1.Организационный момент.Сообщение темы урока.
2.Беседа по теме урока | Фронтальная беседа. Создание позитивного эмоционального настроя на восприятие учебного материала
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Постановка проблемного вопроса | Приветствие учащихся. -Ребята, разгадайте ребус.(Показываю уч-ся ребус- 7я).А теперь прочтите с выражением предложение на доске: «Мы умеем предками гордиться!»
Вы уже догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Правильно, семья для каждого из нас-это самое родное и близкое, что есть в жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи-что дерево без корней!» Чтобы дерево росло, цвело, ему нужны крепкие, сильные корни. Для человека такими корнями является семья. Только крепкая и дружная семья способна сделать человека счастливым, а ребенка-любимым. -А что для вас семья?
|
_Ответ: «семья» Уч-ся читают с выражением, с чувством гордости
Ответы уч-ся.( о семье , о родителях, о родне и т.д.)
Ответы уч-ся: (это мама, папа, бабушка, дедушка, прабабушка, все вместе и т.п.) | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной форме. |
3. Словарная работа |
Использование различных словарей: словообразовательного, синонимов, толкового, повторение понятия однокоренные и родственные слова. | -Как назвать всех перечисленных вами людей одним словом? -Какой корень у этих слов? Назовите еще слова с этим корнем. Учитель записывает на доске получившийся ряд однокоренных слов: (род, родня, родство, родственник, Родина и т.п.) -Как называются слова с одинаковым корнем? -Вот какие определения дает в своем словаре С.И.Ожегов: (Родственник-это человек, который находится в родстве с кем-нибудь. Родня – то же, что и родственник. Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц общего предка, а также на брачных семейных отношениях. -Все эти слова созвучны какому слову. Важному для каждого из нас?
-Правильно, слово «Родина» тоже происходит от слова «род». Видите, какое важное значение имеет этот корень? -Ребята, какими словарями нужно пользоваться, чтобы правильно ответить на все эти вопросы? (Демонстрирую эти словари учащимся) | Ответы детей: «родня, родственники»
Ответ детей: (корень «род») Уч-ся называют слова с корнем «род»
-Однокоренные или родственные слова.
(-Слову «Родина»)
-Словарь синонимов, словообразовательный словарь, толковый словарь
| Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; научиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме Коммуникативные УУД: уметь слушать друг друга и высказывать свое мнение |
4.Включение в систему знаний
5.Продолжение беседы по теме. Проверка домашнего задания-исследовательской работы по теме «Моя родословная»
6.Подведение итогов
7.Выставка работ учащихся | Игровой момент; работа с таблицей
Физкультминутка
Знакомство с домашней работой учащихся, в которую входило выполнение работы по определенному плану на тему: Моя родословная»
Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы
Создание выставки работ учащихся. Совместно (учитель и ученики)
| Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давалось «название»- своя фамилия. Слово «фамилия» на древнеримском (латинском) языке означает «семья». - Для чего нужна фамилия человеку?
-В наше время фамилия переходит от родителей к детям. Раньше фамилии образовывались от мест, откуда люди родом, от рода их занятий, от профессии.-Ребята, определите происхождение фамилий, данных в таблице.
Фамилия | Происхождение фамилии | Пермяков Уфимцев Иванов Антонов Кузнецов Мельников Носов Глазков | 1.По названию географических объектов 2.По имени
3.По профессии 4.По части тела |
-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
-Для каждого из нас, несомненно, важна фамилия, но и имя играет очень важную роль. Говорят, что имя человека влияет даже на его судьбу. -Раньше имена тоже давались по определенным признакам: по внешнос ти человека, по чертам характера, по месту в семье. Например, Молчак, Косой, Рябой, Старшой, Умник, Дурак и т.д. Сейчас нам эти имена кажутся смешными, необычными, но это было раньше. В наше время имена совсем другие, на похожие на те, что были в древности. Человек проносит свое имя через всю жизнь. Он должен любить свое имя и гордиться им. -Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка» (Раздаю всем уч-ся ромашки, а ученики должны записать в центре свое имя, а на лепестках производные от своего имени, каким их называют близкие люди) (Вызываю Руслана и прошу, чтобы он прочел имена на ромашке.
-Руслан, ты знаешь, что обозначает твое имя? -Видишь, какое значение у твоего имени-царское! Из каких источников можно узнать о значении имени?
