СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 1 класс Тема " литературного чтения в 1 дополнительном классе по теме «Сравнение художественного и научно-познавательного текстов о кошках. М. Пляцковский «Цап Царапыч», В. Лунин «Никого не обижай».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению разработан для коррекционного 1 дополнительного класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 1 класс Тема " литературного чтения в 1 дополнительном классе по теме «Сравнение художественного и научно-познавательного текстов о кошках. М. Пляцковский «Цап Царапыч», В. Лунин «Никого не обижай».»

Урок Литературного чтения в 1 дополнительном классе

Составила учитель: Зиновьева Т.А.

Тема: Сравнение художественного и научно-познавательного текстов о кошках. М. Пляцковский «Цап Царапыч», В. Лунин «Никого не обижай».

Цель урока: сравнить художественный и научно-познавательный текст о кошках, учиться понимать, анализировать, прочитанное, определять своё отношение к героям произведений и высказывать о них своё мнение.

Формируемые УУД:

Предметные:

-читать вслух целыми словами небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;

-понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного текста;

-различать прозаическую и стихотворную речь;

-понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения;

-участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

Коммуникативные:

-участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста:

-слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

-объяснять своими словами значение изученных понятий; описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений

Регулятивные:

-понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;

-проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;

-с помощью учителя оценивать свои успехи (трудности) в освоении читательской деятельности.

Личностные:

-бережно относиться к животным, осознавать проблемы взаимоотношений человека и животных,

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация

  • Раздаточный материал



Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Психологический настрой



Речевая разминка

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Работа со скороговорками по рядам.

Кошка в окошке шапку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет.


Тише, мышки, не шумите,

Кошку Машку не будите.

(Чтение про себя, чтение вслух медленно, быстро, по одному).

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА

Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Добавьте в слова гласную О, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк); сложите слово из перепутанных букв (касоаб – собака).





























2. Актуализация знаний.































3.Формулирование темы и постановка целей урока.


Восстановите стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова, подходящие названия картинок (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синонимичными).

Нет, напрасно мы решили

Прокатить ________ в _______.

_______ кататься не привык,

Опрокинул __________________.

Прочитайте слова: кот, кошка, котёнок.

Что можно сказать о них? (Кошка-это домашнее животное)


Кто предположит, какая тема нашего урока? Про кого вы будете читать произведения? (Про кошек) Да, ребята, коты и кошки упоминаются во многих произведениях. На парте выставка книг про кошек, художественные произведения и энциклопедия про животных.


Тема урока: Сравнение художественного и научно-познавательного текстов о кошках. Чтение стихотворений М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. В. Сапгир «Кошка»,

В. Лунин «Никого не обижай».

Сегодня на уроке вы будете учиться сравнить художественный и научно-познавательный текст о кошках, учиться понимать, анализировать, прочитанное, определять своё отношение к героям произведений и высказывать о них своё мнение.

У нас на доске таблица. В таблице две колонки художественный текст и научный текст и карточки со словами, после работы с текстами будете распределять эти слова.





























Слайд 2

4.Работа по теме урока. (основная часть)













































































5.Физминутка

Познакомимся с художественными произведениями о кошках. Стихотворение М. Пляцковского «Цап Царапыч»

Знакомство с автором. (краткая биография).

Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года в Сталинской области. Пляцковский — автор текстов более тридцати детских песен, самыми известными из которых стали «Дважды два — четыре», «От улыбки станет всем светлей». Он сочинил для детей короткие сказки и стихи. «Пляцковский ушел из жизни 26 января 1991 года

Слушание стихотворения.

Цап Царапыч — это кот,
Наш жилец квартирный.
Он давно у нас живёт,
Он большой и смирный.
Но зовём мы неспроста
Цап Царапычем кота.
Наступи на хвост ему —
Сам узнаешь
Почему!

Чтение стихотворения про себя, вслух. (учебник стр.65)

Какие слова вам непонятны? Словарная работа. Объяснить значение слов: жилец квартирный, смирный, неспроста). Прочитаем стихотворение выразительно.

Работа над пониманием прочитанного.

Как зовут кота? Почему его так назвали? Кличка ласковая у кота или нет? Опишите кота, какой он. (Большой, смирный, но может быть злым, если ему наступить на хвост, царапаться). Любит ли мальчик своего кота?

Работа в парах.

Расставьте строчки из стихотворения «Цап Царапыч» в нужном порядке.

