Тема: Экологические группы растений. Растительные сообщества.

Цели урока: - сформировать представление об экологических группах растений, ввести понятие растительных сообществ, повторить закономерности формировании биосферы;

- продолжить формирование навыков анализа, логического и абстрактного мышления учащихся, навыков работы в группах, самостоятельной работы учащихся;

- продолжить формирование мировоззрения учащихся, бережного отношения к природе родного края и собственному здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: устный рассказ учителя, лекция, дидактические задания, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, в парах, анализ полученной информации.

Дата:

Ход урока


I. Организационный этап (2-3 мин)

II. Актуализация опорных знаний (4-5 мин)

Беседа, обсуждение проблемного вопроса:

  • Были вы в сосновом лесу? В Еловом? Березовом?

  • Чем они отличаются?

  • Какие растения в этих сообществах?

  • В каких лесах больше птиц, насекомых, трав?

  • Обращали ли Вы внимания, на каких почвах произрастают различные виды деревьев и трав? Приведите примеры.

  • Как Вы думаете: одинаковое ли количество влаги и света необходимо для различных растений (кувшинки и кактуса, березы и рогоза)?

Вниманию учеников предлагается таблица с изображением соснового леса. Некоторое время учащиеся обсуждают, что видят на изображении. Затем учащимся предлагается по очереди выходить к доске и дополнять схему одной записью:

Сосна обыкновенная: - растет на песчаных почвах

- фотосинтезирует круглый год

- образует микоризу с высшими грибами

- дает укрытие тенелюбивым растениям

- в коре живут насекомые

- семенами питаются животные и птицы

- ветер способствует опылению и распространению семян и т.д.

Итогом фронтальной беседы становится вывод «формулы-определения» понятия «природное сообщество» с выделением основной компоненты данного понятия (3 мин.):

Природные сообщества = Состав почвы + Влажность + Освещение + Видовой состав растений (травы, деревья, кустарники, бактерии, водоросли) + Видовой состав животных (насекомых, птиц, зверей)

III. Изучение нового материала (35-40 мин)

Устный рассказ учителя, беседа, обсуждение:

Растительные сообщества

Учитель: В природе все организмы обитают не одиночно, а совместно. Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения?

Ученик: Все растения, обитающие совместно, взаимодействуют между собой.

Учитель: Оказывают ли они влияние друг на друга?

Ученик:: Растения, обитающие совместно, оказывают влияние друг на друга.

Учитель: Большие деревья создают тень, корневая система растений переплетается под землей. К какому же выводу мы пришли?

Ученик: Мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

Учитель: Правильно, такие группы растений называют растительными сообществами, или фитоценозами.

Вы видели когда-нибудь в природе отдельно растущее растение? Нет. Все организмы существуют в природе, взаимодействуя друг с другом. Если растёт дерево, то рядом будет трава, грибы, на коре и на почве – мхи и лишайники, везде присутствуют невидимые глазу бактерии. Здесь же – животные, так или иначе связанные с этими растениями. Основу природных сообществ всегда составляют растения – ведь это они производят органическое вещество и кислород. В разных местах обитания складываются разные растительные сообщества. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Задания в парах:

  1. Пользуясь схемой «формулы-определения» сформулируйте определение понятия «растительное сообщество».

  2. Определите, какое понятие является понятием более высокого уровня «природное сообщество» или «растительное сообщество».


Что такое растительное сообщество? Группа связанных друг с другом растений разных видов, произрастающих на одной территории, образует растительное сообщество. Растительные сообщества приурочены к разным местам обитания – это леса, луга, болота, степи, полупустыни и пустыни. В сходных условиях встречаются одинаковые растительные сообщества, образованные растениями и приспособленными к данным условиям. Следует иметь в виду, что растения влияют на окружающую среду и изменяют её.


