Задачи | 1. Развивать предметные умения: - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации. - ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании, - определять главную мысль произведения, - этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения, - находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде, - задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, - составлять характеристику персонажа, - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, - участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст, - различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка), 2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). 3. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД); - осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод (Познавательные УУД); - Оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД) |
2. Антиципация (прогнозирование содержания) (20 мин) | - Мы гостим вами в разделе, который называется … - Кто является героями этого раздела? - Каждый герой живет в каком–то произведении. Назовите в каком произведении живет этот герой? девочка (С.Михалков. «Мой щенок»» утка (М.Пришвин «Ребята и утята») -Скажите, почему я выбрала этих героев? Чем они похожи? Что их объединяет? - Поднимите руку кто переживал вместе с девочкой за щенка, а вместе с уткой? -Как называется такое чувство? - Вы, ребята, назвали тему нашего урока. Прочитай … - Давайте определим цели урока: - Сегодня на уроке мы узнаем … -Сегодня на уроке мы познакомимся .. -Сегодня на уроке научимся …. - Итак «Сопереживание». Как вы понимаете значение этого слова? Толковый словарь Сопереживание - это переживание вместе с другим его душевного состояния. - Какая часть слова указывает на слово «вместе»? - Какое еще слово с приставкой «со» мы узнали в этом разделе? - Ребята, а все ли люди умеют сочувствовать, сопереживать? А почему? -Каким надо быть для умения сопереживать? - Посмотрите внимательно на героиню стихотворения Михалкова, что подсказывает нам, что у нее что-то случилось? - Давайте, с помощью эмоциональных личиков определим, действительно ли, вы умеете определять, какое настроение у человека? - Это личико, какие испытывает эмоции? (печаль, удивление, радость, грусть, злость, плач). По каким признакам вы смогли определить настроение личиков? Что менялось в них? (брови, рот) - Каким личикам мы можем посочувствовать? - Ребята, а как мы поймем, что плохо животному, что ему нужна наша помощь? - Откройте рассказ Пришвина «Ребята и утята» и найдите слова, которые указывают на волнение утки, ее беспокойство. ФИЗМИНУТКА - Каждый урок чтения - это новая встреча. С кем? С чем? И сегодня не исключение. (Пение синицы – запись) Кто это? (новый герой) - Давайте прочитаем название произведения и попробуем что-то понять о его содержании? Найдите ключевое слово. О чем говорит это слово? Хорошее или плохое? - Что могло случиться? Древо предсказаний - Что вас удивляет в названии? (Вас ничто не удивляет?) - Может ли она плакать? (плакать – лить слезы) Что это за прием? -Давайте предположим, как же может плакать синичка - Давайте посмотрим на иллюстрацию к этому произведению -Кого и что мы видим? Мысленно войдите в эту картину, что вы слышите? -Предположим, что на этом месте было день назад. (час назад) - Предположим – почему же плачет синичка? Древо предсказаний Какие предсказания можно убрать? (заболела, потерялся…) -Как нам проверить наши предположения и узнать, что на самом деле расстроило синичку? | - «Люблю все живое» -Животные и люди. - девочка переживала (волновалась, беспокоилась) за щенка, а утка за утят - Сопереживание. -переживать вместе, разделять чьи-то переживания - приставка «со» -сочувствие, сострадание - Они не видят, не замечают, что кому-то плохо, или думают только о себе -внимательным к другим, к тому что нас окружает. -Поза, мимика, выражение лица, поведение. - по его поведению - нахождение и чтение отрывка из рассказа - С новыми произведениями, героями, авторами - «Почему плачет синичка?» - плачет -у синички что-то случилось -заболела, кто-то обидел, потерялся птенец, кто- то разорил или сломал гнездо, что-то с птенцами … - Олицетворение - Кричит жалобно, беспокоится, а может это сказка - Детей, синицу, птенцов, дерево, качели, дупло -Детей не было, не было качелей. - Дети хотят разорить гнездо, достать птенцов, шумят и пугают птенцов, качают дерево, птенцы могут выпасть,… - прочитать | Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации. | |
2.Обобщающая беседа (5 мин) | Есть ли в тексте прямой ответ на вопрос: почему плачет синичка, что ее расстроило? - Почему? - Что мы знаем об авторе рассказа? Что можете сказать об авторе по фотографиям? - И как любой учитель, Сухомлинский задает нам вопрос, а ответить мы должны сами. - Так почему плакала синица? А вы ребята поняли - А кто из героев рассказа также, как и вы понял, отчего плакала синичка? Что Оле подсказало, что синичка расстроена? - А кто нет и почему - Какой же урок дает нам учитель Сухомлинский? - Это главная мысль этого рассказа. . -В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. СОЧУВСТВИЕ 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. 2. Одобрительное, благожелательное отношение. - Кто из детей обладает этими качествами? - Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите. | -Нет -Автор хочет, чтобы читатель догадался сам. - Ничего - Был учителем, добрый, любит детей. -Она боялась, что ребята обидят ее детенышей, причинят вред. - Оля поняла, а Миша нет. Потому что Оля более внимательная. Она догадалась, что тревожит птичку и сумела ей посочувствовать. А мальчик увлечен своими ощущениями. - Надо быть внимательным к тому, что нас окружает | Участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст. | |
1. Концептуальная беседа (5 мин) | - Если кому-то плохо, достаточно ли только сопереживать и сочувствовать? Обсудите в парах - Чем может закончиться эта история? Как поступят Миша и Оля? (грустный, счастливый конец истории)
- Как бы вы поступили на месте ребят? Физкультминутка Игра «Котенок» Я нашла в саду котенка. Он мяукал тонко-тонко, Он мяукал и дрожал. Может быть его побили, Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал? День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде… Так и быть, зверек несчастный, Помогу твоей беде! -Как можно помочь котенку? (погладить котенка, накормить) . | - надо действовать, помогать Работа в парах (предположения детей) Возможные ответы: - Отвязали верёвку. -Нашли бы другое дерево, без гнёздышек. -Не тревожили бы птенцов. -Перестанут качаться. | Определять главную мысль произведения. Участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты). |