СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок кубановедения "Уклад кубанской семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения "Уклад кубанской семьи"»

Новикова Светлана Григорьевна

МБОУ СОШ№3 ст.Новокорсунской

класс- 2А



Технологическая карта урока кубановедения

УМК:  «XXI век»

Предмет: Кубановедение

Тема: Уклад кубанской семьи.

Тип: Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Формирование понятия «традиция», знаний об основных семейных традициях народов Кубани.

2.Развивающие:

  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение.

  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • Прививать уважение к нашим предкам, к старшему поколению.

  • Воспитывать чувство любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине;

  • Формирование навыков работы в парах и группах.

Формирование УУД:

  • Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;

  • Коммуникативные: развивать монологическую речь, развитие умения конструктивного взаимодействия в группе: умение договариваться о распределении функций в группе, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, возможность отстаивать различные позиции и точки зрения;

  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать.

  • Личностные: формирование бережного отношения к традициям народов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе и в паре.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы..

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация

Здравствуйте ребята, сегодня урок кубановедения проведу я. Меня зовут Светлана Григорьевна. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдет речь.

             Любили казаки свой край

             И превратили его в рай.

             Пахали, строили, служили.

             Обычаи и веру сохранили. (О казаках и о том, чем они занимались)

- Молодцы, все вы правы.


Ответы на вопросы.







II. Актуализация знаний


А теперь давайте вспомним пройденный материал. Как называется жильё казака? (Хата)

- На какие две половины делилась хата? (На комнаты)

- Как назывались эти комнаты? («Малая хата» или «кухня» и «великая хата»)

- Что находилось в «малой хате»? (Печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол)

- Для чего служила «великая хата»? (Для принятия гостей)

- Опишите как выглядела «великая хата»? (Там стояла добротная мебель для посуды и одежды, кованные и деревянные сундуки, на стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографии и изображения святых)

- Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой)

- Какими блюдами угощали гостей? (Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками)

- Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью)

Кубанцы очень гостеприимный и хлебосольный народ.

Игра «Словарь казаков» (работа в парах).

- Что обозначают эти кубанские слова?

Выберите карточки со знакомыми словами.

1. Годувать - кормить

2. Куштовать - пробовать еду

3. Чувал - мешок

4. Снидать - завтракать

5. Тризна - обед

6. Вечерять - ужинать

7. Крыхты - крошки

8. Шмат - кусок чего-либо.

(Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете).

Традициями.

Чтение толкования слова «традиция» из «Толкового словаря» под редакцией Ожегова.

III. Совместное открытие новых знаний


- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете отгадав ключевые слова зашифрованные в ребусе. (Уклад семьи)

- Да, мы сегодня будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской семьи.

- Что же такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово? (Мнения учащихся)

- Раньше семьей были все те, кто садился за один общий стол. А сейчас семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).

- А как вы понимаете фразу «уклад семьи»? (в словаре С.И.Ожегова Уклад – установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта). Уклад жизни семьи.)

- На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей. Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общий посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения (они управлялись по хозяйству, кормили скот, курей, гусей, и нянчили своих младших братьев и сестер, когда родители были заняты дома или в поле). Казачьи семьи были православными. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.

Работа по учебнику стр.49

- Найдите в тексте: что делал глава семьи; чем занимались в семье хозяйки.

- А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье. (Ответы учащихся)

СРАВНИТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ У КАЗАКОВ И ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ СЕЙЧАС,

- Замечательно.

- Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском языке.

Принысы из крыныцы воды.

Закрый хвирточку.

Побань рукы и сидай вэчерять.

Лягай спочивать.

- Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения? (Нет)

- Давайте попробуем перевести каждую фразу на сегодняшний язык. (Перевод)

- Отлично справились.

Просмотр презентации.


На магнитной доске появляется дом из кирпичиков. На крыше написано слово «традиции», а на кирпичиках в процессе всего урока появляются слова: домостроение, питание, воспитание, досуг, общение, речь.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения


Выполняют движения за учителем


Работа в группах.

Игра «Кто быстрее соберет кубанскую пословицу»

- Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Вызвать детей к доске, по 2 человека на пословицу.


Каждый казак государь в своем дворе.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота.

Яка мамка, така и лялька.

Слушают детей, учителя, отвечают на вопросы.


Анализ, сравнение, обобщение.

Собирают пословицу из 2-х частей, записанных на листочках.


ΙV. Практическая работа

- Ребята, давайте разделимся на 3 группы, по рядам.. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей в одном ряду, представить себя членами одной дружной, кубанской, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой? (Ответы детей) – Как нужно общаться в семье? Давайте повторим как мы работаем в группе.

Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ.

5. Пользуйся вежливыми фразами.

- Каждой семье предстоит выполнить часть одной большой проектной работы, но чтобы дело спорилось и ладилось в семье нужно не забывать о том, что вы сказали только что. Эти правила вам помогут справить с заданиями.

- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.

- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей хозяина (отца).

- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей хозяйки (матери).

- Третьей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей детей.

- Всем понятно задание? Можете приступать.

(Учащиеся выполняют задание)

-А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ) 1 ученик от ряда рассказывает об обязанностях членов семьи, на основе выбранных картинок.

- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи)

- О чем мы еще не упомянули в нашем проекте? (Об уважении к бабушкам и дедушкам)

- Утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось утро в кубанской семье? (С посещения церкви)

- А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.

- Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.

- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.

- На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.

Исполнение частушек и шутки подготовленными детьми.



















Анализируют, сравнивают, обобщают.

V.Обобщение

Наш урок я хочу закончить такими словами:

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи …

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ родительский дом.

-Какой вы хотите видеть свою семью?

- Кубань – наша семья. И пусть наш дом – Кубань будет оплотом нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки. Любите свою семью и свою малую Родину.




VΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу, на сколько вы справились на уроке. У каждого из вас есть свой смайлик, если вы считаете урок на Отлично, вам все понравилось – улыбочка. Мне было не всё понятно – прямой ротик. Если совсем не понравился урок – грустный смайлик.


Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Рисуют.