Наш жилец квартирный.

Он большой и смирный.

Цап Царапычем кота.

Наступи на хвост ему —

Сам узнаешь почему!

Но зовём мы неспроста

Он давно у нас живёт,

Цап Царапыч — это кот,

Проверка задания. Чтение стихотворения.

Выберите какие слова про кота из этого текста и прикрепим их в первую колонку, так как этот текст художественный.

Прикрепляют: (Цап Царапыч, жилец квартирный, умеет себя защитить)


Знакомство со стихотворением Г. Сапгира «Кошка»

Знакомство с автором. (краткая биография).

Генрих Вениаминович Сапгир родился

в Бийске Алтайского края. Всю жизнь прожил в Москве. Генрих Сапгир много публиковался как детский писатель. Ему принадлежат сценарии мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» и другие, а также перевод текста песни «Зелёная карета». Написал много пьес и стихов для детей о животных, семье, школе.

Слушание стихотворения.

— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молочка?
— Мяу.
— А в приятели — щенка?
— Фрр!

Чтение стихотворения про себя, вслух. (учебник стр.66) Словарная работа. Объяснить значение слов: стережёшь, приятели или спросить значение слов у детей .

Работа над пониманием прочитанного.

Кто ведёт диалог? Почему последний ответ кошки отличается от других? Чтение по ролям.

Какие слова относятся к этому стихотворению?

( Красивая кошка, умеет «разговаривать»)


Вот идёт чёрный кот,
(Шаги с высоким подниманием ног)
Притаился — мышку ждёт
(Приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт,
(Встать, повернуться)
И к коту не подойдёт
(Руки в стороны.)

Ребята, а кто знает от каких диких животных произошли кошки? Прочитаем научный текст и узнаем правильно ли вы сказали.

Знакомство с научным текстом о кошках.( учебник стр.67) Вам интересно было читать по кошек?

Что нового вы узнали ? Если вы хотите больше узнать научных фактов о кошках надо прочитать энциклопедию.

Показать обучающимся энциклопедию. Животные Полная энциклопедия, автор Ю.К. Школьник

Какие слова подходят во второй столбик? (Охотницы, хищные, родственники львов и тигров)

Прочитаем слова из таблицы. Сравним стихи, которые вы прочитали и текст про кошек.

Что узнали о кошках из стихов? ( Их клички, как они выглядят характер.)

Художественный текст— это литературное творчество писателя. Он играет особую роль: оказывает эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя.

А что узнали из научного текста? (От каких животных произошли, их повадки, породы.)

Научно-познавательный текст— содержит научную информацию. Тексты этого стиля отличаются смысловой точностью, вызывают интерес у читателей. Читая их, мы узнаём что-то новое.

Ребята, а у кого есть домашние животные? Как вы к ним относитесь?

Виктор Владимирович Лунин (1945г.) Биографию читают дети.

Виктор Владимирович Лунин — писатель, поэт, переводчик. Родился 6 мая 1945 года в Москве. Настоящая фамилия писателя — Левин. В детстве Виктор Лунин увлекался чтением книг, поэтому писать стихи начал ещё в раннем возрасте. Первые стихи поэта печатали в газетах и журналах. Потом появилась книга стихов поэта «Не наступите на слона». Виктор Владимирович выпустил более 40 книг.

Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Лунин «Никого не обижай».

Чему учит это стихотворение?

Помните, что у животных тоже есть чувства. Важно относиться к каждому существу с уважением и заботой.








Слайд 3,4









Слушание отрывка урока 65 с сайта РЕШ основная часть

1 класс

































Слайд 5,6











Слушание отрывка урока с сайта РЕШ









Слайд 7











РЕШ основная часть 2

Слайд 8











Слайд 9

6.Заключение.








Подведём итог урока

Подчеркните правильные выводы по сегодняшнему уроку.

Животные тоже имеют чувства

Надо хорошо учиться в школе

Надо всегда задумывать о своих поступках

С домашними животными нельзя играть


7.Рефлексия

Что узнали на уроке?

Ребята, что вы запомнили про кошек?

Какие тексты про кошек бывают?

Назовите стихи, которые прочитали сегодня на уроке.

Понравился вам урок? Нарисуйте смайлик, какое у вас сейчас настроение?

Слайд 10


9. Домашнее задание

Написать сочинение о своём домашнем животном. По желанию нарисовать героев стихотворений. Выразительно читать стихи.