Термин «сообщество» используется чаще в англоязычных странах. В русской и немецкой научной литературе в этих же случаях используют термин «биоценоз» и даже просто «ценоз». При этом совокупность всех растений, входящих в биоценоз, называют фитоценозом, а совокупность животных – зооценозом. Следовательно, растительное сообщество и фитоценоз – синонимы.


Как мы узнали, растения на определенной территории взаимодействуют не только между собой, но и подвергаются другим воздействиям внешней среды, которые называются экологическими факторами

(презентация, слайд 1-5).

Воздействие определенных факторов оказало влияние на строение растений и способ их жизни как результат приспособлений (презентация, слайд 6-8)

«Букет мнений»: Какое влияние на растения могут оказывать животные? Могут ли существовать одни без других? (презентация, слайд 9)


Нельзя отрицать сильнейшее воздействие хозяйственной деятельности человека на тонкие природные взаимосвязи. Влияние человека давно стало отдельным фактором окружающей среды – антропогенным. (презентация, слайд 10)

Учащиеся делятся на две команды – «Созидатели» и «Губители». В командах выбираются капитаны, которые определяют порядок выступления участников. Участникам предлагается заполнить на доске «свою» ячейку. Задание выполняется по типу «интеллектуальная эстафета»:



«Созидатели»

«Губители»

- рациональное земледелие;

- поиск альтернативных источников энергии;

- создание природоохранных территорий;

- создание «зеленых зон» (парков, скверов и т.д.)

- экологическое воспитание;

- переработка мусора;

- охрана памятников природы и т.д.

- вырубка лесов;

- неконтролируемая охота;

- развитие отраслей промышленности, загрязняющих среду;

- изменение ландшафтов;

- нерациональное использование недр земли;

- освоение целинных территорий;

- мелиорация и т.д.


Самостоятельная работа учащихся с таблицей:

Естественные и искусственные растительные сообщества

Растительные сообщества

Естественные

Искусственные

 1.

 Луг

 1.

 Пшеничное поле

 2.

 Лес

 2.

 Парк

 3.

 Дубрава

 3.

 Сквер

 4.

 Степь

 4.

 Лесопосадка

 5.

 Болото

 5.

 Виноградник


Учащиеся по очереди называют по одному варианту заполнения таблицы, обосновывая свой выбор.

Лес как растительное сообщество. Лес – растительное сообщество, где главная роль принадлежит деревьям. Вместе с деревьями произрастают растения других жизненных форм: кустарники, кустарнички, травы, а также мхи и лишайники.

Вниманию учащихся предлагается видеофрагмент, после просмотра которого учащимся нужно будет выделить типы лесов (с помощью наводящих вопросов учителя)


Просмотр видеофрагмента.

Предполагаемые результаты обсуждения учащихся:

В зависимости от преобладающих видов деревьев, леса могут быть лиственными или хвойными. Если леса образованы дубом, грабом, липой, буком, клёном или ясенем – это широколиственные леса. Леса, образованные берёзой, ольхой, осиной, – мелколиственные.


Хвойные леса, образованные елью, пихтой, сосной сибирской называют тёмнохвойными, а леса из лиственницы или сосны обыкновенной – светлохвойными. Есть леса, где растут разные породы деревьев – это смешанные леса.


Тип леса определяется условиями окружающей среды: температурным фактором, влажностью, типом почвы. Деревья оказывают решающее влияние на состав сопутствующих видов.


Если в лиственных лесах уровень освещённости меняется в зависимости от сезона, то в хвойных, уровень освещённости в течение года остаётся примерно одинаковым. Но и здесь есть различия. Деревья светлохвойного леса (сосновые и лиственничные) имеют ажурную крону, которая пропускает довольно много света. В таких лесах растут светолюбивые кустарники, кустарнички и травы. Важно, что сосновые леса связаны с малоплодородными, песчаными или каменистыми почвами. Здесь ограничивающим развитие растений фактором становится почвенная влага: конкуренция с мощными корневыми системами сосны оказывается столь острой, что почва бывает покрытой лишь кустистыми лишайниками, которые довольствуются влагой тумана и росы. В таких лишайниковых сосняках «беломошниках» растёт мало цветковых растений, которые способны переносить недостаток воды в отдельные периоды года. У ястребинки волосистой, кошачьей лапки двудомной, прострела раскрытого – опушенные побеги. У кустарничка зимолюбки зонтичной – листья кожистые, покрытые толстой малопроницаемой для воды, маслянистой кутикулой.

