Урок литературного чтения 2 класс.
Тема: Л.Н. Толстой. Зайцы.
Цель: развитие читательских умений.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации:словарь, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой», печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре.
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
-Мы с вами пришли на урок с определённой целью. Я пришла на урок, чтобы помочь вам учиться читать, говорить, работать с учебником, общаться друг с другом. А вы с какой целью пришли на урок? (ответы детей)
- Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений: осознанностью, правильностью, беглостью, выразительностью.
-Значит, будете читать, рассуждать, анализировать, работать в парах и группах.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Послушайте песенку и определите тему произведения, которое мы сегодня будем изучать.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ЗАПИСИ
- Произведение будет о зайцах, что вы знаете о зайцах, о их повадках? (ответы детей)
Рефлексия, возьмите жёлтый листочек, на шкале знаний отметьте крестиком , который будет соответствовать вашим знания о жизни этого животного.
- А кто написал это произведение, я думаю вы отгадаете по портрету автора.
Слайд ИНФОРМАЦИЮ ЧИТАЕТ Горшкова София
_Возьмите листы с биографией Л Н Толстого, прочитайте самостоятельно и сделайте пометки.
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях. Слайд 2.
V – уже знал
+ - узнал новое
-Что узнали нового?
ВЕСЬ ТЕКСТ ЧИТАЕТ КЛУБКОВА ДАРИНА, учитель показывает слайды
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях.
3.Постановка учебной задачи..
- Вы уже определили тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев).
Тема: о животных.
Как вы думаете, произведения каких жанров можно написать про зайцев? (сказки, стихи, басни, рассказы)
- Определить жанр произведения.
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой» (по щелчку)
- Определить жанр произведения. Доказать. (Это рассказ, все события взяты из реальной жизни)
- Что заинтересовало?
Самостоятельное чтение.
Отметьте слова, которые для вас оказались непонятными.
Лексическая работа.
- Значение каких слов не поняли?
Озимями
На гумнах * (с.48)
Гуменники
-Зачитать толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Музыкальная физминутка.
Первичное закрепление.
Повторное аналитическое чтение по частям и анализ текста.
По 1 абзацу
В какое время суток кормятся зайцы? ( ночью)
Чем кормятся лесные и полевые зайцы? ( первые корою деревьев, вторые озимями и травой, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах)
Кто охотиться на зайцев? (люди, собаки, волки, лисицы, вороны, орлы)
Какой след оставляют зайцы на снегу? (глубокий, видный след)
По 2 абзацу
Почему у зайца след запутанный получается? ( чтобы его не нашли и не поймали)
Чему удивляются охотники, распутывая заячий след? (его хитрости, а он хитрить не думал, он просто боиться)
Слайды со следами зайца.
Работа в парах. Заполнение таблицы в парах.
Таблица 1
Виды зайцев | Чем кормятся | Кто их враги | Как спасаются |
Лесные | Корою деревьев | Охотники, собаки, волки, лисицы. | путают следы |
Полевые | Озимями и травой | Вороны, орлы. | путают следы |
Гуменники | Хлебными зернами | Люди, собаки. | путают следы |
Проверка (оценка работы по выбранным критериям)
по образцу на экране. Слайд 9.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по восстановлению текста .
1.Зайцы _________(по ночам) кормятся.
2. Когда светло станет, он ____________(ляжет)
3. а заяц и не думал ______________ (хитрить).
ПРОВЕРКА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
- На какой урок похож сегодня урок литературного чтения. (на урок окружающего мира)
Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются. Он не выражает своего отношения к героям, он просто описывает повадки зайцев.
Алёна Макарова дополнит наши знания о зайцах небольшим сообщением.
6. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Вернёмся к шкале знаний. Если вы узнали новую информацию на уроке о зайцах, сделайте метку виде крестика выше той, которую поставили в начале урока.
Составление «синквейна». Тема «Заяц» Слайды 12-13
Написать имя существительное по теме.
2. 2 имени прилагательных
3. 3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Домашнее задание: чтение с.48 – 49 подготовить рассказ о зайцах, слайд 14.