СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ЛЯПУНОВОЙ Л. И. "Состав слова. Способы образования слов" РЯиЛ 2019-11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ЛЯПУНОВОЙ Л. И. "Состав слова. Способы образования слов" РЯиЛ 2019-11»

Л. И. Ляпунова, ГУО «УПК Полошковский детский сад-средняя школа Климовичского района» Могилёвского области

Урок

Тема. Состав слова. Способы образования слов

X класс

Цель урока: способствовать углублению знаний учащихся о составе слова и способах словообразования.

Задачи: создать условия для совершен­ствования навыков морфемного и словообра­зовательного разбора; развития орфографи­ческой зоркости, обогащения словарного за­паса учащихся; воспитания культуры речи, формирования навыков сотрудничества, ин­тереса к предмету.

Форма урока: урок-практикум.

Методы: словесный, частично-поисковый, практический, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: сотрудниче­ство «педагог — ученик», здоровьесберега­ющая, уровневая дифференциация.

Формы организации учебной деятельно­сти: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Прогнозируемый результат: планируется, что в конце урока учащиеся смогут выпол­нить итоговый тест.

Оборудование: рабочая тетрадь на печат­ной основе, учебник, опорный конспект.

Эпиграф:

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Мы друг к другу повернёмся

И, конечно, улыбнёмся.

Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!

— Как вы понимаете выражение ни пуха ни пера? (Пожелание удачи.)

Сообщение учащегося «Происхожде­ние выражения ни пуха ни пера».


  1. Проверка домашнего задания (упр. 124).

  1. Орфограммы в корне.

Просвещение, касаться, отпереть, шёлк,

инициалы, цоколь, резьба, безыдейность, до­блестный.

  1. Орфограммы в приставке.

Бесчисленный, рассуждения, приручить,

ничей, отдать.

  1. Орфограммы в суффиксе.

Ночёвка, замочек, читающий, накрах­маленный, окуневый, докрасна, изредка, ви­димый, газетчик, преследовать, зависящий, камышовый, одесский, глиняный, горячо, ку­рицын, торфяник, свинцовый.

  1. Орфограммы в окончании:

Гребцы, на рояле, в инее, с Гагариным, в синеющем небе, клокочет.


  1. Сообщение темы урока.

  • Не случайно дома вы работали над ор­фограммами в разных частях слова. Тема сегодняшнего урока «Состав слова. Способы образования слов». Сегодня мы преодолеем непростой путь по лабиринту словообразо­вания. Наша задача — выполняя различные задания, выйти из лабиринта.


  1. Совместное целеполагание.

  • Античность подарила нам много кры­латых выражений (афоризмов), значение и происхождение некоторых из них мы сегод­ня вспомним. Начнём с афоризма авгиевы конюшни.

Сообщение учащегося

Авгиевы конюшни — устойчивое вы­ражение, применяющееся для обозначения очень грязного помещения, а также беспо­рядка в делах, когда требуются большие усилия для наведения чистоты и порядка. Выражение заимствовано из греческой ми­фологии. По преданию, царь Элиды Авгий владел обширными конюшнями, в которых стояло три тысячи лошадей. Но их стойла не чистили в течение 30 лет, и конюшни были наполнены навозом по самые крыши. Очистил их Геракл, который направил че­рез конюшню реку, и её воды унесли весь навоз.

  • Какая задача стоит перед нами? (Си­стематизировать знания по теме «Состав слова. Способы образования слов», т. е. на­вести порядок в своих знаниях.)


  1. Работа по теме урока.

  1. Работа с таблицей «Роль морфем в слове» (с. 91).

  2. Формообразовательные и словообразо­вательные морфемы.

Вариант I. Выделите в словах формо­образовательные морфемы.

Пишите, оберегать, пробежал, светлее, принимаемый, угадавший, выделяя, испечь, донёс, расскажите, расскажете.

Вариант II. Выделите в словах слово­образовательные морфемы.

Задумалась, разбежаться, трёхэтаж­ный, бесследный, толпиться, разлететься, крик, возделывает, сначала, березняк.

  1. Прерывистая основа. Что это?

  • Выделите в следующих словах основу.

Рассмеяться, принести, какой-то, жюри, вправо, развязался.

  1. Однокоренные слова или формы одно­го слова?

Вариант I. Подчеркните однокоренные слова.

Добрый, добрым, шоколад, шоколадка, прилететь, прилетевший, дискуссия, дис­куссионный, напишу, напиши, колонна, ко­лонка, плохой, плохонький, читаю, буду чи­тать.

Вариант II. Подчеркните формы одного слова.

Добрый, добрым, шоколад, шоколадка, прилететь, прилетевший, дискуссия, дис­куссионный, напишу, напиши, колонна, ко­лонка, плохой, плохонький, читаю, буду чи­тать.

  1. «Зри в корень!». Свободный или свя­занный?

  • Выделите в словах корень. Сделайте вывод: свободный он или связанный?

Сомкнуть, разуть, обуть, забирать, объ­ять, зажечь, огонь, там, жюри, поднять, сыграть, отобрать, примкнуть.

Сообщение учащегося

Ахиллесова пята — это выражение упо­требляется для обозначения слабой стороны, уязвимого места. Выражение заимствовано из греческой мифологии. В легенде расска­зывается, что Ахилл был одним из самых сильных и смелых героев. Его не поражали вражеские стрелы, поскольку мать Ахилла, морская богиня Фетида, желая сделать тело сына неуязвимым, окунала его в священную реку Стикс. Но при этом держала сына за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка и осталась единственным уязвимым

местом героя, куда он был смертельно ранен стрелой Париса.

— Ахиллесовой пятой при изучении темы «Состав слова. Способы образования слов» бывают нулевые морфемы. Посмотрим, явля­ется ли для вас уязвимым местом эта тема.

6. «Внимание! Нулевое окончание!»

Вариант I. Выделите нулевое оконча­ние. Определите грамматическое значение слов, имеющих нулевое окончание.

Дом, (нет) туч, присядь, прочитан, дочь, дремуч, папин, медвежий, прочитал.

7. «Внимание! Морфема-невидимка. Ну­левой суффикс!»

Вариант II. Выделите нулевой суффикс. Определите грамматическое значение слов, имеющих нулевой суффикс.

Бег, синь, голубоглазый, вниз, транжира, проводы, супруга, шестнадцатый, залез.


Минутка для отдыха

Давайте отдохнём с пользой. Каждый день мы приветствуем друг друга. Мы здо­роваемся не только с близкими людьми и друзьями, но и с незнакомцами. 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. В каждой стране, культуре есть определённые правила приветствия. В некоторых странах приветствие настолько необычно, что вызыва­ет улыбку у представителей других культур.

Самым распространённым приветствием является рукопожатие. Пожмите друг другу руки.

Особой традицией приветствия могут по­хвастаться японцы. В их культуре заведено кланяться и произносить при этом «конни- чива» (на русском «добрый день»). Свою тра­дицию они не нарушают, поэтому туристам Страны восходящего солнца нужно научить­ся их культуре приветствия. Давайте покло­нимся друг другу.

Очень милое приветствие у представите­лей Лапландии (регион в Финляндии, Нор­вегии и Швеции). При встрече люди трутся носами друг о друга.

Жаркие по своей натуре представители Латинской Америки при встрече восклицают «буэнос диас» и обнимают друг друга, одно­временно похлопывая по плечам.


Сообщение учащегося

Троянский конь — устойчивое выраже­ние, которое употребляется для обозначения тайных, коварных намерений, замыслов. Вы­ражение заимствовано из греческой мифоло­гии. По преданию, во время Троянской вой­ны данайцы после длительной и безуспешной

осады Трои прибегли к хитрости: они со­орудили огромного деревянного коня, оста­вили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают. Жрец Лаокоон, увидев коня и зная хитрость данайцев, воскликнул: «Что бы ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы всё-таки втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавши­еся внутри коня, вышли, перебили стражу и открыли городские ворота, впустили вер­нувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.

— Выполняя морфемный разбор, помни о троянском коне, ведь каждая морфема — это загадка.

8. Морфемный разбор — разбор слова по составу.

Вариант I. Выделите в словах все мор­фемы.

Мирить, ничей, выше, возделываю, со­общение, принёс, приближаться, зелень, кра­сивее, домашний.

Вариант II. Выделите в словах все мор­фемы.

Расстелить, полотняный, толпились, думая, беззубый, пуск, кого-то, жюри, даль­ше, лисий.


9. Сообщение учащегося

Гордиев узел — всякое запутанное спле­тение обстоятельств.

Заимствовано из легенды, повествующей о том, что оракул повелел фригийцам из­брать царём того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса. Им ока­зался простой землепашец Гордий, он и был провозглашён царём. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса и к дышлу её прикрепил ярмо, завязав чрез­вычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, тот, кто сумеет распутать этот узел, должен стать властителем всей Азии. Алек­сандр Македонский, не мудрствуя лукаво, рассёк гордиев узел мечом.

Настоящим гордиевым узлом является словообразовательный разбор.


10. Словообразовательная цепочка.

Вариант I. Укажите стрелками последо­вательность образования слов от производно­го к производящему слову. Пловчиха пловец плавать плыть.

Вариант II. Укажите стрелками после­довательность образования слов от произво­дящего к производному слову. Плыть плавать пловец пловчиха.

— Постройте словообразовательную це­почку.

Вариант I. Хохотунья, хохот, хохотун, хохотать.

Вариант II. Покупочка, купить, покуп­ка, покупать.

Определите способ образования слов.

Вариант I. Густонаселённый, озвучива­ние, шагомер.

Вариант II. Вручную, завет, диван-кро­вать.

Словообразовательное гнездо (упоря­доченное объединение всех производных слов с одним корнем).

Постройте словообразовательное гнездо.

Грибок, гриб, грибковый, грибочек, гриб­ник, грибной.


  1. Подведение итогов урока.

К концу подходит наш урок,

Пора нам подвести итог.

Сегодня мы прошли непростой путь по лабиринту состава слова и словообразования. Задача — выйти из лабиринта — выполнить все задания. Насколько успешно — покажет результат тестовой работы.


  1. Рефлексия.

Я хочу рассказать вам известь притчу.

Везут три человека тяжёлые камни.

— Что вы делаете? — спрашивают у них.

— Везу эти проклятые камни, — зло ответил первый.

— На хлеб себе зарабатываю, — уст ответил второй.

— А я строю храм, — ответил третий.

Чем для вас был сегодняшний урок? Тяжёлой работой, которая принесла тол усталость? Вы выполняли задания только ради отметки? Хочется надеяться, что строили храм.


  1. Домашнее задание.