СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 3 класс по теме: "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей","Слон".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс по теме: "Саша Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей","Слон".»

План-конспект по литературному чтению.3 класс

Тема: САША ЧЕРНЫЙ. «ЧТО ТЫ ТИСКАЕШЬ УТЕНКА?», «ВОРОБЕЙ», «СЛОН»

Подготовила: Иваночко В.А., учитель начальных классов.

 Целиначать знакомить учащихся с поэзией Саши Черного; учить детей бережному отношению к природе, пониманию природы; работать над развитием мышления, красивой выразительной речи.

УУД;

Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи; планирование

Личностные: действия смыслообразования

Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли

Познавательные: умение структурировать знания

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф. 2 часть, 3 класс

-сборники со стихами Саши Черного

-презентация

-аудиозаписи


Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Приветствие.

Настроение.



II. Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений

Гимнастика.

- Представьте, что на ваши ладошки села божья коровка. Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю к деткам. Наберите воздух. Сдуньте насекомое нежно с руки. Повторяем три раза.

Речевая разминка  Слайд

ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ

В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.

Прочитайте строки про себя, затем:

-вслух медленно

-с интонацией – вопросительной

-с интонацией – восклицательной

-сердито

-весело

-быстро и весело

О чем говорится в этом предложении?

-Почему перепел прятал их от ребят?

-Какая опасность может угрожать птицам?

(Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).

-К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).

-Как вы думаете, для чего нужны скороговорки?

-Какие еще литературные жанры вы знаете?

(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

Слайд 3

ЖАНРЫ - СКОРОГОВОРКА ,ЗАГАДКА, БАСНЯ, СКАЗКА, ПЕСНЯ ,НЕБЫЛИЦЫ

Кто создает жанры? (Народ, писатели, поэты.)

Что создают поэты?

III. Изучение нового материала.

– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1».

И начинают стихи Саши Черного. Слайд

-Какие цели поставим на данном уроке? (Узнать об интересном человеке Какие стихи он писал).

– Знакома  ли  вам  эта  фамилия?  Знаете  ли  вы  произведения  этого писателя?

– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

– Вспомните, что такое псевдоним?

Слайд с фото поэта.

– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта.

- Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. В 25 лет начал печататься в сатирических журналах. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках. 

 Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками. 

У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк. Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ... 

Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

- Что узнали о поэте?

IV. Знакомство с произведениями

Учитель выразительно читает стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..» Слайд утёнка

Аудиозапись: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

-Все ли слова и выражения были понятны вам?

дети называют слова (ТИСКАТЬ, БРЫКАТЬСЯ, ПРИТИСНЕШЬ, КАПУТ, РВЁТСЯ ПРОЧЬ, В СВОЙ ЧЕРЁД)

-Как понимаете смысл этих слов?

Обратимся к карточкам словарям( на столах карточки словари)

Д. читают

_ Подтвердились ли ваши предположения?

-Как вы понимаете выражение : «Лапы мальчика не шутка , чуть притиснешь-и капут»

( Лапы- только у животных. Например, у зверей. А у мальчика- руки. Но для утёнка –находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами животного.)

Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

-Какое сравнение изобразил художник?

(Утёнок- мальчик; мальчик –бегемот)

- Сколько героев в этом произведении?

-Что они делают?

- Как автор убеждает не тискать утёнка?

( Советует, убеждает, настойчиво просит.)

-Как будем читать стихотворение?

(Будем убеждать)

-Попробуем вместе с автором убедить мальчика.

Прочитайте про себя.

-Прочитайте выразительно стихотворение.

– Чему учит поэт в стихотворении? (Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе.)

– К кому обращено стихотворение Саши Черного? (К детям.)

– Почему вы так решили?

_ Что хотел сказать автор нам этими стихами?

-Какой вывод мы можем сделать? К чему будем призывать всех людей?

на доску высказывание

НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ! ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ! (на доску )

– Прочитайте стихотворение друг другу.

Работа в парах.

V. Физкультминутка

Представьте себя, что вы на время стали маленьким и беззащитным утенком, который радуется жизни и всему прекрасному, что его окружает. (Музыкальная физминутка проводится под музыку «Танец маленьких утят»)

VI. Продолжение темы урока

– Послушайте еще одно стихотворение Саши Черного – «Воробей».

Аудиозапись: Саша Черный « Воробей». + Видеоролик .

– С каким чувством поэт говорит о воробье? (Сначала с любовью, нежностью, а в конце стихотворения с некоторой обидой, досадой на то, что воробей улетел «и спасибо не сказал».)

– В каких словах слышится доброе, чуткое отношение к воробью? (Воробьишка; пичужка; прыгай, прыгай, я не трону; видишь, хлебца накрошил; прыгни ближе, ну-ка, ну-ка.)

– Как бы вы прочитали стихотворение?

Упражнение в чтении стихотворения.

-Какой вывод сделаем прочитав стихотворение?

(В природе всё заслуживает внимания. Зимой птицам трудно выжить. Надо подкармливать пернатых друзей.)

-К чему надо призывать людей?

УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ! ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ !

Слайд фото со слоном

-Как выдумаете , где находится слон?

Что бы узнать надо прочитать на стр 47

– Еще одно стихотворение Саши Черного – «Слон». Прочитайте это стихотворение. 

Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.

– Каким  настроением  проникнуто  стихотворение?  (Грустным,  печальным.)

– Какое чувство вы испытываете к слону? (Жалость.)

– Почему жалко слона? (Потому что он сидит в тесной клетке, поэт даже говорит «в клетушке», и ему очень хочется на волю.)

– Что можно сказать о мальчике, который принес слону игрушечного слоненка? (Он хочет как-то скрасить жизнь слона, сделать ее хоть немного радостней; мальчик понимает слона, он чуткий, добрый.)

Работа в парах ( чтение п ролям) поменяйтесь ролями. Прочитайте ещё раз.

-Какие чувства вы испытываете после чтения стихотворения?

-Ребята, а как животные попадают в зоопарк?

-Какой вывод сделаем ,прочитав это стихотворение Саши Чёрного?

( В неволе животным живётся не легко. Человек должен прилагать максимум усилий, чтобы сделать жизнь животных в неволе лучше.)

Слайды зоопарка.

- Как называют заботливых, добрых, отзывчивых людей?

( Неравнодушными людьми?)

-К чему будем призывать людей?

НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!!!


VII. Итог урока.

Каждый урок нас чему то учит.

– Чему научил нас урок?

– Что вас особенно тронуло, взволновало в нем?

Какие выводы вы сделали?

( Наши выводы это призывы с урока)

В начале урока вы изъявили желание поработать и узнать новое на уроке. Достигли ли вы своей цели?

-Захотелось ли вам прочитать и другие стихи Саши Чёрного?

Вы можете познакомиться с ними прочитав книги. «Голубая книжка», «Детский остров», «Тук- тук», « Живая азбука» и др.

Слайды с книгами С, Чёрного.

VIII.Домашнеезадание:  подготовить  выразительное  чтение  стихотворений  Саши  Черного  «Что  ты  тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон» (с. 46–49, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть. Нарисуйте иллюстрацию к выбраному произведению.

 IX. Рефлексия учебной деятельности.

На моём столе смайлы. Прикрепите на доску смайл с вашим настроением от урока.

Спасибо за урок!