В темнохвойных лесах ограничивающим фактором становится количество света, так как остальные условия вполне благоприятны: относительно плодородные почвы, достаточная увлажнённость. Здесь произрастают теневыносливые и теневые растения: черника, майник двулистный, кислица обыкновенная, грушанка. Эти же растения, а также вероника лекарственная, зимолюбка зонтичная, линнея северная могут встречаться в сосновых лесах при условии достаточного количества влаги.


Многие из этих растений – вечнозелёные. У трав тёмнохвойного леса цветки, как правило, светлые, более заметные в полумраке. Но насекомых здесь мало, поэтому растения чаще размножаются вегетативно. Здесь почти не бывает ветра, поэтому семена этих растений настолько мелки, что они, как пыль, переносятся даже слабыми потоками воздуха.


Лиственные – мелколиственные и широколиственные леса также различаются между собой, прежде всего – древесными породами. Широколиственные древесные виды (дуб, бук, граб) отличаются от мелколиственных (берёза, ольха) не только размерами листьев, но и продолжительностью жизни. Они образуют длительно сохраняющиеся леса (иногда с ледникового периода) с характерным набором сопутствующих видов. Из древесных видов, кроме лесообразующих, здесь встречаются дикая груша и яблоня, рябина, тёрн, вяз, клён. Из кустарников – бересклет бородавчатый, лещина, жимолость и крушина.

К сожалению, многие дубовые леса встречаются теперь только в виде отдельных островков – они уступили большие площади пашням. Кроме того, после вырубки или пожара на месте таких лесов часто появляются мелколиственные, которые растут быстрее.

В этих лесах обычны эфемероиды – травянистые многолетние растения, у которых развитие надземных побегов, цветение и образование семян заканчиваются за короткий весенний период, пока деревья ещё не распустили листву и в лесу много света. Это ветреница, хохлатка, гусиный лук, пролеска, чистяк.
Летом в лиственных, особенно широколиственных лесах, создаётся сильное затенение. Здесь много травянистых растений с широкими, горизонтально расположенными листьями: сныть обыкновенная, зеленчук жёлтый, ландыш майский.

Леса преобразованы человеком не только количественно, но и качественно. Вырубаются ценные породы деревьев, а на их месте вырастают малоценные. В тайге возросла площадь осиновых и берёзовых лесов. (презентация, слайд 14-16)

Группа учащихся работает у доски:

Ученикам предлагаются названия организмов, которые они должны расположить на доске так, как они располагаются в реальном лесу (деревья – высокие, кустарники – ниже, под ними - травы).

Дуб, бук, граб, бересклет, лещина, жимолость, хохлатка, ландыш, сныть, пролеска.

Совместное с учителем формулирование выводов:

Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание?

Деревья

А в следующий момент?

Кустарники, травы

Как правильно называется, то что мы перечислили

Жизненные формы

Если приглядеться,  можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется - ярусностью.

Ярусы:

1. Деревья

2. Низкие деревья

3. Кустарники

4. Травы

5. Мхи и лишайники



IV. Закрепление знаний(7-10 мин)

Работа в парах:

Установите соответствие:

  1. суглинистые почвы

  2. песчаные почвы

  3. много света

  4. мхи, лишайники

  5. хвоя медленно разлагается

  6. большой слой лесной подстилки

а) Сосновый лес - …

б) Еловый лес - …

Установите последовательность смены березового леса еловым.


  1. Появление черники и кислицы

  2. Березовый лес

  3. Гибель старых берез

  4. Молодые ели растут под березами

  5. Молодые березы под еловыми кронами

Вниманию учащихся предлагается видеофрагмент, в ходе просмотра которого они записывают незнакомые или слабо понятные для каждого из них термины и понятия.

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (презентация, слайд 17):

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…



Домашнее задание: Изучить § 71, найти значение терминов, выписанных во время просмотра видеофрагмента. Подготовить схему взаимодействия организмов между собой и другими факторами окружающей среды на примере природного сообщества «степь»


Список литературы

  1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах и ответах. Волгоград: Учитель, 2005.

  2. Бруновт Е.П, Богоявлинская А.Е. Самостоятельные работы учащихся по биологии». М.: Просвещение, 1996.

  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

  4. Меньшикова М.В., Лавринова А.П., Нехорошкова С.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Архангельск: Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.

  5. Селовко Г.К.. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

  6. Юдина Е.А. Технологии качественного обучения. М.: Просвещение, 2007.




























Протокол

посещения урока

Число 08 месяц май_ 2013г.

В классе ________7-А_______________учитель Назарова Анна Викторовна

Проведено занятие по предмету биология

на тему «Экологические группы растений. Растительные сообщества»

Присутствующие: Богданова И.М. (учитель биологии), Сорокин Н.С. (учитель географии), Шипова Ж.И. (учитель физики), Безуглая Е.С. (учитель английского языка)


Цель посещения: выявить эффективность урока, проанализировать схему урока, оценить результативность деятельности учащихся

Задачи урока: 1.) обучающая: сформировать представление об экологических группах растений, ввести понятие растительных сообществ, повторить закономерности формировании биосферы;

2.) развивающая: продолжить формирование навыков анализа, логического и абстрактного мышления учащихся, навыков работы в группах, самостоятельной работы учащихся, способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

3.) воспитывающая: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.


Общие требования


1.) Научность, точность фактического материала: материал изложен в полной мере, доступно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями аудитории.

2.) Целесообразность выбора данного вида занятий: на уроке отмечалась частая смена деятельности учащихся, в результате чего на протяжении всего занятия не падала активность учеников.

3.) Правильное определение, чёткая формулировка цели и достижения её в результате проведения занятия: цели и задачи занятия определены точно, целесообразно, выбраны оптимальные формы для их достижения

4.) Соответствие учебного материала программным требованиям, темам, цели и задачам урока, возрасту учащихся, их возможностям: изложенный материал полностью соответствует программным требованиям, качество изложения соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся.

5.) Объём изучаемого ( не было ли перегрузки? ). Характер усвоения знаний учащимися ( с достаточным ли осмыслением?): Объём изучаемого материала был выбран оптимально, учащиеся проявляли активность во всех видах деятельности на уроке, формы работы с учениками способствовали поддержанию интереса во время всего урока и формированию интереса к проблемам темы занятия

6.) Самостоятельная работа учащихся: на протяжении всего урока учащиеся были заняты в разных формах самостоятельной работы (индивидуально, в парах, в группах, с видеоматериалами)

7.) Наглядность: на уроке использовались учебные таблицы, дидактический материал, презентация, видеоматериалы.


Требования к структурным элементам урока.


1.) Проверка выполнения домашнего задания и усвоения учебного материала: актуализация знаний и усвоение учебного материала проводилось посредством интерактивных методов, что обеспечило достаточную эффективность этапов урока

2.) Изложение нового материала. Степень владения учителя методами обучения материал изложен доступно, четко, полностью. Учитель в полной мере владеет интерактивными методами обучения.

3.) Закрепление нового материала: закрепление материала основывалось на анализе учащимися изученного и самоанализе собственной работы, что способствует наиболее эффективному достижению целей урока.

4.) Домашнее задание: домашнее задание было предоставлено с учетом индивидуального подхода и основано на самоанализе деятельности учащихся, отдельное внимание было уделено одаренным учащимся и ученикам со средним и низким уровнем учебных достижений.


