СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок лепки из мастики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация , элементы лепки из мастики.

Просмотр содержимого документа
«Урок лепки из мастики»

Белгородский техникум промышленности и сферы услуг  ОСНОВЫ ЛЕПКИ

Белгородский техникум промышленности и сферы услуг

ОСНОВЫ ЛЕПКИ

Древнейшим видом изобразительного искусства является скульптура (от лат. sculp- tura – вырезать, высекать, ваяние, пластика). Скульптура получила широкое развитие в период античности и эпоху Возрождения. Отличительной особенностью этого вида искусства является объемность выполняемых изображений.Скульптура существует в реальном пространстве и является его частью. Скульптурные изображения имеют трехмерную форму, которая является фактической действительностью, а не воображаемой, как в живописи и графике. Объем является языком скульптуры, так же как цвет – языком живописи, а тон – языком графики. Материалами для создания скульптуры являются глина, пластилин, дерево, бронза,чугун, известняк, сталь и др. Данные материалы дают скульптору разнообразные художественно-выразительные возможности в зависимости от их мягкости или твердости. Одним из видов скульптуры является лепка. Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала .

Древнейшим видом изобразительного искусства является скульптура (от лат. sculp- tura – вырезать, высекать, ваяние, пластика). Скульптура получила широкое развитие в

период античности и эпоху Возрождения. Отличительной особенностью этого вида искусства является объемность выполняемых изображений.Скульптура существует в реальном пространстве и является его частью. Скульптурные изображения имеют трехмерную форму, которая является фактической действительностью, а не воображаемой, как в живописи и графике. Объем является языком

скульптуры, так же как цвет – языком живописи, а тон – языком графики.

Материалами для создания скульптуры являются глина, пластилин, дерево, бронза,чугун, известняк, сталь и др. Данные материалы дают скульптору разнообразные художественно-выразительные возможности в зависимости от их мягкости или твердости.

Одним из видов скульптуры является лепка.

Лепка – процесс создания скульптурного

изображения из мягкого пластического материала .

Основной подход к работе по лепке – от общего к частному – так же, как и в рисовании. Необходимо воспринимать не отдельные части, а их сочетание, взаимосвязь – видеть обобщенно целостную форму. Однако занятия по лепке имеют специфические особенности. Лаконичный язык скульптуры одновременно и прост, и сложен. Он активизирует мысль и эмоции, вызывая особое личностное отношение. Лепная работа требует терпения и определенных навыков, она всегда связана с чувством изображаемой реальности. Это требует глубокого изучения и анализа формы. Следовательно, занятия по лепке не просто сводятся к узкой специализации, а способствуют развитию интересной, творческой личности с развитым художественным вкусом.

Основной подход к работе по лепке – от общего к частному – так же, как и в рисовании. Необходимо воспринимать не отдельные части, а их сочетание, взаимосвязь – видеть обобщенно целостную форму. Однако занятия по лепке имеют специфические особенности. Лаконичный язык скульптуры одновременно и прост, и сложен. Он активизирует мысль и эмоции, вызывая особое личностное отношение. Лепная работа требует терпения и определенных навыков, она всегда связана с чувством изображаемой реальности. Это требует глубокого изучения и анализа формы.

Следовательно, занятия по лепке не просто сводятся к узкой специализации, а способствуют развитию интересной, творческой личности с развитым художественным вкусом.

Скульптура делится на два вида: круглая и рельефная. Круглая скульптура свободно размещается в пространстве, она обозревается со всех сторон. Памятники выдающимся людям являются круглой скульптурой. Их ставят на от- крытом месте не только для лучшего обозрения, но и в целях зрительного увеличения пространства, придания ему определенного смысла. В рельефе объемные изображения располагаются на плоскости.  Рельеф является фактически уплощенной скульптурой. Мера рельефного объема бывает малой и большой. В зависимости от этого различают две разновидности рельефа: горельеф (высокий) и барельеф (низкий). В горельефе изображение выступает над фоном более чем на половину своего объема. Это позволяет передать значительную глубину пространства и выполнять изображения массовых сцен, фигур, пейзажа.

Скульптура делится на два вида: круглая и рельефная.

Круглая скульптура свободно размещается в пространстве, она обозревается со всех сторон. Памятники выдающимся людям являются круглой скульптурой. Их ставят на от-

крытом месте не только для лучшего обозрения, но и в целях зрительного увеличения пространства, придания ему определенного смысла.

В рельефе объемные изображения располагаются на плоскости.

Рельеф является фактически уплощенной скульптурой. Мера рельефного объема бывает малой и большой. В зависимости от этого различают две разновидности рельефа: горельеф (высокий) и барельеф (низкий).

В горельефе изображение выступает над фоном более чем на половину своего объема. Это позволяет передать значительную глубину пространства и выполнять изображения массовых сцен, фигур, пейзажа.

