Урок-КВН по фразеологии
( 6 класс)
Урок-КВН целесообразно проводить при обобщении, закреплении или повторении пройденного. Такое занятие должно сохранять атрибутику КВНа: музыкальные паузы, традиционные конкурсы, разбивку класса на команды. Желательно, чтобы в качестве ведущего выступал учитель. И не только потому, что нужно держать в секрете программу игры и результаты проверки домашнего задания. Самое главное- направить КВН в учебное русло, добиться осуществления обучающих, развивающих и воспитательных целей , намеченных для данного урока. А это лучше всех сделает учитель. На мой взгляд, наиболее благодатными для разработки и проведения уроков-КВН являются темы «Лексика» и « Фразеология».Один из таких уроков предлагаю вниманию коллег.
Цель урока:
-Обобщение, закрепление, повторение пройденного .
Звучит первый куплет музыки Шаинского , открывающий телевизионную передачу КВН.
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне никого, никого...
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс-разминка « Знаешь ли ты?»
Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Водой не разольёшь ( неразлучные друзья)
Как в воду опущенный ( грустный человек)
Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе(дальний родственник)
Набрал в рот воды (молчаливый)
Как в воду глядел ( угадал, предсказал)
Как две капли воды ( очень похожи)
Прошли огонь и воду (всё испытали).
Теперь посчитаем, с каким количеством очков мы отправляемся в путешествие.
/Подводится итог 1 конкурса/
А сейчас отправляемся по стране , где все выражают свои мысли кратко, метко.
Перед вами первое препятствие — пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологизмов входит слова вода. За каждый правильный ответ команда получает пол-очка ( утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду канул, как с гуся вода,как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить , в мутной воде рыбку ловить, вилами по воде писано, окатить холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды). / Объявляется итог конкурса/
Звучит песенка капитанов конкурса.
Конкурс капитанов.
Перед капитанами стоит трудная задача : вытягивая по очереди карточки с именами собственными , они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко. Капитан может обратиться за помощью к своей команде.
Ерёма ( я ему про Фому, а он мне про Ерёму)
Емеля ( мели , Емеля, твоя неделя)
Маланья ( на Маланьину свадьбу)
Макар ( куда Макар телят не гонял)
Фома ( Фома неверущий)
Федот (Федот , да не тот)
Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках ( тексты заранее записаны на доске или на карточках):
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу-
Не ударил в грязь лицом
И не сел а галошу.
( Шибаев А.)
За домом едва
Пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой- засучив рукава.
(В.Викторов)
Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности , артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
На карточках записано: сесть в галошу, водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра,связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.
/ Подводится итог конкурса капитанов/
Ведущий. А теперь опять задание командам. Подберите синонимы к устойчивым оборотам: поминай как звали ( и след простыл), куры не клюют ( хоть пруд пруди), водить за нос ( морочить голову) , глядеть в оба ( держать ухо востро) , закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы) , тьма кромешная ( ни зги не видать) , ни слуху ни духу ( ни ответа ни привета), пальчики оближешь ( язык проглотишь).
Следующее задание : быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам. Жить душа в душу ( как кошка с собакой) , чуть свет ( на ночь глядя) , хоть пруд пруди ( кот наплакал), рукой подать ( куда Макар телят не гонял), дать волю языку ( держать язык за зубами).
Объявляется итог конкурса и общий счёт, называется команда- победитель.