СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок кубановедения на тему "Моя родословная". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие интереса к истории своей семьи, родословной, воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

Задачи:

-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

-содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;

-создать условия для развития у школьников познавательного интереса к собственным именам и фамилиям, их происхождению, а также  нравственного отношения к живому наследию своих предков;

-воспитывать любовь и уважение к своим предкам, их традициям.         

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения на тему "Моя родословная". 3 класс»

Т

(Аннотация: предварительно, за две недели до указанного урока, учащимся было дано задание: провести исследовательскую работу на тему : «Моя родословная» и оформить проделанную работу в папке с файлами либо на альбомных листах следующим образом:

1.Титульный лист «Моя родословная».

2. Собственная фотография

3 Рисунок семьи в полном составе.

4.Генеалогическое древо семьи.

5.История семьи, составленная по плану:

А)Откуда родом твои предки?

Б)Кем они были? Чем занимались?

В)Какой вклад внесли в историю родной земли? (по образцу, данному на стр.46, 47 учебника «Кубановедение» 3-4 классы, авторы: М.В.Мирук, Е,Н.Еременко, Т,А, Науменко, Н.Я.Паскевич.)

6.Запись своей фамилии и имен всех членов семьи с указанием происхождения и их обозначения)





Урок –обобщение пройденного материала по кубановедению на тему:

«Моя родословная. Ты и твое имя».

Цель урока: развитие интереса к истории своей семьи, родословной, воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

Задачи:

-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

-содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;

-создать условия для развития у школьников познавательного интереса к собственным именам и фамилиям, их происхождению, а также нравственного отношения к живому наследию своих предков;

-воспитывать любовь и уважение к своим предкам, их традициям.

Планируемые результаты: по окончанию данного урока и всей предварительной работы на заданную тему учащиеся приобретут следующие умения:

-Личностные УУД : формирование умения осознавать и определять значимость семейных отношений, ценность семьи и чувства уважения к своим близким.

-Познавательные УУД: формирование умения анализировать и обобщать факты; формирование умения владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать информацию; формирование строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей; формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.

-Регулятивные УУД: формирование умения определять цель учебной деятельности; формирование умения работать по составленному плану.

Оборудование: творческие работы учащихся « Моя родословная», толковый словарь С.И.Ожегова, словарь синонимов. словообразовательный словарь, толковый словарь. раздаточный материал к игре «Ромашка», интерактивная доска, плакат на тему «Семья», фотоаппарат.



Структура и ход урока.

Этапы урока

Элементы содержания;методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные виды учебной деятельности( УУД)

1.Организационный момент.Сообщение темы урока.















2.Беседа по теме урока

Фронтальная беседа. Создание позитивного эмоционального настроя на восприятие учебного материала



Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.



















Постановка проблемного вопроса

Приветствие учащихся.

-Ребята, разгадайте ребус.(Показываю уч-ся ребус- 7я).А теперь прочтите с выражением предложение на доске: «Мы умеем предками гордиться!»





Вы уже догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке?







-Правильно, семья для каждого из нас-это самое родное и близкое, что есть в жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи-что дерево без корней!» Чтобы дерево росло, цвело, ему нужны крепкие, сильные корни. Для человека такими корнями является семья. Только крепкая и дружная семья способна сделать человека счастливым, а ребенка-любимым.

-А что для вас семья?








_Ответ: «семья»

Уч-ся читают с выражением, с чувством гордости





Ответы уч-ся.( о семье , о родителях, о родне и т.д.)



















Ответы уч-ся: (это мама, папа, бабушка, дедушка, прабабушка, все вместе и т.п.)

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя.



Коммуникативные: слушать и понимать речь других.









Регулятивные УУД: сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

3. Словарная работа



Использование различных словарей: словообразовательного, синонимов, толкового, повторение понятия однокоренные и родственные слова.

-Как назвать всех перечисленных вами людей одним словом?