В барельефе изображение выступает над фоном менее чем на половину своей толщины. Такое уплощение объема сближает рельеф с фоном и органично сочетается с плоскостью стены. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. Рельефные фигуры имеют большое применение в кондитерском искусстве. Выпуклые рисунки на пряниках, печенье, а также декоративный объем тортов и пирожных – это различные вариации рельефа.

В барельефе изображение выступает над фоном менее чем на половину своей толщины. Такое уплощение объема сближает рельеф с фоном и органично сочетается с плоскостью стены. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве.

Рельефные фигуры имеют большое применение в кондитерском искусстве. Выпуклые рисунки на пряниках, печенье, а также декоративный объем тортов и пирожных – это различные вариации рельефа.

Изображения нескольких фигур представляет собой скульптурную группу. Отдельно выделяется скульптура малых форм, которая в виде небольших фигурок вносит эстетическое разнообразие в наш быт, украшая, например, письменный стол.

По назначению скульптура бывает монументальной, монументально-декоративной,станковой.

Монументальная скульптура - это исторические памятники великих людей. Обычно их ставят на площадях на высокие постаменты для всеобщего обозрения и придания величественности, глобальности восприятия.

Декоративная скульптура в основном носит прикладной характер. Ею украшают архитектурные здания и сооружения, сады, парки, мосты. А так как она связана с пространством среды, то приобретает черты монументальной скульптуры. Декоративные

решетки, фонтаны, рельефы придают окружающей среде эмоционально-эстетическую окраску.

Станковая скульптура имеет самостоятельное значение и отличается большим разнообразием тем и сюжетов, отражающих реальную действительность. Ее интересуют ситу-

ации, в которых наиболее ярко проявляются типичные черты характера отдельного человека или группы людей.

Инструменты и материалы для лепки

Инструменты и материалы

для лепки

 Стеки – специальные инструменты в виде лопаточек разной конфигурации. Они могут быть заостренными, плоскими и изогнутыми. Изготавливают стеки из дерева, пластмассы и металла в зависимости от того с каким материалом ими предстоит работать.

Стеки – специальные инструменты в виде лопаточек разной конфигурации. Они могут быть заостренными, плоскими и изогнутыми. Изготавливают стеки из дерева, пластмассы и металла в зависимости от того с каким материалом ими предстоит работать.

Классические материалы лепки – глина и пластилин . Глина – осадочная горная порода. Соединяясь с водой, она делается мягкой и вязкой, способной перевоплощаться в любую форму и, высыхая, сохранять ее. Пластилин – мягкий пластичный материал, который изготавливается из глины, воска,сала и других добавок. Пластилин мягок и подвижен, долго не засыхает, быстро размягчается в руках и всегда готов к работе.

Классические материалы лепки – глина и пластилин .

Глина – осадочная горная порода. Соединяясь с водой, она делается мягкой и вязкой, способной перевоплощаться в любую форму и, высыхая, сохранять ее.

Пластилин – мягкий пластичный материал, который изготавливается из глины, воска,сала и других добавок. Пластилин мягок и подвижен, долго не засыхает, быстро размягчается в руках и всегда готов к работе.

Соленое тесто. В работах применяются те же приемы, как и при лепке из пластилина. Однако фактура теста имеет свои специфические особенности.

Соленое тесто. В работах применяются те же приемы, как и при лепке из пластилина. Однако фактура теста имеет свои специфические особенности.

Марципан – это эластичная смесь сахарной пудры с тертыми, порошкообразными орехами, обычно миндалем. Изготовить марципановую массу достаточно сложно. Кроме того, она дорогостоящая. Однако ее успешно использовали зарубежные кондитеры еще в XVIII-XIX вв. Эта смесь прекрасно формируется без всяких склеивающих добавок .

Марципан – это эластичная смесь сахарной пудры с тертыми, порошкообразными

орехами, обычно миндалем. Изготовить марципановую массу достаточно сложно. Кроме того, она дорогостоящая. Однако ее успешно использовали зарубежные кондитеры еще в XVIII-XIX вв. Эта смесь прекрасно формируется без всяких склеивающих добавок .

Приемы и техника лепных изображений

Приемы и техника

лепных изображений

Техника лепных изображений основана на двух основных способах. Это скульптурный способ и конструктивный. Скульптурный (пластический) способ заключается в том, что необходимую форму лепят из целого куска. Именно этой методикой пользуются все великие мастераскульпторы, отсекая лишнее, чтобы осталось гармоничное целое.  Конструктивный способ применяется в тех случаях, когда форма легко расчленяется на составные элементы и ее выполняют по частям  Очень часто в учебных работах удобно применять сочетание скульптурного и конструктивного способов лепки. Такой способ называют комбинированным.

Техника лепных изображений основана на двух основных способах. Это скульптурный способ и конструктивный.

