СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок кубановедения "Шедевры греческого искусства, найденные археологами на территории Кубани"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с развитием культуры греческих колоний Северного Причерноморья

Задачи: показать связь культуры колонистов с метрополией;  воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры; помочь учащимся увидеть всю красоту шедевров древне­греческого искусства, углубить представления о мировосприя­тии далёких предков

Новые понятия: амфора, килик, кратер, пифос, «Таманский сфинкс», статуя Неокла, «Таманский толос»

Учебное оборудование: иллюстрации

Словарь

Толос – круглое культовое здание диаметром 21,5 м, в помещении которого совершались общественные трапезы, священные торжества с шествиями и жертвоприношениями богине Афродите

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III.          Объяснение нового материала    

 

План урока:

1. Взаимодействие греко-варварской культуры.

2. Культы богов.

3. Погребальные сооружения как памятники архитектуры.

4. Гражданская архитектура.

5. Скульптура.

6. Производство расписных и фигурных ваз.

7. Ювелирное дело и чеканка.

8. Значение античной культуры Северного Причерноморья

 

Презентация  “Шедевры греческого искусства, найденные археоло­гами на территории Кубани”

 

Конспект изложения нового материала

1.Северное Причерноморье представляет собой в культур­ном отношении своеобразную часть античного мира. Своеобра­зие это определялось взаимодействием двух культурных начал - эллинского и негреческого, которое проявлялось во всех об­ластях материальной и духовной жизни населения Северного Причерноморья. Греки принесли с собой в Причерноморье ос­новы своей передовой культуры и своего замечательного ис­кусства. Эта культура была более развитой, чем культура вар­варского населения Северного Причерноморья, и местные пле­мена - скифы, меоты, сарматы - восприняли многие её черты. При этом большей эллинизации подверглись племена, нахо­дившиеся в наиболее тесном контакте с греческими колония­ми Причерноморья и расположенные поблизости от них. Но в свою очередь греки не могли не испытать обратного влияния варварской культуры. Как варвары северочерноморских степей эллинизовались, восприняв ряд культурных достижений гре­ков, так и сами греки причерноморских городов варваризовались, всё больше и больше перенимая обычаи, навыки окрест­ных жителей одежду местного населения, применяя их в своём быту, ремесле, искусстве.

 

2.Взаимодействие различных культурных элементов ярко проявилось в религиозных представлениях, которые играли заметную роль в развитии античного искусства. И греки, и ски­фы верили во множество богов, населяя ими и землю, и воду, и небо. В колониях Северного Причерноморья большую попу­лярность получили культы богов, связанных с земледелием и плодородием: богинь Деметры и Афродиты, богов Диониса и Аполлона. Так, в ходе раскопок 1965 года в Горгиппии было обнаружено скопление терракотовых протом погрудных изоб­ражений Деметры и её дочери Персефоны, что указывает на наличие храма Деметры. А одна из найденных надписей на кам­не указывала на сооружение храма, посвященного Афродите Навархиде – покровительнице моряков. Место расположения храма, к сожалению, пока неизвестно. Но зато найдены изобра­жения этой богини в различных местах. Большую ценность представляет мраморная головка Афродиты, отбитая от статуи. Высота её 12 см. По канону Поликлета, греческого скульптора, голова должна составлять 1/7 часть фигуры всего человека. Таким образом, вся статуя имела высоту около 85 см.

 

 

3. Таманский толос – уникальное храмовое сооружение круг­лой формы, (в мире подобных известно – 6) также было посвя­щено полиэтничным представлениям смешенной части населе­ния (распологался у п. «За Родину» Темрюкский район)

 

  Сообщение учащегося:

Таманский толос

Толос второй четверти III в.— середины II в. до н. э., расположенный в северной части Таманского полуострова близ посёлка  За Родину, был исследован в 1970-1973 годах археологической экспедицией Н. И. Сокольского. От  его первоначального здания сохранились 30 каменных квадров от различных частей стилобата, два плинта — подставки под колонны, значительная часть стены целлы, шесть подколенных камней внутренней колоннады и 12 плит вымостки портика. И все же эти находки дали в свое время достаточно оснований для восстановления полного плана этого здания и примыкающего к нему перистильного двора, а затем и графических реконструкций, предпринятых Я. М. Паромовым и А. А. Вороновым.

