Тема: Жили - были буквы. В.Данько «Загадочные буквы»
Цели деятельности педагога | Познакомить со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); ввести понятие «рифма»; развивать воображение, память, речевые умения, творческие способности, читательский результат |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Планируемые результаты образования | Предметные: умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием |
Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам, к урокам литературного чтения |
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике. Познавательные: умение прогнозировать содержание раздела по названию. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания |
Формы и методы обучения | Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Роль книги в жизни человека. Автор произведения. Рифма. |
Образовательные ресурсы | • Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки для парной работы; карточки для индивидуальной работы. • Технические средства обучения: мультимедийный проектор; компьютер; презентация. |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент. Речевая разминка | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь. Речевая разминка СЛАЙД 2 Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели - Прочитайте четверостишие про себя, шепотом, громко, хором, выразительно. - Отгадайте загадку? На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. - О каких «богатырях» идет речь? (буквы) - Где живут буквы? (в алфавите) - Сколько букв в русском языке? (33) - Давайте хором вспомним алфавит. Не забываем правильно называть буквы. (Один учащийся на доске составляет слово АЛФАВИТ) СЛАЙД 3 | Слушают учителя, настраиваются на урок Участвуют в речевой разминке, готовят артикуляционный аппарат Отвечают на вопросы. Вспоминают алфавит Выкладывает из букв слово | Воспринимать на слух речь педагога, понимать смысл стихотворения (познавательные) | Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи | Повторение правил обращения с книгами. | СЛАЙД 4 - С каким разделом учебника мы познакомились на прошлом уроке? («Жили-были буквы..») Учитель предлагает вспомнить правила обращения с книгой. - Откройте учебник на стр.5 | Ведут диалог с учителем. Называют правила обращения с книгой. | Отвечать на вопросы учителя (коммуникативные, познавательные) Осознанно высказываться о значении книг в жизни | Устные ответы на вопросы. |
III. Изучение нового материала Физминутка | Подготовка к чтению сти-хотворения В. Данько «Загадочные буквы». Работа в парах | Учитель проводит беседу по вопросам: – Прочитайте фамилию автора. - Кто знаком с этим автором? Рассказ об авторе СЛАЙД 5 В.Я. Данько был поэтом и художником. Написал более 40 сборников стихов для детей. Все его стихотворения полны юмора и доброты. – Как называется стихотворение В. Данько? Прочитайте. СЛАЙД 6 - Кто назовет тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Загадочные буквы») - Какие учебные задачи мы перед собой поставим? («Познакомиться с произведением «Загадочные буквы» и его автором») – Можно ли по названию произведения узнать, о чём пойдёт в нём речь? - Что такое загадка? От слова «гадать» - думать, размышлять СЛАЙД 7 - Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия произведения? - Подберите близкое по смыслу слово к слову загадочный (карточки для работы в парах) - Не забываем правила работы в парах. | Отвечают на вопросы педагога Формулируют тему и цель урока Работают в парах | Отвечать на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра Договариваться в совместной деятельности | Устные ответы |
| Чтение целых слов. Самостоятельное чтение Проверка Хоровое чтение | Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами: СЛАЙД 8 про-гло-ти-ла – проглотила от-кро-ем – откроем вой-дем – войдем жуж-жит – жужжит при-ят-ный – приятный спа-са-ет-ся – спасается у-серд-но – усердно (старательно) от-клик-нет-ся – откликнется по-гла-дим – погладим за-вер-тит-ся – завертится на ско-во-род-ке – на сковородке –Прочитайте самостоятельно в медленном темпе это стихотворение, отгадывая буквы. –Что помогло вам найти правильный ответ: рисунки или слова стихотворения? - Приготовьте простой карандаш. - Сейчас мы будем читать строчки записывать в «окошки» отгаданные буквы. Читаем хором строчки. СЛАЙД 9-28 | Самостоятельно читают слова. Самостоятельно читают, угадывают буквы по картинкам | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | Наблюдения учителя. Наблюдение учителя |
| Анализ прочитанного произведения. Чтение стихотворения «цепочкой» | Учитель организует диалог с учащимися по вопросам: – Вы догадались, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»? - Давайте прочитаем «цепочкой». Все поставили пальчик и следим. Индивидуальное задание: Белавин В., Ширабоков Л. (карточки) | Отвечают на вопросы педагога. Читают стихотворение «цепочкой», следят | Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. | Устные ответы |
IV. Закрепление знаний и способов действий Физминутка | Выборочное чтение. Игровой момент (загадки) Развитие речевых и творческих способностей. | - Бывают ли буквы «веселыми», «зубастыми», «вкусными»? Предлагает прочитать строчки из стихотворения по рядам: СЛАЙД 39 – О самых «весёлых» буквах. – О самых «зубастых» буквах. – О самых «вкусных» буквах. Игра «На что похожи буквы?» (Приложение 1). - Найдите глазками, где спряталась эта буква в классе? - Внимание на экран! СЛАЙД 40 Предлагает прочитать двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой строке: А – лягушку проглотила. Л – тележку покатила. Нос приятный любит запах. Кот на мягких ходит лапах. - Что вы заметили? – Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются. - Прочитайте, что такое рифма? Рифма – повтор в окончаниях стихотворных строк. | Читают. Узнают и находят буквы. Читают двустишия, находят слова, которые рифмуются. | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем. Понимать смысл загадок и делать выводы. Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | Наблюдения учителя. |
| Развитие фонематического слуха | 1.Учитель просит найти двустишия, которые рифмуются и прочитать их. 2. Игра «Подбери рифму» Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу: Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли шапки. Здесь хорошее местечко – Протекает мимо печка. Мышка спряталась под горку И грызёт тихонько норку. | Находят строчки по заданию учителя. Слушают стихи и находят ошибку, подбирают рифму | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Понимать на слух речь учителя, осуществлять анализ значения слов | Устные ответы. Устные ответы |
V. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – С каким произведением мы познакомились на уроке? – Кто автор этого произведения? – Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»? - Справились мы с заданием автора? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Делать выводы, объяснять значение терминов | Устные ответы. Оценивание учащихся |
VI. Рефлексия | | - Приготовьте цветные карандаши, «оживите» вашу букву, покажите какое у нее настроение после нашего урока? СЛАЙД 41 | | | |
ДЗ | | - Дома прочитать это произведение выразительно. - Попробуйте сочинить свое двустишие, по желанию. | | | |
На эту букву посмотри- Вот буква вроде шалаша.
Она совсем, как цифра 3. «З» Не правда ль, буква хороша! «Л»
Потому она кругла. «О» Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались . «В»