СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 1 класс В.Данько "Загадочные буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); ввести понятие «рифма»; развивать воображение, память, речевые умения, творческие способности,  читательский результат

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 1 класс В.Данько "Загадочные буквы"»


Технологическая карта урока литературное чтение

по программе "Школа России"

1 класс /урок 2/

Тема: Жили - были буквы. В.Данько «Загадочные буквы»



Цели деятельности педагога

Познакомить со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев (букв); ввести понятие «рифма»; развивать воображение, память, речевые умения, творческие способности, читательский результат

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые результаты образования




Предметные: умение воспринимать на слух произведение и находить в стихах слова с созвучным окончанием

Личностные: формирование положительного отношения к процессу чтения, книгам, к урокам литературного чтения

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике.

Познавательные: умение прогнозировать содержание раздела по названию.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить понятные для собеседника высказывания

Формы и методы обучения

Фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Роль книги в жизни человека. Автор произведения. Рифма.

Образовательные ресурсы

Печатные пособия: алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки для парной работы; карточки для индивидуальной работы.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор; компьютер; презентация.

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие
и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент.


Речевая разминка

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.


Речевая разминка СЛАЙД 2

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели


- Прочитайте четверостишие про себя, шепотом, громко, хором, выразительно.


- Отгадайте загадку?

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.


- О каких «богатырях» идет речь? (буквы)

- Где живут буквы? (в алфавите)

- Сколько букв в русском языке? (33)

- Давайте хором вспомним алфавит. Не забываем правильно называть буквы.


(Один учащийся на доске составляет слово АЛФАВИТ) СЛАЙД 3


Слушают учителя, настраиваются на урок



Участвуют в речевой разминке, готовят артикуляционный аппарат










Отвечают на вопросы.


Вспоминают алфавит


Выкладывает из букв слово

Воспринимать
на слух речь педагога, понимать смысл стихотворения (познавательные)

Наблюдение учителя

II. Актуализация знаний, постановка и решение учебной задачи






Повторение правил обращения с книгами.

СЛАЙД 4

- С каким разделом учебника мы познакомились на прошлом уроке? («Жили-были буквы..»)

Учитель предлагает вспомнить правила обращения с книгой.

- Откройте учебник на стр.5



Ведут диалог с учителем.




Называют правила обращения
с книгой.

Отвечать на вопросы учителя (коммуникативные, познавательные)

Осознанно высказываться о значении книг в жизни

Устные ответы на вопросы.





III. Изучение нового материала
































Физминутка

Подготовка
к чтению сти-хотворения
В. Данько «Загадочные буквы».




























Работа в парах

Учитель проводит беседу по вопросам:


– Прочитайте фамилию автора.

- Кто знаком с этим автором?


Рассказ об авторе СЛАЙД 5


В.Я. Данько был поэтом и художником. Написал более 40 сборников стихов для детей. Все его стихотворения полны юмора и доброты.


– Как называется стихотворение

В. Данько? Прочитайте. СЛАЙД 6


- Кто назовет тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Загадочные буквы»)


- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? («Познакомиться с произведением «Загадочные буквы» и его автором»)


– Можно ли по названию произведения узнать, о чём пойдёт в нём речь?


- Что такое загадка? От слова «гадать» - думать, размышлять СЛАЙД 7


- Так, значит, как мы можем объяснить смысл названия произведения?


- Подберите близкое по смыслу слово к слову загадочный (карточки для работы в парах)


- Не забываем правила работы в парах.


Отвечают на вопросы педагога














Формулируют тему и цель урока


















Работают в парах

Отвечать на вопросы учителя.

Строить высказывания, понятные для партнёра




























Договариваться
в совместной деятельности


Устные ответы

Чтение целых слов.
















Самостоятельное чтение




Проверка






Хоровое чтение

Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами: СЛАЙД 8


про-гло-ти-ла – проглотила

от-кро-ем – откроем

вой-дем – войдем

жуж-жит – жужжит

при-ят-ный – приятный

спа-са-ет-ся – спасается

у-серд-но – усердно (старательно)

от-клик-нет-ся – откликнется

по-гла-дим – погладим

за-вер-тит-ся – завертится

на ско-во-род-ке – на сковородке



–Прочитайте самостоятельно в медленном темпе это стихотворение, отгадывая буквы.


–Что помогло вам найти правильный ответ: рисунки или слова стихотворения?


- Приготовьте простой карандаш.

- Сейчас мы будем читать строчки записывать в «окошки» отгаданные буквы. Читаем хором строчки.

СЛАЙД 9-28


Самостоятельно читают слова.
















Самостоятельно читают, угадывают буквы по картинкам

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.














Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Наблюдения учителя.














Наблюдение учителя


Анализ прочитанного произведения.



Чтение стихотворения «цепочкой»

Учитель организует диалог с учащимися по вопросам:

– Вы догадались, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?


- Давайте прочитаем «цепочкой». Все поставили пальчик и следим.

Индивидуальное задание: Белавин В., Ширабоков Л. (карточки)


Отвечают на вопросы педагога.






Читают стихотворение «цепочкой», следят

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.




Устные ответы








IV. Закрепление знаний и способов действий









Физминутка

Выборочное чтение.










Игровой момент (загадки)





Развитие речевых и творческих способностей.












- Бывают ли буквы «веселыми», «зубастыми», «вкусными»?


Предлагает прочитать строчки из стихотворения по рядам: СЛАЙД 39


– О самых «весёлых» буквах.

– О самых «зубастых» буквах.

– О самых «вкусных» буквах.


Игра «На что похожи буквы?»


(Приложение 1).

- Найдите глазками, где спряталась эта буква в классе?


- Внимание на экран! СЛАЙД 40


Предлагает прочитать

двустишие и обратить внимание на

последние слова в каждой строке:


А – лягушку проглотила.

Л – тележку покатила.


Нос приятный любит запах.

Кот на мягких ходит лапах.


- Что вы заметили?

– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.


- Прочитайте, что такое рифма?

Рифма – повтор в окончаниях стихотворных строк.





Читают.










Узнают и находят буквы.









Читают двустишия, находят слова, которые рифмуются.









Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем.








Понимать смысл загадок и делать выводы.

Принимать и сохранять учебную задачу.





Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.




Наблюдения учителя.















Развитие фонематического слуха

1.Учитель просит найти двустишия, которые рифмуются и прочитать их.


2. Игра «Подбери рифму»

Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по смыслу:


Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли шапки.


Здесь хорошее местечко –

Протекает мимо печка.


Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько норку.


Находят строчки по заданию учителя.



Слушают стихи и находят ошибку, подбирают рифму

Принимать и сохранять учебную задачу.



Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей



Понимать на слух речь учителя, осуществлять анализ значения слов






Устные ответы.






Устные ответы

V. Подведение итогов

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:


– С каким произведением мы познакомились на уроке?

– Кто автор этого произведения?

– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

- Справились мы с заданием автора?


Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Делать выводы, объяснять значение терминов

Устные ответы.

Оценивание учащихся

VI. Рефлексия


- Приготовьте цветные карандаши, «оживите» вашу букву, покажите какое у нее настроение после нашего урока?

СЛАЙД 41




ДЗ


- Дома прочитать это произведение выразительно.

- Попробуйте сочинить свое двустишие, по желанию.






Игра «На что похожи буквы?».

На эту букву посмотри- Вот буква вроде шалаша.

Она совсем, как цифра 3. «З» Не правда ль, буква хороша! «Л»


В этой букве нет угла

Потому она кругла. «О» Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались . «В»

Эта буква широка
И похожа на жука. «Ж»