СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-лингвистическое кафе "Причастие. Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для обобщения материала по темам "Причастие. Деепричастие".Предсталена в виде игры. Как вариант, можно переделать в лингвистическую кухню, в которой учащиеся будут не посетителями, а поварами, готовящими блюда по рецептам, и будут продавать их за баллы.

Просмотр содержимого документа
«Урок-лингвистическое кафе "Причастие. Деепричастие"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Антрацитовская общеобразовательная школа ступеней №8»

Луганской Народной Республики





Класс: 7

Подготовила: учитель русского языка

Славнова Марина Сергеевна

2019г.

Лингвистическое кафе

«Причастие. Деепричастие»

Класс: 7.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: повторить, закрепить знания учащихся о причастие, деепричастие; развивать память, умение работать самостоятельно, систематизировать информацию, применять на практике теоретические навыки, умение делать выбор, умение правильно излагать мысль, строить предложения, используя причастные, деепричастные обороты; воспитывать самостоятельность, ответственность за свой выбор, прививать нормы столового этикета.

Оборудование: таблички с названиями двух кафе «Причастие», «Деепричастие» (прил.1), меню с заданиями по количеству учащихся (прил.2), накопительные карточки для каждого ученика (прил.3), карточки с заданиями (прил.4).

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  1. Слово учителя: сегодня у нас будет не простой урок. Мы превратимся в посетителей кафе и почувствуем себя настоящими гурманами.

  1. Сообщение темы, цели урока.

  1. Целеполагание: Вы видите их перед собой: называются они «Причастие», «Деепричастие». Исходя из названий, как вы думаете, что вас в них ожидает? (ответы детей). Правильно, таким образом мы сегодня повторим и закрепим все, что выучили о причастиях и дееперичастиях.

  2. Слово учителя: В каждом кафе есть меню с разнообразными блюдами, однако, вместо еды вы найдете в них интересные задания по обозначенным темам. Также, вместо ценника блюд вы найдете количество баллов, которые можно получить, выполнив выбранное задание. Они будут накапливаться в ваших накопительных карточках, которые есть у каждого из вас. Однако, перед тем, как перейти дегустации, необходимо знать рецепт. Вы со мной согласны? Тога повторим теоретический материал по теме.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Теоретическая эстафета. Учитель задает вопрос, учащийся, который дает ответ, называет того, кто будет отвечать следующим.

Вопросы:

  • Что такое причастие/ деепричастие?

  • Грамматические категории каких частей речи совмещает причастие/деепричастие?

  • Каким членом предложения могут выступать причастия/деепричастия?

  • Что такое причастный/деепричастный оборот?

  • Назовите суффиксы причастий?

  • Какие виды причастий вы знаете?

  • В каких случаях деепричастный оборот выделяется запятыми?

  1. Закрепление материала.

  1. Слово учителя:

В меню каждого из кафе вы увидите задания разной сложности и стоимости: от легких до сложных. Как в настоящих кафе закуски: легкие задания, не требующие долгого выполнения, основные блюда, требующие основательных затрат сил и самое вкусное – десерты, конечно, с «изюминкой». Вы можете выбрать самостоятельно, за какое из заданий взяться, выполнить его и получить определенное количество баллов (если задание будет выполнено с ошибками, можно получить не максимальное количество очков). После этого сможете выбрать следующее блюдо. Также вы сможете перейти в другое кафе, если выбор блюд вас не устроит, однако, выбрать минимум по одному блюду из каждого кафе нужно обязательно. Если задание понятно, можете пройти в любое кафе и ознакомиться с меню.

  1. Самостоятельная работа (посещение кафе). Учащиеся подходят к импровизированным кафе, знакомятся с меню каждого из них, определяются с выбором, выполняют задания. Выполнив задание, учащийся подходит сдавать его учителю, после чего получает балл в накопительную карточку посетителя и выбирает следующее задание.

  2. Презентация выполненного задания.

  3. Физкультминутка. Упражнения для глаз.

  1. Подведение итогов.

  1. Подсчет баллов на карточках каждого ученика. Выставление оценок.

  2. Рефлексия. Продолжи предложение:

  • Мне было трудно...

  • Больше всего на уроке мне понравилось…

  • Я понял, что…

  • У меня получилось/не получилось…

  • Я попробую…

  1. Домашнее задание. Составить небольшой текст (7-10 предложений) на тему «Я готовлюсь к Новому году», используя причастные, деепричастные обороты.







































Прил. 4

Причастный винегрет.

Образуйте от глаголов все возможные формы причастий. Составьте с одним из них предложение с причастным оборотом.

Освободить –

Наряжать –

Шведский стол с причастием.

