УРОК – КВН
по русскому языку
в 3 классе
Тема: Имя существительное.
Цель: 1) повторить и обобщить знания учащихся об имени существительном, совершенствовать умение употреблять разные грамматические формы существительных в устной и письменной речи;
2)развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, аналитические способности, речь детей;
3) воспитывать любовь к одному из богатейших языков в мире.
Класс делится на три команды. Соревнование состоит из четырех конкурсов.
I
Разминка
Задание: как можно быстрее, пользуясь ключом, расшифровать текст, написанный «тарабарской грамотой».
Гкощы жомово нилакь, пацо жомово фпакь лшой моцпой яфыт (Лсоша Чомьточо)
Способ шифровки: все согласные буквы алфавита записаны в два ряда.
Одна половина букв вверху, другая половина – внизу, причем в обратном порядке.
б в г д ж з к л м н
щ ш ч ц х ф т с р п
При зашифровке слов согласные взаимно заменялись, а гласные, й и буквы ь, ъ вписывались без изменений.
(ответ: Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой язык. Слова Горького)
II
Конкурс «Домашнее задание» (детям было задано на дом повторить все изученное об имени существительном)
Задания командам:
В словах переставьте буквы так, чтобы из нарицательных существительных получились собственные – географические названия: игра, ворон, остров, дно
(ответ: Рига, Ровно, Ростов, Дон).
Определить род существительных и просклонять их: тля, деталь, мозоль.
Определить падежи существительных в тексте:
Сухая степь просторно раскинулась под палящим солнцем. Горячие порывы ветра шелестят ковылем. Высоко в небе звенит песня жаворонков.
Поставь существительные во множественном числе:
ЧЕЛОВЕК, СУДНО, КУРИЦА, ЛИСТ (БУМАГИ), ЛИСТ (ДЕРЕВА), ЗУБ (ВОЛКА), ЗУБ (БОРОНЫ), ЯКОРЬ, ШИНЕЛЬ, ЯСЕНЬ.
Допишите безударные окончания существительных:
Подошли к опушк_, бродил с собак_, кружились в воздух_, жил у старушк_, толпились на площад_, подбежал к проруб_, качался на паутин_, в тетрад_ по математик_, по алле_ рощ_ , подарили Зо_ Ивановн_, ушли от Елен_ Петровн_.
III
Конкурс капитанов. Игра «Слова из слова».
В руках у каждого капитана карандаш и бумага. Они записывают какое-либо слово. Затем в течение 5-10 минут образуют слово из букв, входящих в состав записанного слова. Это могут быть имена существительные в именительном падеже единственного числа.
Игра «Кто закончит?»
Капитаны по очереди называют имена существительные женского рода третьего склонения, оканчивающиеся на «ь». Не сумевший вовремя назвать существительное, выбывает из игры.
IV
Загадки-шутки. Для ответов подбирать только существительные.
Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)
Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. (Тень)
Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)
Кто говорит на всех языках? (Эхо)
Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены. (Огню)
В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (Февраль)
Без чего не испечешь хлеба? (Без корки)
Кто на все руки мастер? (Перчаточник)
Завершается КВН награждением победителей (медали, открытки, дипломы).