СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 класс Сухомлинский "Почему плачет синичка?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, обучающий сопереживанию, сочувствию

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс Сухомлинский "Почему плачет синичка?"»

Лоскутова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Ст.Степановка имени Лоскутова А.Г.



Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Знакомство с новым произведением

Тема

В.А.Сухомлинский « Почему плачет синичка?»

Цель

Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения

Задачи

1. Развивать предметные умения:

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании,

- определять главную мысль произведения,

- этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения,

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде,

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,

- составлять характеристику персонажа,

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст,

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка),

2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

3. Формировать УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод (Познавательные УУД);

- Оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Оборудование

- учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, стр.110-111. Автор: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

- приложения 1, 2, 3, 4

- карточки со словами, предложениями, пословицами

- презентация к уроку


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

I. Работа с текстом до чтения

1. Мотивация учебной деятельности

(2 мин)


- Встали ровно, подтянулись

Все друг другу улыбнулись.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

- Сегодня необычный урок и начнем его необычно. Мне очень хочется узнать, чего вы ждете от сегодняшнего урока литературного чтения?

- Начните ответ со слов «Сегодня на уроке мне хотелось бы ….»

А чтобы у нас все получилось на уроке, что для этого необходимо?

Мы нацелили себя на серьезную работу. Пусть у нас все получится













- слушать внимательно учителя и своих товарищей, работать вместе, дружно, не перебивать, помогать друг другу






Настрой на работу

Постановка общих целей

2. Антиципация (прогнозирование содержания)

(20 мин)


- Мы гостим вами в разделе, который называется …

- Кто является героями этого раздела?

- Каждый герой живет в каком–то произведении. Назовите в каком произведении живет этот герой?


девочка (С.Михалков. «Мой щенок»»

утка (М.Пришвин «Ребята и утята»)


-Скажите, почему я выбрала этих героев? Чем они похожи? Что их объединяет?



- Поднимите руку кто переживал вместе с девочкой за щенка, а вместе с уткой?

-Как называется такое чувство?

- Вы, ребята, назвали тему нашего урока. Прочитай …

- Давайте определим цели урока:


- Сегодня на уроке мы узнаем …

-Сегодня на уроке мы познакомимся ..

-Сегодня на уроке научимся ….


- Итак «Сопереживание». Как вы понимаете значение этого слова?

Толковый словарь

Сопереживание - это переживание вместе с другим его душевного состояния.

- Какая часть слова указывает на слово «вместе»?

- Какое еще слово с приставкой «со» мы узнали в этом разделе?


- Ребята, а все ли люди умеют сочувствовать, сопереживать? А почему?


-Каким надо быть для умения сопереживать?


- Посмотрите внимательно на героиню стихотворения Михалкова, что подсказывает нам, что у нее что-то случилось?


- Давайте, с помощью эмоциональных личиков определим, действительно ли, вы умеете определять, какое настроение у человека?

- Это личико, какие испытывает эмоции? (печаль, удивление, радость, грусть, злость, плач).

По каким признакам вы смогли определить настроение личиков? Что менялось в них? (брови, рот)

- Каким личикам мы можем посочувствовать?

- Ребята, а как мы поймем, что плохо животному, что ему нужна наша помощь?

- Откройте рассказ Пришвина «Ребята и утята» и найдите слова, которые указывают на волнение утки, ее беспокойство.


ФИЗМИНУТКА


- Каждый урок чтения - это новая встреча. С кем? С чем?

И сегодня не исключение.

(Пение синицы – запись) Кто это? (новый герой)

- Давайте прочитаем название произведения и попробуем что-то понять о его содержании?

Найдите ключевое слово. О чем говорит это слово? Хорошее или плохое?

- Что могло случиться?

Древо предсказаний

- Что вас удивляет в названии? (Вас ничто не удивляет?)

- Может ли она плакать? (плакать – лить слезы) Что это за прием?

-Давайте предположим, как же может плакать синичка




- Давайте посмотрим на иллюстрацию к этому произведению

-Кого и что мы видим?

Мысленно войдите в эту картину, что вы слышите?

-Предположим, что на этом месте было день назад. (час назад)

- Предположим – почему же плачет синичка?

Древо предсказаний

Какие предсказания можно убрать?