Поднимает руки класс-это раз Повернулась голова-это два Руки вниз, вперед смотри-это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. Самого себя обнять-это пять. Всем ребятам дружно сесть-это шесть. Громко крикнуть надо всем-это семь. А когда мы скажем восемь-Значит, тишины попросим.
-Ребята, вы проделали большую работу, , исследовали историю семьи, думаю, вы сами узнали много нового о ваших предках. -Давайте познакомимся поближе с некоторыми историями семьи, а также узнаем происхождение имен и фамилий ваших и ваших родственников. (Вызываю к доске 2-3 учеников. Ученик наглядно демонстрирует проделанную работу и знакомит всех кратко с историей семьи, читает имена членов семьи, фамилию и говорит, что они обозначают.) (Фото прилагается).
(Учащиеся, которые не успеют познакомить одноклассников со своей работой, ограничатся тем, что назовут свою фамилию и имена родственников , их значение и происхождение.)
-Ребята, спасибо вам за ваш труд! -Скажите, что вам дала эта работа? – Нужно ли знать историю семьи? Почему люди чтят память о своих прародителях?
-Чем вам интереснее было заниматься: записывать историю семьи , рисовать генеалогическое древо семьи либо искать в словарях перевод имен и фамилии?) -Вы можете сказать, что после сегодняшнего урока вы стали ближе друг другу, что истории семьи вас тоже сблизили?
-Я хочу закончить урок замечательными строками из стихотворения:(вызываю -Назаряна Сергея-ученика с хорошей дикцией, талантом чтеца)
(Перед тем, как устроить выставку работ, Приглашаю учащихся выйти к доске каждого со своей родословной. Ученики выстраиваются. Фотография на память об этом уроке) (Из работ учащихся создаем выставку, которая сохранится несколько дней для того, чтобы каждый ученик мог познакомиться поближе с историей семьи своего друга, одноклассника) - «Спасибо всем!»
(Фото прилагаются)
|
Ответ уч-ся:(чтобы знать какому роду принадлежишь)
Уч-ся определяют происхождение каждой указанной фамилии в таблице. (Пермяков, Уфимцев-по названию географических объектов. Иванов, Антонов-по имени. Кузнецов, Мельников-по профессии. Носов, Глазков-по части тела)
Уч-ся записывают свое имя в центре ромашки, а по бокам те имена, которыми их называют близкие люди в семье. Руслан читает: в центре ромашки – Руслан, на лепестках: Русик, Руся, Рустик, Рус, Рося т.п.
-Да, в переводе с «тюрского» языка Руслан-значит «лев». -Из словаря имен либо из Интернета.
Учащиеся выполняют движения, соответствующие тем, которые называют.
Перед каждым учеником лежит его родословная.
О своей работе рассказывают Амбарян Анаида, Калайджян Руслан, Торосян Элина , Назарян Сергей.
(Остальные учащиеся демонстрируют работу и называют фамилию и имена членов семьи, их происхождение и перевод)
Ответы учащихся. –Мы много узнали о своих бабушках, дедушках, прабабушке и прадедушке. Изучение родословной сближает детей с родителями. С бабушками, дедушками. Было интересно слушать истории про своих прадедов. Мы не должны их забывать!
Ответы детей.
-Да, мы много нового и интересного узнали про близких нам людей
Выходит Назарян Сергей, читает четверостишье, подготовленное к уроку.
«Я рассказал о семье своей дружной, Пусть и другие узнают о ней! Знать свои корни важно и нужно- Мы ведь побеги от этих корней!»
Учащиеся помогают в создании выставки.
| Познавательные УУД: группировать предметы на основе общих существенных признаков. Коммуникативные УУД: научиться строить понятные высказывания, работать в паре.
Предметные УУД: называть свое полное имя и производные от него имена; уметь соотносить имя и фамилию с ее происхождением .
Регулятивные УУД: научиться принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.
Личностные УУД: готовы поддерживать активной работоспособность своего организма и осуществлять профилактику утомления
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, используя рассказы родственников и свой жизненный опыт. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи Личностные УУД: осознавать и определять значимость семейных отношений, ценности семьи
Регулятивные УУД: осознавать конечный результат. оценивать результат своих действий Предметные УУД: уметь определять свое отношение к миру, людям. Коммуникативные УУД: слышать себя и слушать речь других
Регулятивные УУД: учиться отличать верно выполненное задание от неверного Коммуникативные УУД: уметь правильно выражать свои мысли
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
|