Организационная сторона урока.


1.) Подготовка к уроку учителя, учащихся, классной комнаты: классная комната к уроку проветрена, оборудована необходимыми к уроку материалами, учитель встретила детей доброжелательно.

2.) Распределение времени на отдельные этапы урока, на виды работ: хронология урока строго выдержана, однако некоторые задержки времени возникли во время групповой работы учащихся.

3.) Организация учащихся при проведении каждого этапа урока и поддержание дисциплины у учащихся: учащиеся во время урока вели себя организовано, формы работы, предлагаемые им, были знакомы, что не сдерживало активности и раскованности во время выполнения заданий.




Результаты урока.


1.) Выполнение плана, достижение цели, усвоение учащимися знаний, умений, навыков.

В целом, урок соответствует программным, психолого-педагогическим и санитарным требованиям, цели урока можно считать достигнутыми в полной мере.



Выводы и конкретные предложения.


В рамках данной темы урок построен оптимально, с учетом особенностей детей. Целесообразно выбраны формы работы с учащимися. Однако, учителю следует обратить внимание на более четкий контроль достижений учащихся.

































Самоанализ урока биологии:

«Экологические группы растений. Растительные сообщества», проведенного в 7 классе.

Данный урок является 63-ым в курсе биологии 7 класса и 2-ым по счету в теме «Организм и окружающая среда».

Тип урока: комбинированный.   

Перед уроком ставились следующие цели:

1.     Учебные:

- сформировать представление об экологических группах растений, ввести понятие растительных сообществ, повторить закономерности формировании биосферы;

2.     Развивающие:

- продолжить формирование навыков анализа, логического и абстрактного мышления учащихся, навыков работы в группах, самостоятельной работы учащихся, способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

3.     Воспитательные:

       -  воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.

При постановке целей выдержан принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся:

    -Достаточная сформированность мыслительной деятельности,

    -Умение концентрировать внимание

    -Средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке осуществлены межпредметные связи с экологией, медициной, валеологией, обеспечением безопасности жизнедеятельности, внутрипредметные связи со всеми изученными темами, также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.

Главным этапом на уроке было изучение нового материала, с этой целью были применены различные формы взаимодействия с учащимися: беседа, самостоятельная работа учащихся, работа в парах, группах, игровые моменты, анализ текста и видеоматериалов.

Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы, игра в командах и работа в парах способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые моменты, элементы занимательности.

Проведение урока в форме открытого общения дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.













































Просмотр содержимого презентации
«растительные сообщества»

Природные сообщества

Природные сообщества

    Свет

    Свет

    • Источник энергии в процессе фотосинтеза Влияние на рост
    • , цвет
    • , плодоношение
    • прорастание семян
            Влияние минеральных веществ на растения

            Влияние минеральных веществ на растения

                Сокодвижение Цветение Сельхозработы
                • Сокодвижение
                • Цветение
                • Сельхозработы
                Растительные сообщества ( фитоценоз)

                Растительные сообщества ( фитоценоз)

                    Взаимосвязи растений в сообществе

                    Взаимосвязи растений в сообществе

                    • Наземная ярусность
                    • подземная ярусность
                    Сожительство организмов в растительном сообществе

                    Сожительство организмов в растительном сообществе

                        1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

                        1. сегодня я узнал…

                        2. было интересно…

                        3. было трудно…

                        4. я выполнял задания…

                        5. я понял, что…

                        6. теперь я могу…

                        7. я почувствовал, что…

                        8. я приобрел…

                        9. я научился…

                        10. у меня получилось …

                        11. я смог…

                        12. я попробую…

                        13. меня удивило…

                        14. урок дал мне для жизни…

                        15. мне захотелось…

                        • 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…


                        Скачать

                        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

                        Вебинар для учителей

                        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!