Скульптурный (пластический) способ заключается в том, что необходимую форму лепят из целого куска. Именно этой методикой пользуются все великие мастераскульпторы, отсекая лишнее, чтобы осталось гармоничное целое.

Конструктивный способ применяется в тех случаях, когда форма легко расчленяется на составные элементы и ее выполняют по частям

Очень часто в учебных работах удобно применять сочетание скульптурного и конструктивного способов лепки. Такой способ называют комбинированным.

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приемов лепки. Техника лепных изображений связана, прежде всего, с такими приемами работы как скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и др.  Скатывание – простейший прием обработки куска пластической массы для придания ему шарообразной формы. Этот прием выполняется с помощью ладоней, между которыми помещается кусок и скатывается в шарик кругообразными движениями кистей рук. Шарообразная форма является началом для выполнения многих лепных изображений. Например, листика, лепестка, овощей и фруктов, и др.

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приемов лепки. Техника лепных изображений связана, прежде всего, с такими приемами работы как скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и др.

Скатывание – простейший прием обработки куска пластической массы для придания ему шарообразной формы. Этот прием выполняется с помощью ладоней, между которыми помещается кусок и скатывается в шарик кругообразными движениями кистей рук. Шарообразная форма является началом для выполнения многих лепных изображений. Например, листика, лепестка, овощей и фруктов, и др.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразной и конусообразной формы, а также цилиндрических жгутиков. Яйцеобразное тело получают из скатанного ранее шарика, раскатывая его с одной стороны. Для этого ладони ставят под углом друг к другу. Жгутики разного диаметра скатывают из кусочков пластилина прямолинейными движениями ладоней, расположенных параллельно.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразной и конусообразной формы, а также цилиндрических жгутиков. Яйцеобразное тело получают из скатанного ранее шарика, раскатывая его с одной стороны. Для этого ладони ставят под углом друг к другу. Жгутики разного диаметра скатывают из кусочков пластилина прямолинейными движениями ладоней, расположенных параллельно.

Сплющивание – прием, с помощью которого получают уплощенную форму, сдавливая вылепленный элемент ладонями или пальцами. Например, путем сдавливания шарика получается форма лепешки, диска, который может быть лепестком цветка.  Заглубления, изгибы, формирование фактуры различных поверхностей передают с помощью приема вдавливания , выполняемого как пальцами, так и стеками. При лепке мелких деталей применяют прием прищипывания . Его осуществляют сильным сжатием кончиками пальцев. Этим приемом можно изменять уже имеющуюся форму. Прием оттягивания применяют если нужно оттянуть из общей массы и сформировать какую-то часть предмета. В этом случае щепоткой пальцев ухватывают и, слегка сжав, оттягивают материал, а затем лепят из него нужную форму. Для придания большей достоверности и эстетичности внешнего вида изделия применяют прием заглаживания его поверхности.  Заглаживание осуществляют продольным движением пальцев, убирая все неровности.

Сплющивание – прием, с помощью которого получают уплощенную форму, сдавливая вылепленный элемент ладонями или пальцами. Например, путем сдавливания шарика получается форма лепешки, диска, который может быть лепестком цветка.

Заглубления, изгибы, формирование фактуры различных поверхностей передают с помощью приема вдавливания , выполняемого как пальцами, так и стеками.

При лепке мелких деталей применяют прием прищипывания . Его осуществляют сильным сжатием кончиками пальцев. Этим приемом можно изменять уже имеющуюся форму.

Прием оттягивания применяют если нужно оттянуть из общей массы и сформировать какую-то часть предмета. В этом случае щепоткой пальцев ухватывают и, слегка сжав, оттягивают материал, а затем лепят из него нужную форму. Для придания большей достоверности и эстетичности внешнего вида изделия применяют прием заглаживания его поверхности.

Заглаживание осуществляют продольным движением пальцев, убирая все неровности.

Создание фактуры поверхности придаст оригинальность любой работе. Для этого могут применяться не только стеки (как уже упоминалось в предыдущем пункте), но и всевозможные предметы, оказавшиеся под рукой. Путем надавливания этими предметами на украшаемую поверхность, появляется фактура или рисунок. Овладение техникой лепных изображений очень важно для будущих специалистов кулинарного искусства, так как она играет неоценимую роль в формировании умения чувствовать объемность композиции и развитии образного видения.

Создание фактуры поверхности придаст оригинальность любой работе. Для этого могут применяться не только стеки (как уже упоминалось в предыдущем пункте), но и всевозможные предметы, оказавшиеся под рукой.

Путем надавливания этими предметами на украшаемую поверхность, появляется фактура или рисунок.

Овладение техникой лепных изображений очень важно для будущих специалистов кулинарного искусства, так как она играет неоценимую роль в формировании умения чувствовать объемность композиции и развитии образного видения.

Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание