Л. И. Ляпунова, ГУО «УПК Полошковский детский сад-средняя школа Климовичского района» Могилёвского области
Урок
Тема. Состав слова. Способы образования слов
X класс
Цель урока: способствовать углублению знаний учащихся о составе слова и способах словообразования.
Задачи: создать условия для совершенствования навыков морфемного и словообразовательного разбора; развития орфографической зоркости, обогащения словарного запаса учащихся; воспитания культуры речи, формирования навыков сотрудничества, интереса к предмету.
Форма урока: урок-практикум.
Методы: словесный, частично-поисковый, практический, репродуктивный.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: сотрудничество «педагог — ученик», здоровьесберегающая, уровневая дифференциация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Прогнозируемый результат: планируется, что в конце урока учащиеся смогут выполнить итоговый тест.
Оборудование: рабочая тетрадь на печатной основе, учебник, опорный конспект.
Эпиграф:
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Ход урока
Организационный этап.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Мы друг к другу повернёмся
И, конечно, улыбнёмся.
Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!
— Как вы понимаете выражение ни пуха ни пера? (Пожелание удачи.)
— Сообщение учащегося «Происхождение выражения ни пуха ни пера».
Проверка домашнего задания (упр. 124).
Орфограммы в корне.
Просвещение, касаться, отпереть, шёлк,
инициалы, цоколь, резьба, безыдейность, доблестный.
Орфограммы в приставке.
Бесчисленный, рассуждения, приручить,
ничей, отдать.
Орфограммы в суффиксе.
Ночёвка, замочек, читающий, накрахмаленный, окуневый, докрасна, изредка, видимый, газетчик, преследовать, зависящий, камышовый, одесский, глиняный, горячо, курицын, торфяник, свинцовый.
Орфограммы в окончании:
Гребцы, на рояле, в инее, с Гагариным, в синеющем небе, клокочет.
Сообщение темы урока.
Не случайно дома вы работали над орфограммами в разных частях слова. Тема сегодняшнего урока «Состав слова. Способы образования слов». Сегодня мы преодолеем непростой путь по лабиринту словообразования. Наша задача — выполняя различные задания, выйти из лабиринта.
Совместное целеполагание.
Античность подарила нам много крылатых выражений (афоризмов), значение и происхождение некоторых из них мы сегодня вспомним. Начнём с афоризма авгиевы конюшни.
Сообщение учащегося
Авгиевы конюшни — устойчивое выражение, применяющееся для обозначения очень грязного помещения, а также беспорядка в делах, когда требуются большие усилия для наведения чистоты и порядка. Выражение заимствовано из греческой мифологии. По преданию, царь Элиды Авгий владел обширными конюшнями, в которых стояло три тысячи лошадей. Но их стойла не чистили в течение 30 лет, и конюшни были наполнены навозом по самые крыши. Очистил их Геракл, который направил через конюшню реку, и её воды унесли весь навоз.
Какая задача стоит перед нами? (Систематизировать знания по теме «Состав слова. Способы образования слов», т. е. навести порядок в своих знаниях.)
Работа по теме урока.
Работа с таблицей «Роль морфем в слове» (с. 91).
Формообразовательные и словообразовательные морфемы.
Вариант I. Выделите в словах формообразовательные морфемы.
Пишите, оберегать, пробежал, светлее, принимаемый, угадавший, выделяя, испечь, донёс, расскажите, расскажете.
Вариант II. Выделите в словах словообразовательные морфемы.
Задумалась, разбежаться, трёхэтажный, бесследный, толпиться, разлететься, крик, возделывает, сначала, березняк.
Прерывистая основа. Что это?
Рассмеяться, принести, какой-то, жюри, вправо, развязался.
Однокоренные слова или формы одного слова?
Вариант I. Подчеркните однокоренные слова.
Добрый, добрым, шоколад, шоколадка, прилететь, прилетевший, дискуссия, дискуссионный, напишу, напиши, колонна, колонка, плохой, плохонький, читаю, буду читать.
Вариант II. Подчеркните формы одного слова.
Добрый, добрым, шоколад, шоколадка, прилететь, прилетевший, дискуссия, дискуссионный, напишу, напиши, колонна, колонка, плохой, плохонький, читаю, буду читать.
«Зри в корень!». Свободный или связанный?
Сомкнуть, разуть, обуть, забирать, объять, зажечь, огонь, там, жюри, поднять, сыграть, отобрать, примкнуть.
Сообщение учащегося
Ахиллесова пята — это выражение употребляется для обозначения слабой стороны, уязвимого места. Выражение заимствовано из греческой мифологии. В легенде рассказывается, что Ахилл был одним из самых сильных и смелых героев. Его не поражали вражеские стрелы, поскольку мать Ахилла, морская богиня Фетида, желая сделать тело сына неуязвимым, окунала его в священную реку Стикс. Но при этом держала сына за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка и осталась единственным уязвимым
местом героя, куда он был смертельно ранен стрелой Париса.
— Ахиллесовой пятой при изучении темы «Состав слова. Способы образования слов» бывают нулевые морфемы. Посмотрим, является ли для вас уязвимым местом эта тема.
6. «Внимание! Нулевое окончание!»
Вариант I. Выделите нулевое окончание. Определите грамматическое значение слов, имеющих нулевое окончание.
Дом, (нет) туч, присядь, прочитан, дочь, дремуч, папин, медвежий, прочитал.
7. «Внимание! Морфема-невидимка. Нулевой суффикс!»
Вариант II. Выделите нулевой суффикс. Определите грамматическое значение слов, имеющих нулевой суффикс.
Бег, синь, голубоглазый, вниз, транжира, проводы, супруга, шестнадцатый, залез.
Минутка для отдыха
Давайте отдохнём с пользой. Каждый день мы приветствуем друг друга. Мы здороваемся не только с близкими людьми и друзьями, но и с незнакомцами. 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. В каждой стране, культуре есть определённые правила приветствия. В некоторых странах приветствие настолько необычно, что вызывает улыбку у представителей других культур.
Самым распространённым приветствием является рукопожатие. Пожмите друг другу руки.
Особой традицией приветствия могут похвастаться японцы. В их культуре заведено кланяться и произносить при этом «конни- чива» (на русском «добрый день»). Свою традицию они не нарушают, поэтому туристам Страны восходящего солнца нужно научиться их культуре приветствия. Давайте поклонимся друг другу.
Очень милое приветствие у представителей Лапландии (регион в Финляндии, Норвегии и Швеции). При встрече люди трутся носами друг о друга.
Жаркие по своей натуре представители Латинской Америки при встрече восклицают «буэнос диас» и обнимают друг друга, одновременно похлопывая по плечам.
Сообщение учащегося
Троянский конь — устойчивое выражение, которое употребляется для обозначения тайных, коварных намерений, замыслов. Выражение заимствовано из греческой мифологии. По преданию, во время Троянской войны данайцы после длительной и безуспешной
осады Трои прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают. Жрец Лаокоон, увидев коня и зная хитрость данайцев, воскликнул: «Что бы ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы всё-таки втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу и открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.
— Выполняя морфемный разбор, помни о троянском коне, ведь каждая морфема — это загадка.
8. Морфемный разбор — разбор слова по составу.
Вариант I. Выделите в словах все морфемы.
Мирить, ничей, выше, возделываю, сообщение, принёс, приближаться, зелень, красивее, домашний.
Вариант II. Выделите в словах все морфемы.
Расстелить, полотняный, толпились, думая, беззубый, пуск, кого-то, жюри, дальше, лисий.
9. Сообщение учащегося
Гордиев узел — всякое запутанное сплетение обстоятельств.
Заимствовано из легенды, повествующей о том, что оракул повелел фригийцам избрать царём того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса. Им оказался простой землепашец Гордий, он и был провозглашён царём. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса и к дышлу её прикрепил ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, тот, кто сумеет распутать этот узел, должен стать властителем всей Азии. Александр Македонский, не мудрствуя лукаво, рассёк гордиев узел мечом.
Настоящим гордиевым узлом является словообразовательный разбор.
10. Словообразовательная цепочка.
Вариант I. Укажите стрелками последовательность образования слов от производного к производящему слову. Пловчиха пловец плавать плыть.
Вариант II. Укажите стрелками последовательность образования слов от производящего к производному слову. Плыть плавать пловец пловчиха.
— Постройте словообразовательную цепочку.
Вариант I. Хохотунья, хохот, хохотун, хохотать.
Вариант II. Покупочка, купить, покупка, покупать.
Определите способ образования слов.
Вариант I. Густонаселённый, озвучивание, шагомер.
Вариант II. Вручную, завет, диван-кровать.
Словообразовательное гнездо (упорядоченное объединение всех производных слов с одним корнем).
Постройте словообразовательное гнездо.
Грибок, гриб, грибковый, грибочек, грибник, грибной.
Подведение итогов урока.
К концу подходит наш урок,
Пора нам подвести итог.
Сегодня мы прошли непростой путь по лабиринту состава слова и словообразования. Задача — выйти из лабиринта — выполнить все задания. Насколько успешно — покажет результат тестовой работы.
Рефлексия.
Я хочу рассказать вам известь притчу.
Везут три человека тяжёлые камни.
— Что вы делаете? — спрашивают у них.
— Везу эти проклятые камни, — зло ответил первый.
— На хлеб себе зарабатываю, — уст ответил второй.
— А я строю храм, — ответил третий.
Чем для вас был сегодняшний урок? Тяжёлой работой, которая принесла тол усталость? Вы выполняли задания только ради отметки? Хочется надеяться, что строили храм.
Домашнее задание.