(заболела, потерялся…)




-Как нам проверить наши предположения и узнать, что на самом деле расстроило синичку?

- «Люблю все живое»


-Животные и люди.








- девочка переживала (волновалась, беспокоилась) за щенка, а утка за утят





- Сопереживание.








-переживать вместе, разделять чьи-то переживания





- приставка «со»


-сочувствие, сострадание


- Они не видят, не замечают, что кому-то плохо, или думают только о себе

-внимательным к другим, к тому что нас окружает.

-Поза, мимика, выражение лица, поведение.




















- по его поведению



- нахождение и чтение отрывка из рассказа






- С новыми произведениями, героями, авторами


- «Почему плачет синичка?»





- плачет

-у синички что-то случилось

-заболела, кто-то обидел, потерялся птенец, кто- то разорил или сломал гнездо, что-то с птенцами …

- Олицетворение

- Кричит жалобно, беспокоится, а может это сказка



- Детей, синицу, птенцов, дерево, качели, дупло

-Детей не было, не было качелей.


- Дети хотят разорить гнездо, достать птенцов, шумят и пугают птенцов, качают дерево, птенцы могут выпасть,…




- прочитать






Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.



-Перед чтением я хочу, чтобы вы прослушали это произведение

Прослушивание рассказа.

-Какие чувства вы испытали? За кого вы переживали?

- Кто из героев тоже испытывал это чувство?

- Значит мы сопереживали вместе с ними

Жанр



-Переживание


- Синица, Оля







- рассказ



II. Работа с текстом во время чтения

1. Чтение текста с использованием приёма «диалог с автором» (5 мин)


Чтение рассказа (Приложение 1)

Читают текст, вступают в «диалог с автором».


Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя.

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.


2.Обобщающая беседа (5 мин)



Есть ли в тексте прямой ответ на вопрос: почему плачет синичка, что ее расстроило?

- Почему?


- Что мы знаем об авторе рассказа?

Что можете сказать об авторе по фотографиям?

- И как любой учитель, Сухомлинский задает нам вопрос, а ответить мы должны сами.


- Так почему плакала синица? А вы ребята поняли



- А кто из героев рассказа также, как и вы понял, отчего плакала синичка? Что Оле подсказало, что синичка расстроена?

- А кто нет и почему






- Какой же урок дает нам учитель Сухомлинский?


- Это главная мысль этого рассказа.













.

-В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

СОЧУВСТВИЕ

1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

2. Одобрительное, благожелательное отношение.

- Кто из детей обладает этими качествами?

- Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите.



-Нет

-Автор хочет, чтобы читатель догадался сам.


- Ничего

- Был учителем, добрый, любит детей.





-Она боялась, что ребята обидят ее детенышей, причинят вред.


- Оля поняла, а Миша нет. Потому что Оля более внимательная. Она догадалась, что тревожит птичку и сумела ей посочувствовать. А мальчик увлечен своими ощущениями.



- Надо быть внимательным к тому, что нас окружает





















Участвовать в обсуждении прослушанного/

прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст.




















III. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа (5 мин)


- Если кому-то плохо, достаточно ли только сопереживать и сочувствовать?

Обсудите в парах

- Чем может закончиться эта история? Как поступят Миша и Оля? (грустный, счастливый конец истории)



- Как бы вы поступили на месте ребят?


Физкультминутка

Игра «Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

-Как можно помочь котенку? (погладить котенка, накормить) .



- надо действовать, помогать


Работа в парах

(предположения детей)

Возможные ответы:

- Отвязали верёвку.

-Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

-Не тревожили бы птенцов.

-Перестанут качаться.











Определять главную мысль произведения.


Участвовать в обсуждении прослушанного/

прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).







Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

3. Творческое задание (4 мин)

- Повторное чтение

- Предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев: (используя учебник)

- мальчика,

- девочки.




Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц.


Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

IV. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

- Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

- Сегодня на уроке я познакомился…

- Сегодня на уроке я понял….

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда …

- Сегодня у меня получилось …

- Будьте добрыми, творите добро, делитесь не только вещами, но, прежде всего своим вниманием, теплом, заботой.


Д.з. пересказ от лица одного из героев






Оценивают перечисленные умения, используя таблицу.








Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД).