СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения, 1 класс Тема. «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н. Носова «Приключения Незнайки»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого  урока по литературному чтению. Программа "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения, 1 класс Тема. «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н. Носова «Приключения Незнайки»)»

Харенко И.А., учитель начальных классов


Урок литературного чтения, 1 класс

Тема. «Рифма и смысл» (на основе произведения Н.Н. Носова «Приключения Незнайки»)


Цель: Выяснить «секрет» построения стихотворения.

Тип урока: открытие нового знания

Образовательная технология: технология продуктивного чтения.

Задачи:

- выявить особенности стихотворных произведений: рифма и смысл;

- развивать умение находить рифму в стихотворных строчках;

- формировать умение понимать последствия бестактного поведения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие читательской самостоятельности,

-развитие умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Предметные:

-научатся находить рифму в стихотворных строчках;

-самостоятельно определять стихотворный жанр произведения;

Метапредметные:

- дети научатся читать стихи, понимать их содержание, пользоваться словарём учебника, понимать вопросы к стихам; анализировать доступные по содержанию стихотворные тексты (познавательные);

-научатся общаться в совместной деятельности, договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта (коммуникативные);

- научатся ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность (регулятивные).


Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс» Н. А. Чураковой, тетрадь на печатной основе О. В. Малаховской, иллюстрации из произведений Н.Н. Носова, портрет писателя, песня «Если с другом вышел в путь…», толковый словарь, карточки с тестом.


Ход урока:


1. Мотивация, самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята, я рада всех видеть.

А какое слово-приветствие мы чаще других употребляем в речи?

- Что значит это слово?

- Здравствуйте, дети! Здравствуй, урок!

- Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы у нас получился урок?

( -Интересным, добрым, весёлым.)

 - Как вы поможете мне, чтобы у нас получился такой урок?


 - Будем внимательными, старательными.

2.Актуализация знаний.

1.Беседа:

Звучит песня: «Если с другом вышел в путь…»


- Хорошо ли, когда у тебя много друзей?

 - Да, в дороге с другом веселее, и ни какие трудности не страшны.

- А в какие игры вы любите играть с друзьями?

- Давайте вспомним, в какие игры любили играть эти персонажи:

(просмотр иллюстраций)

- иллюстрация из рассказа «Затейники»;

- иллюстрация из рассказа «На горке»;

- иллюстрация из рассказа «Живая шляпа»;

- иллюстрация из сказки «Приключения Незнайки».


   - Валя и Петя – в «Три поросёнка»

- Котька любил кататься с горки.

- Володя и Вадик кидали картошкой по шляпе.

- Незнайка любил придумывать разные игры.


3.Введение в тему.

- Что объединяет все иллюстрации?.

- Это всё иллюстрации к произведениям Н.Н. Носова.

( Демонстрация портрета Н.Н. Носова)

- Николай Николаевич Носов написал много интересных, смешных и поучительных рассказов и сказок, которые любят и взрослые, и дети. Все книги Носова. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”.- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

4.Постановка цели, задач урока.

- Каждый человек перед началом своей работы ставит цель.

Знаю, что первоклассники открывают секрет пещеры «Эхо» и уже знают, что всегда должно быть в стихах?

- Рифма. Это созвучные концы стихотворных строк.

- Значит, какую цель мы поставим?

- Узнать, что ещё есть в стихе кроме рифмы.

- Наша цель – обращаем внимание на запись на доске:

Стих: рифма + ?, продолжите …..


5.Открытие детьми нового знания.

1) Отработка навыка чтения.

- Послушайте стихотворение, о ком оно?

Целый день гуляю я в городе Цветочном

А друзей имею я миллион – уж точно!

В огромной шляпе голубой

Хожу, любуюсь я собой.

Каждый новый день со мной

Что-то происходит.

Каждый-каждый новый день чудеса приводит.

- Хотите узнать, что приключилось с Незнайкой на этот раз?

- Как можем узнать? Прочитать.

- Прочитаем хором на с.19-20 рабочей тетради

2) Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрации и скажите, кого из героев этой сказки вы узнали?

- В очках – это Знайка.

- Человечек в халате доктора – это Доктор Пилюлькин.

-- Самый главный герой сказки Незнайка – в большой шляпе.

3)Чтение учителем 1 части. Работа над содержанием.

