Предварительная беседа. - Ребята, сегодня мы свами начинаем новый раздел. Посмотрите, как он называется, на стр.111. /Раздел называется «Поэтическая тетрадь»/ - Посмотрите внимательно на иллюстрации к разделу и предположите, о чем мы будем в нем читать? (Мы будем читать стихи о природе, о животных, об отношении к природе) 2. Разгадывание кроссворда. - А сейчас разгадайте кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на уроке. А теперь без … (грамоты) Пропадешь, Далеко без… (грамоты) Не уйдешь. Жил человек рассеянный На улице… (Бассейной) Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на ….(ремне). Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. - Мама, мама, не злись. Потому что…(нашлись) Потому что…(нашлись) Перчатки! Дама сдавала в багаж. Диван, Чемодан, … (Саквояж) Против дома у ворот Жил в сторожке старый…( кот) - Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках. Это Самуил Яковлевич Маршак. Рассказ о писателе. /Проверка дом.задания/ Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1864) Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Сидя рядом с братом во время занятий, с которым занимался учитель, С.Я.Маршак научился рано читать. В гимназии он увлекался древними языками, античной литературой и даже делал переводы из Горация, тогда же начал писать стихи. Позже он вспоминал: «Пристрастие к стихам у меня появилось с самого раннего возраста. В сущности, «писать стихи» я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия, а иногда и четверостишия устно, про себя, но скоро забывал придуманные на лету строчки». Повторение. – Хорошо ли вы знаете произведения С.Я.Маршака? На доске написаны названия, выберите, какие из них написал Самуил Яковлевич. «Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотуха», «Кот и лодыри». - А кто написал остальные произведения? (К.И.Чуковский) 2)обзор книг С.Маршака 3) фрнограмма «Багаж» ***** Мы сидели, мы сидели, Наши спинки занемели. Постоим немножко, поглядим в окошко. * А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - вновь за дело. Работа над стихотворением «Гроза днем» 1) Учитель читает вслух стихотворение. - Вам понравилось стихотворение? Чем? - О каком времени года говорится в стихотворении? 2) Словарная работа Цветник – место, где посадили цветы, клумба. 3) - Прочитайте «жужжащим» чтением стихотворение «Гроза днем». (самостоятельное чтение) - Перечитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их. (Приехал, громко, грома) - Какой звук в них повторяется? (повторяется звук [ р] ) 4) –Какие художественные приемы использовал автор? (олицетворение, эпитеты) Олицетворение — наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Эпитеты — это слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопрос КАКОЙ? 5) «Памятка: Как читать стихотворение» 2. Работа в парах. - Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. - Прочитайте выразительно. Как нужно читать стихотворение? ( Три строчки медленно и громко, выделяя звук [ р], затем с ускорением, показывая, как идет дождь.) 3. Работа над стихотворением «В лесу над росистой поляной…» Учитель читает стихотворение. - От чьего имени написано стихотворение? (от имени мальчика) - Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки На самой опушке лесной И птицу, игравшую в прятки, В рассветном тумане со мной.) - Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки? - Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему? 4. Выразительное чтение стихотворений. - Подготовьтесь читать выразительно. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова. - Прочитайте стихотворение друг другу выразительно -Конкурс чтецов. - Что нового, интересного узнали на уроке? - Что особенно понравилось? - Что осталось непонятным? |