-Какой корень у этих слов?

Назовите еще слова с этим корнем.

Учитель записывает на доске получившийся ряд однокоренных слов:

(род, родня, родство, родственник, Родина и т.п.)

-Как называются слова с одинаковым корнем?

-Вот какие определения дает в своем словаре С.И.Ожегов:

(Родственник-это человек, который находится в родстве с кем-нибудь.

Родня – то же, что и родственник.

Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц общего предка, а также на брачных семейных отношениях.

-Все эти слова созвучны какому слову. Важному для каждого из нас?



-Правильно, слово «Родина» тоже происходит от слова «род». Видите, какое важное значение имеет этот корень?

-Ребята, какими словарями нужно пользоваться, чтобы правильно ответить на все эти вопросы?

(Демонстрирую эти словари учащимся)

Ответы детей: «родня, родственники»



Ответ детей: (корень «род»)

Уч-ся называют слова с корнем «род»





-Однокоренные или родственные слова.



















(-Слову «Родина»)







-Словарь синонимов, словообразовательный словарь, толковый словарь






Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; научиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Коммуникативные УУД: уметь слушать друг друга и высказывать свое мнение

4.Включение в систему знаний

























































































































5.Продолжение беседы по теме. Проверка домашнего задания-исследовательской работы по теме «Моя родословная»



































6.Подведение итогов































































7.Выставка работ учащихся

Игровой момент; работа с таблицей







































































































Физкультминутка























Знакомство с домашней работой учащихся, в которую входило выполнение работы по определенному плану на тему: Моя родословная»



























Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы































































Создание

выставки работ учащихся. Совместно (учитель и ученики)


















Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давалось «название»- своя фамилия. Слово «фамилия» на древнеримском (латинском) языке означает «семья».

- Для чего нужна фамилия человеку?





-В наше время фамилия переходит от родителей к детям. Раньше фамилии образовывались от мест, откуда люди родом, от рода их занятий, от профессии.-Ребята, определите происхождение фамилий, данных в таблице.



Фамилия

Происхождение фамилии

  1. Пермяков

  2. Уфимцев

  3. Иванов

  4. Антонов

  5. Кузнецов

  6. Мельников

  7. Носов

  8. Глазков

1.По названию географических объектов

2.По имени



3.По профессии

4.По части тела



-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.





-Для каждого из нас, несомненно, важна фамилия, но и имя играет очень важную роль. Говорят, что имя человека влияет даже на его судьбу.

-Раньше имена тоже давались по определенным признакам: по внешнос ти человека, по чертам характера, по месту в семье. Например, Молчак, Косой, Рябой, Старшой, Умник, Дурак и т.д. Сейчас нам эти имена кажутся смешными, необычными, но это было раньше. В наше время имена совсем другие, на похожие на те, что были в древности. Человек проносит свое имя через всю жизнь. Он должен любить свое имя и гордиться им.

-Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка»

(Раздаю всем уч-ся ромашки, а ученики должны записать в центре свое имя, а на лепестках производные от своего имени, каким их называют близкие люди)

(Вызываю Руслана и прошу, чтобы он прочел имена на ромашке.





-Руслан, ты знаешь, что обозначает твое имя?

-Видишь, какое значение у твоего имени-царское! Из каких источников можно узнать о значении имени?





Поднимает руки класс-это раз

Повернулась голова-это два

Руки вниз, вперед смотри-это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

Самого себя обнять-это пять.

Всем ребятам дружно сесть-это шесть.

Громко крикнуть надо всем-это семь.

А когда мы скажем восемь-Значит, тишины попросим.



-Ребята, вы проделали большую работу, , исследовали историю семьи, думаю, вы сами узнали много нового о ваших предках.

-Давайте познакомимся поближе с некоторыми историями семьи, а также узнаем происхождение имен и фамилий ваших и ваших родственников.