-Кем решил стать Незнайка?

-Кому он посвятил первые стихи?

-Почему Знайке не понравились его стихи?

(Он сказал, что не глотал никакого утюга.)

4) Чтение учителем 2 части. Работа над содержанием.

-Почему Торопыжке не понравились стихи Незнайки?

5) Чтение учителем 3 части. Работа над содержанием

-Какие стихи не одобрил Авоська? Почему?

6) Чтение учителем 4 части. Работа над содержанием.

- Понравилась ли вам сказка?

- Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал?

- Она грустная или весёлая?

- Что показалось смешным?

- Вы запомнили, про кого сочинял Незнайка стихи?

(Про Знайку, Торопыжку и Авоську.)

- Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

(-Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.)

- Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

(«Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».)

- Чем юмор отличается от сатиры?

(«Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».)

-А у Незнайки юмористические или сатирические стихи?

(-Юмористические)

- Его друзья коротышки смогли оценить, понять юмор Незнайки?

(- Нет, они обиделись.)

- Каким было поведение Незнайки?

(-Бестактным.)

- К чему это могло привести?

(- К конфликту.)


7) Физминутка.


Наш Незнайка потянулся

Руки в боки и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько

И за парту сел тихонько.



8) Работа в парах

- Прочитайте в тексте слова, которые Незнайка срифмовал.

- На карточках подчеркните цветным карандашом рифмующиеся слова.

- Проверим, получилась ли рифма у начинающего поэта?

(- Да.)

9) Беседа по теме урока.

- Почему Незнайка решил больше не сочинять стихов?

(-Они не понравились коротышкам.)

- Можно ли сказать, что главное в стихах – это рифма?

(- Нет, стихи не должны быть обидными, в них должен быть смысл.)

- Ответили мы на вопрос урока?

(-Да.)

- Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?

Что бы вы посоветовали Незнайке?

- Чтобы стать поэтом, художником, музыкантом, нужно быть наблюдательным, трудолюбивым, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться. Нужно дружить.

- Как помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?

- Нужно поверить в него, не дразнить.

Дразнить – это плохо. Человек, которого дразнят, обозлится и начнёт себя вести ещё хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.

- Хотели бы вы быть похожими на Незнайку? Почему?


6.Закрепление.

1) Повторное чтение текста ( самостоятельно).

- Сейчас прочитайте самостоятельно рассказ. Приготовьтесь выполнить проверочный тест.

2) Работа с тестом.


1.Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:

…шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

• О Торопыжке

• О Знайке

• Об Авоське

• О Цветике.

2.Укажи, кому принадлежат слова:

Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

• Знайке

• Авоське

• Цветик

• Торопыжка.

3. Кто такой Цветик?

• Поэт

• Музыкант

• Художник

• Механик

4. Что такое рифма?

• Два слова, связанные между собой по смыслу.

• Звуковой повтор в конце строчек стихотворения

• Слово или несколько слов, связанных по смыслу.

• Два или несколько предложений, связанных по смыслу.

5. Найдите рифму к слову Коротышки.

• Улыбка

• Маленькие

• Сказки

• Малышки


7. Рефлексия.

- Напомните цель урока.

- Узнать, что есть в стихотворении, кроме рифмы?

- Как вы ответите на этот вопрос?

- Оцените свою работу на уроке.

-Отдайте свой голос одному из героев сказки:

Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.

Кто что-то не понял – голос Ворчуну.

Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.

- Были ли мы настоящими друзьями? Спасибо вам за работу.



Список используемой литературы:


1. Литературное чтение 1кл.: Методическое пособие\ Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская - : Академкнига/ Учебник, 2016.

2. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы./ О.В. Малаховская - : Академкнига/ Учебник, 2016.

3. Жизнь и творчество Николая Носова: Сборник/ Сост. С.Е.Миримский. -М: Дет лит., 1985.

4. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. Роман-сказка. М.: Правда,1991

5. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Литература/ Авт.-сост. Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000.

6. Мой первый толковый словарь русского языка.1-4 классы/ Ф.С. Алексеев.- Москва, Издательство АСТ, 2017.


Ресурсы интернета:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/12/05/tehnologicheskaya-karta-uroka-chteniya-po-teme-n-nosov-pochemu


https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_nnnosov_kak_neznajka_sochinyal_s_113605.html


https://refdb.ru/look/1872058.html