I.Мотивация | Здравствуйте ребята, сегодня урок кубановедения проведу я. Меня зовут Светлана Григорьевна. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдет речь. Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. (О казаках и о том, чем они занимались) - Молодцы, все вы правы. | Ответы на вопросы. |
II. Актуализация знаний | А теперь давайте вспомним пройденный материал. Как называется жильё казака? (Хата) - На какие две половины делилась хата? (На комнаты) - Как назывались эти комнаты? («Малая хата» или «кухня» и «великая хата») - Что находилось в «малой хате»? (Печь, длинные деревянные лавки, небольшой стол) - Для чего служила «великая хата»? (Для принятия гостей) - Опишите как выглядела «великая хата»? (Там стояла добротная мебель для посуды и одежды, кованные и деревянные сундуки, на стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами-«рушниками» семейные фотографии и изображения святых) - Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой) - Какими блюдами угощали гостей? (Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками) - Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью) Кубанцы очень гостеприимный и хлебосольный народ. Игра «Словарь казаков» (работа в парах). - Что обозначают эти кубанские слова? Выберите карточки со знакомыми словами. 1. Годувать - кормить 2. Куштовать - пробовать еду 3. Чувал - мешок 4. Снидать - завтракать 5. Тризна - обед 6. Вечерять - ужинать 7. Крыхты - крошки 8. Шмат - кусок чего-либо. | (Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете). Традициями. Чтение толкования слова «традиция» из «Толкового словаря» под редакцией Ожегова. |
III. Совместное открытие новых знаний | - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете отгадав ключевые слова зашифрованные в ребусе. (Уклад семьи) - Да, мы сегодня будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской семьи. - Что же такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово? (Мнения учащихся) - Раньше семьей были все те, кто садился за один общий стол. А сейчас семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети). - А как вы понимаете фразу «уклад семьи»? (в словаре С.И.Ожегова Уклад – установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта). Уклад жизни семьи.) - На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей. Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общий посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения (они управлялись по хозяйству, кормили скот, курей, гусей, и нянчили своих младших братьев и сестер, когда родители были заняты дома или в поле). Казачьи семьи были православными. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь. Работа по учебнику стр.49 - Найдите в тексте: что делал глава семьи; чем занимались в семье хозяйки. - А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье. (Ответы учащихся) СРАВНИТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ У КАЗАКОВ И ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ СЕЙЧАС, - Замечательно. - Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском языке. Принысы из крыныцы воды. Закрый хвирточку. Побань рукы и сидай вэчерять. Лягай спочивать. - Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения? (Нет) - Давайте попробуем перевести каждую фразу на сегодняшний язык. (Перевод) - Отлично справились. | Просмотр презентации. На магнитной доске появляется дом из кирпичиков. На крыше написано слово «традиции», а на кирпичиках в процессе всего урока появляются слова: домостроение, питание, воспитание, досуг, общение, речь. |
Физкультминутка | Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения | Выполняют движения за учителем |
| Работа в группах. Игра «Кто быстрее соберет кубанскую пословицу» - Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами. Вызвать детей к доске, по 2 человека на пословицу. Каждый казак государь в своем дворе. Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота. Яка мамка, така и лялька. | Слушают детей, учителя, отвечают на вопросы. Анализ, сравнение, обобщение. Собирают пословицу из 2-х частей, записанных на листочках. |
ΙV. Практическая работа | - Ребята, давайте разделимся на 3 группы, по рядам.. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей в одном ряду, представить себя членами одной дружной, кубанской, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой? (Ответы детей) – Как нужно общаться в семье? Давайте повторим как мы работаем в группе. Правила работы в группе: 1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья. 2. Чётко высказывай своё мнение. 3. Умей слушать других. 4. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. 5. Пользуйся вежливыми фразами. - Каждой семье предстоит выполнить часть одной большой проектной работы, но чтобы дело спорилось и ладилось в семье нужно не забывать о том, что вы сказали только что. Эти правила вам помогут справить с заданиями. - Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности. - Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей хозяина (отца). - Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей хозяйки (матери). - Третьей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей детей. - Всем понятно задание? Можете приступать. (Учащиеся выполняют задание) -А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ) 1 ученик от ряда рассказывает об обязанностях членов семьи, на основе выбранных картинок. - У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи) - О чем мы еще не упомянули в нашем проекте? (Об уважении к бабушкам и дедушкам) - Утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось утро в кубанской семье? (С посещения церкви) - А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день. - Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы. - У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи. - На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект. | Исполнение частушек и шутки подготовленными детьми. Анализируют, сравнивают, обобщают. |
V.Обобщение | Наш урок я хочу закончить такими словами: В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи … В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ родительский дом. -Какой вы хотите видеть свою семью? - Кубань – наша семья. И пусть наш дом – Кубань будет оплотом нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки. Любите свою семью и свою малую Родину. | |
VΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу, на сколько вы справились на уроке. У каждого из вас есть свой смайлик, если вы считаете урок на Отлично, вам все понравилось – улыбочка. Мне было не всё понятно – прямой ротик. Если совсем не понравился урок – грустный смайлик. | Отвечают на вопросы. Подводят итог урока. Рисуют. |