Темæ: Чи цæмæ бæллы.
Задачи 1. Познакомить с новой лексикой.
2. Систематизировать грамматические знания учащихся (окончания глаголов в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа настоящего времени.)
3. Совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения.
4. Развитие монологической и диалогической речи.
5. Воспитывать и развивать любовь к профессиям.
Новые слова: Бæллын, хуыйæг, хуыйджыты къорд.
Ход урока
I. Начало урока. Настрой на урок. Посмотрели на соседа, улыбнулись ему. Подарили друг другу хорошее настроение. Настроились на продуктивную работу.
II. Фонетическая зарядка упр. № 1, стр. 51.
Æфсымæр, лæппутæ, тырыса, дзыллæ, æнæзивæг, растдзинад, фæндаг, магуса.
– К какой теме относятся эти слова? (походная песня)
– А чье это стихотворение?
– А кем был Коста?
– А что такое писатель; поэт, художник? (профессия)
– Профессия – это очень нужная вещь. Вы учитесь, чтобы в будущем выбрать себе хорошую профессию и с удовольствием работать по своей профессии.
– А пока что вы только мечтаете кем-то стать.
– Тема нашего урока «Чи цæмæ бæллы».
III. Работа над новым материалом.
1. Дæсныйад - профессия. Цавæр дæсныйæдтæ зонут? (Перечислить по картинкам)
2. Ознакомление с новой лексикой упр. № 3, стр. 51. (запись в словарь новых слов))
3. Закрепление новой лексики упр. № 4.
4. Работа с текстом 5-æм фæлтæрæн.
а) чтение текста с учителем;
æ) разбор непонятных слов;
б) чтоб узнать как поняли дети содержание текста, вместо перевода текста они отвечают на вопросы учителя; (на русском языке)
– Цал скъоладзауы ныхас кодтой?
– Цы бафæндыд ныффыссын Аллæйы æмæ цæмæн?
– Куыд раппæлыд йæхицæй Геуæр?
– Цы бафарста Фатимæ?
– Цы кусæг уыдзæнис Геуæр?
– Фатимæ та?
– Цы ми кæны хорз Хетæг?
– Цы ми кæнын хъæуы, Хетæгмæ гæсгæ, цæмæй хорз нывгæнæг суай?
д) работа в парах. (Развитие умения давать ответы.) Упр. № 8, стр. 53.
IV. Релаксация
V. Продолжение изучения падежей.
Записать в словари:
- Знакомство с правилом стр.41 №8 запись в словаре:
6. Æддагбынатон хауæн (внешнеместный падеж)
кæуыл? (на ком? о ком?)
цæуыл? (на чем? о чем?)
окончание –ыл, –йыл
- Знакомство с правилом стр.45 №6 запись в словаре:
7. Цæдисон хауæн (совместный падеж)
кæимæ? (с кем?)
цæимæ? (с чем?)
окончание – имæ
- Знакомство с правилом стр.53 упр. № 9 запись в словаре:
8. Хуызæнон хауæн (сравнительный падеж)
кæйау? (как кто? подобно кому?)
цæйау? (как что? подобно чему?)
куыд? (как?)
окончание – ау, – йау
VII.Заключительный этап урока.
1. Подведение итогов урока.
2. Оценка деятельности учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Выучить новые слова в словаре;
Изменить по падежам слово ДÆСНЫЙАД