Толос представлял собою круглый периптер с наружным диаметром 21,2 м. Внутренний диаметр целлы достигал 14,4 м. Стена целы толщиною в 1 м имела каменный цоколь высотою 1,2 м, над которым возвышалась кладка из сырцового кирпича, но от нее сохранились лишь ничтожные остатки. В месте соединения сырцовых стен с каменным цоколем были устроены узкие сквозные отверстия прямоугольного сечения, сконструированные путем вмонтирования тесаных прямоугольных известняковых квадров с врезанными в них проемами. Внутри целлы по кругу располагались служившие опорами колонн 8 квадров, на одном из которых был обнаружен прямоугольный плинт. Целла имела два входа с пролетом 1,8 м. Входы располагались с двух сторон напротив друг друга. Пол целлы располагался выше, чем пол наружного портика — птерона. Главной конструктивной частью птерона являлось внешнее кольцо из тесаных известняковых блоков, служившее фундаментом колоннады. Эти блоки имели хорошо выровненную поверхность, на которую помещался прямоугольный плинт, служивший основанием колонны.

Реконструкция верхних частей здания сделана на основе архитектурных деталей, найденных на городище с учетом аналогий, относящихся к подобным сооружениям средиземноморского региона.

Видео Реконструкция Таманского Толоса

4. И греки, и скифы верили, что после смерти человека душа его попадает в загробный мир и там продолжает жить пример­но так же, как человек жил на земле. Поэтому в могилу клали вместе с умершим различные вещи,  которые могли ему приго­диться в потустороннем мире, еду и питьё. Греки иногда сжи­гали покойника и в могилу ставили урну с пеплом, но и в этих случаях для умершего оставляли разные вещи: украше­ния, глиняную посуду различных форм, особенно туалетные со­судики и коробочки, терракоты, иногда оружие, гораздо реже орудия труда. А в скифских могилах в изобилии находится оружие и обычно имеется захоронение коня или хотя бы час­ти его. Но с течением времени различие между захоронения­ми греков и варваров почти исчезло, что явилось результатом всё той же культурной ассимиляции греков и негреческого населения. Формы погребальных сооружений в колониях Се­верного Причерноморья встречаются разнообразные: простые земляные ямы, склепы, подкурганные погребения. Раскопки античных некрополей дали большинство дорогих художествен­ных изделий, которые украшают сегодня залы многих музеев. Интересен деревянный саркофаг III века до н.э., обнаруженный в кургане близ Анапы. Стенки его украшены резными деревян­ными фигурками, изображающими сражающихся воинов и морских нимф — нереид, плывущих на морских чудовищах. А недалеко от современной Тамани найден был великолепный мраморный саркофаг, датируемый тем же временем, который в общих чертах воспроизводит форму греческого храма.

 

5. К сожалению, гражданская архитектура известна нам хуже, так как жилые постройки, общественные, производственные и оборонительные сооружения в целом виде не сохранились. Но всё же раскопки античных городов вскрывают развалины древ­них зданий, дают множество строительных остатков, по кото­рым можно судить о строительной технике и архитектуре.

Основными строительными материалами в греческих ко­лониях были камень и глина. Для строительства использова­ли либо тёсаный в виде прямоугольных квадратов, либо нео­бработанный камень случайных очертаний. В качестве связую­щего раствора применяли глину; часто каменные блоки укла­дывали без всякого раствора, скрепляя их металлическими скрепами. При сооружении домов и хозяйственных построек Часто применяли необожжённый кирпич. Крыши домов дела­ли из черепицы или крыли их соломой и камышом. Дерево применяли в ограниченных размерах – только там, где без него нельзя было обойтись.

Жилые дома были одноэтажными или двухэтажными. Они располагались вокруг центрального открытого дворика, откуда в них проникали свет и воздух. На улицу помещения выходи­ли глухими стенами и каменными заборами, в которых были сделаны лишь калитки. Отапливали дома при помощи камен­ных очагов или переносных металлических жаровен. Жители колоний заботились о санитарном состоянии: посредством спе­циальных водостоков выводили из домов и с улиц сточные воды и нечистоты, а мусор вывозили за город на свалки. Изве­стно о применении в городах водопроводов с керамическими или свинцовыми трубами, об устройстве фонтанов и бассей­нов. На Таманском полуострове сохранился один такой водо­сток (близ ст. Тамань).

 

6. Свои жилища, храмы, улицы и площади греки любили украшать скульптурой. При раскопках северочерноморских колоний найдено много произведений скульптуры и их обломков как привезённых из Греции, так и изготовленных на месте. При раскопках города Кепы найдена небольшая, очень изящная статуя Афродиты Таманской. Богиня опёрлась одной ногой на выступ скалы, локоть опустила на согнутое колено. Её тело пора- жает особой плавностью линий и мягкостью очертаний. Мону-ментальная скульптура представлена мраморной статуей пра- вителя Горгиппии Неокла (II в. н. э.). Он одет в греческий плащ, но на шее у него варварское украшение гривна (следы взаимовлияния). Скульптура реалистична: плоскостность подчёркивает индивидуальные особенности изображаемого - впалая грудь, узкие плечи.

Интересными памятниками местной культуры являются терракотовые статуэтки. Они различны: предметы культа, бы­товые народные тины, игрушки. Мастерские по изготовлению терракоты открыты при раскопках практически всех причер­номорских колоний.

7. Из других видов художественного ремесла следует назвать производство расписных и фигурных ваз. Чёрнофигурные вазы в VI в. до н. э. завозили в колонии из Греции. В V в. в Северном Причерноморье возникло производство краснофигурных ваз. К III в. до н. э. относится производство «акварельных» ваз, для росписи которых применялись разводившиеся водой краски. Наиболее замечательны три вазы, обнаруженные в Фанагории. Одна из них сделана в форме сфинкса, другая в форме сирены (полу женщины - полу птицы), третья изобража­ет богиню любви Афродиту, выходящую из раковины. Все вазы богато раскрашены розовой, голубой, золотой красками.

8. Значительных успехов достигли также северочерноморс­кие ювелиры и чеканщики. Нигде в античном мире не встреча­ются в таком количестве столь разнообразные и так превос­ходно исполненные украшения из золота, серебра, электра (сплав золота и серебра), как в Северном Причерноморье. Большин­ство таких изделий найдено в известных скифских курганах. Богатая скифская знать очень любила украшать оружие и одеж­ду золотыми пластинками, употреблять в быту золотую и се­ребряную посуду. Найденные сосуды из курганов Куль-Оба, Солоха украшены скульптурными сценами жизни скифов, но стиль и манера изображения соответствуют традициям гречес­кого искусства (пример взаимовлияния культур). Вероятнее все­го, эти вещи были выполнены греческими мастерами специ­ально для продажи скифам.

9. Существование античных колоний в Северном Причерно­морье имело большое значение. Благодаря постоянным контак­там греческих городов с государствами всего Средиземномо­рья, Прикубанье оказалось тесно связанным с античным древ­ним миром и само сыграло в его судьбе значительную роль. В течение многих столетий Прикубанье было поставщиком раз­личного рода продовольственных товаров и сырья, а также ра­бов на многие рынки Средиземноморья и оказывало немалое влияние на экономическую и политическую жизнь древнего мира. Соприкосновение и взаимодействие античной и варварской культур на северных берегах Понта привело к появлению здесь своеобразных и неповторимых греко-скифской и греко-сар­матской культур, давших замечательные образцы художествен­ных и бытовых изделий. Античные города Причерноморья вне­сли большой вклад в развитие культуры и искусства древнего мира. В создании шедевров северочерноморского искусства прямо или косвенно участвовали различные племена и народы Прикубанья, приобщение которых к античной культуре было плодо­творным как для них, так и для самой античной культуры.

 

IV. Первичное закрепление нового материала

Заполни пропуски:

Амфора — ... .

большой сосуд с узким горлом и двумя ручками для переноски и хранения вина и других жидкостей.

 Килик — ... .

... — большой керамический сосуд, в котором вино смешива­ли с водой.

Пифос — ... .

... — городской квартал, в котором жили гончары, а также сосуд.

Протомы — ... .

... — сосуды, на которых рисунок оставлен в цвете глины, а весь фон покрыт чёрным лаком.

 

V. Подведение итогов. Выставление оценок

 

Домашнее задание. § 18, вопрос 1 (c. 116)

Дополнительно по желанию: “Родная Кубань”, стр. 19-21