(Вызываю к доске 2-3 учеников. Ученик наглядно демонстрирует проделанную работу и знакомит всех кратко с историей семьи, читает имена членов семьи, фамилию и говорит, что они обозначают.)

(Фото прилагается).



(Учащиеся, которые не успеют познакомить одноклассников со своей работой, ограничатся тем, что назовут свою фамилию и имена родственников , их значение и происхождение.)



















-Ребята, спасибо вам за ваш труд! -Скажите, что вам дала эта работа? –

Нужно ли знать историю семьи?

Почему люди чтят память о своих прародителях?

















-Чем вам интереснее было заниматься: записывать историю семьи , рисовать генеалогическое древо семьи либо искать в словарях перевод имен и фамилии?)

-Вы можете сказать, что после сегодняшнего урока вы стали ближе друг другу, что истории семьи вас тоже сблизили?





-Я хочу закончить урок замечательными строками из стихотворения:(вызываю -Назаряна Сергея-ученика с хорошей дикцией, талантом чтеца)



















(Перед тем, как устроить выставку работ, Приглашаю учащихся выйти к доске каждого со своей родословной. Ученики выстраиваются. Фотография на память об этом уроке)

(Из работ учащихся создаем выставку, которая сохранится несколько дней для того, чтобы каждый ученик мог познакомиться поближе с историей семьи своего друга, одноклассника)

- «Спасибо всем!»





(Фото прилагаются)

























Ответ уч-ся:(чтобы знать какому роду принадлежишь)













Уч-ся определяют происхождение каждой указанной фамилии в таблице.

(Пермяков, Уфимцев-по названию географических объектов.

Иванов, Антонов-по имени.

Кузнецов, Мельников-по профессии.

Носов, Глазков-по части тела)





























Уч-ся записывают свое имя в центре ромашки, а по бокам те имена, которыми их называют близкие люди в семье.

Руслан читает: в центре ромашки – Руслан, на лепестках: Русик, Руся, Рустик, Рус, Рося т.п.



-Да, в переводе с «тюрского» языка Руслан-значит «лев».

-Из словаря имен либо из Интернета.





Учащиеся выполняют движения, соответствующие тем, которые называют.



















Перед каждым учеником лежит его родословная.





О своей работе рассказывают Амбарян Анаида, Калайджян Руслан, Торосян Элина , Назарян Сергей.





(Остальные учащиеся демонстрируют работу и называют фамилию и имена членов семьи, их происхождение и перевод)

















Ответы учащихся. –Мы много узнали о своих бабушках, дедушках, прабабушке и прадедушке. Изучение родословной сближает детей с родителями. С бабушками, дедушками. Было интересно слушать истории про своих прадедов. Мы не должны их забывать!





Ответы детей.





-Да, мы много нового и интересного узнали про близких нам людей



Выходит Назарян Сергей, читает четверостишье, подготовленное к уроку.



«Я рассказал о семье своей дружной,

Пусть и другие узнают о ней!

Знать свои корни важно и нужно-

Мы ведь побеги от этих корней!»











Учащиеся помогают в создании выставки.



















Познавательные УУД: группировать предметы на основе общих существенных признаков.

Коммуникативные УУД: научиться строить понятные высказывания, работать в паре.











Предметные УУД: называть свое полное имя и производные от него имена; уметь соотносить имя и фамилию с ее происхождением .



















Регулятивные УУД: научиться принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.













































Личностные УУД: готовы поддерживать активной работоспособность своего организма и осуществлять профилактику утомления













Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, используя рассказы родственников и свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Личностные УУД: осознавать и определять значимость семейных отношений, ценности семьи



Регулятивные УУД: осознавать конечный результат. оценивать результат своих действий

Предметные УУД: уметь определять свое отношение к миру, людям.

Коммуникативные УУД: слышать себя и слушать речь других







Регулятивные УУД: учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные УУД: уметь правильно выражать свои мысли





























Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке











































-