Восстановите правило:

В … причастиях … времени пишутся суффиксы:
-…щ(-…щ), если причастия образованы от глаголов I спряжения. Например… …щ(-…щ), если причастия образованы от глаголов II спряжения. Например:…


Сборная солянка (к двум кафе).

Преобразуйте предложения так, чтобы в каждом из них появился причастный/деепричастный оборот. Воспользуйтесь подсказками.

Все присутствующие за столом могут начинать есть тогда, когда вы получили заказанные блюда. Если человек, который ожидает приготовления своего блюда не против, он может высказать предложение другим приступить к трапезе. Категорически нельзя сидеть за столом и заниматься гигиеническими процедурами - протирать салфетками лицо, шею и руки, расчесывать волосы или подкрашивать губы. Телефон лучше всего  убрать со стола в карман и поставить на виброрежим. Снимать фотографии для инстаграма, дуть на суп, придирчиво ковыряться в салате и комментировать ингредиенты - неприлично.

Кулебяка под загадочным соусом

Исправьте речевые ошибки в построении предложений с причастными, деепричастными оборотами. Запишите текст в исправленном виде.

Сидя за столом, локти не должны лежать полностью на столе. Заказанные блюда, вынесенные официантом, могут начинать есть. Упавшую ложку на пол необходимо поднять и попросить заменить. Нельзя, размешивая чай, оставлять ложку в чашке. Всегда оставайся вежливым, высказывающим хозяйке, официанту слова благодарности.





Сладкий синквейн.

Составьте синквейн на тему «Причастие», описав его как часть речи.

1 строка – причастие.

2 строка – 2 причастия, прилагательных

3 строка – 3 глагола,

4 строка – предложение, фраза о причастии с причастным оборотом.

5 строка – ассоциация.

Пример: причастие

обозначающий, изменяющийся

описывает, определяет, действует

брат прилагательного,определяющий признак по действию

определение

Деепричастный винегрет.

Образуйте от глаголов все возможные формы деепричастий. Составьте с одним из них предложение с деепричастным оборотом

Садиться –

Улыбаться –

Избирательный фуршет.

Выпишите из предложений деепричастия, указав вид.

Сидя за столом, выпрямите спину, чтобы вам было удобно. Кисти рук можно класть на краешек стола или на колени, прижав локти к бокам. Если вы обедаете в компании и ведете беседу, разговаривайте в полголоса, не крича и не смеясь во весь голос. Не спеша пережевывайте пищу, не разговаривая при этом с собеседником.


Сборная солянка (к двум кафе).

Преобразуйте предложения так, чтобы в каждом из них появился причастный/деепричастный оборот. Воспользуйтесь подсказками.

Все присутствующие за столом могут начинать есть тогда, когда вы получили заказанные блюда. Если человек, который ожидает приготовления своего блюда не против, он может высказать предложение другим приступить к трапезе. Категорически нельзя сидеть за столом и заниматься гигиеническими процедурами - протирать салфетками лицо, шею и руки, расчесывать волосы или подкрашивать губы. Телефон лучше всего  убрать со стола в карман и поставить на виброрежим. Снимать фотографии для инстаграма, дуть на суп, придирчиво ковыряться в салате и комментировать ингредиенты - неприлично.

Кулебяка под загадочным соусом.
Исправьте речевые ошибки в построении предложений с причастными, деепричастными оборотами. Запишите текст в исправленном виде.

Сидя за столом, локти не должны лежать полностью на столе. Заказанные блюда, вынесенные официантом, могут начинать есть. Упавшую ложку на пол необходимо поднять и попросить заменить. Нельзя, размешивая чай, оставлять ложку в чашке. Всегда оставайся вежливым, высказывающим хозяйке, официанту слова благодарности.

Сладкий синквейн.

Составьте синквейн на тему «Деепричастие», описав его как часть речи.

1 строка – деепричастие.

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 деепричастия, глагола.

4 строка – предложение, фраза о деепричастии с деепричастным оборотом.

5 строка – ассоциация.

Например: деепричастие

интересное, загадочное

не изменяется, действует, добавляя

помогает глаголу, добавляя действие

обстоятельство





Закуски:

- Деепричастный «винегрет»;

- Избирательный фуршет.

Основные блюда:

- Сборная солянка;

- Кулебяка под загадочным соусом.

Десерты:

- Сладкий синквейн























Закуски:

- Причастный «винегрет»;

- Шведский стол с причастием.

Основные блюда:

- Сборная солянка;

- Кулебяка под загадочным соусом.

Десерт:

- Сладкий синквейн



















Прил. 3. Накопительная карточка



Счет

Заказанное блюдо

Максимальное количество баллов за блюдо

Полученные баллы



















Итого к оценке:

































Счет

Заказанное блюдо

Максимальное количество баллов за блюдо

Полученные баллы



















Итого к оценке: