СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 4 класс Тема урока: "Характеристика героев рассказа А.П.Чехов Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 4 класс"Характеристика героев рассказа А.П.Чехов Мальчики"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс Тема урока: "Характеристика героев рассказа А.П.Чехов Мальчики"»

Урок литературного чтения 4 класс

Тема урока: "Характеристика героев рассказа А.П.Чехов Мальчики"

Тип урока: комбинированный

Цель урока: проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково - символические действия (моделирование);

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Нина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Работайте активно и получите много новых знаний!

Взаимодействуют с учителем, настраиваются на урок.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Чтобы узнать, над каким рассказом мы будем работать на уроке, вам нужно отгадать ребус.

Занимательный материал

ЧвеахпорвоМыавлрьичниукяи

(Открывается правильный ответ)

- А чтобы узнать, что именно мы будем делать, вы должны вспомнить всех героев произведения.

Беседа по тексту

- Какие герои являются  главными действующими лицами?

- Говорить мы сегодня будем о главных героях.

Учащиеся отгадывают автора   и название произведения

Чехов «Мальчики».

- мальчики: Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка,  Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.

- Володя и Чечевицын



Актуализация знаний.

Беседа

На предыдущем уроке  мы познакомились с новым произведением «Мальчики». Кто назовет автора произведения? (Антон Павлович Чехов). Что вы  запомнили  о биографии Чехова? 

Какое произведение мы проходили на прошлом уроке?

Молодцы ребята!

На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.



Первичное усвоение новых знаний.

Фронтальный опрос

-Сегодня мы будем говорить  о главных героях.

- Кто они?

- Они похожи?

- Значит, мы можем их сравнить.

-Как мы можем сравнивать героев литературного произведения?

Что нужно знать, чтобы оценить поступок человека?

- Чтобы лучше проанализировать характер главных героев давайте поработаем с текстом.

Работа по учебнику

- Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.124)
- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
- Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
- Как он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь)
- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.)
- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.127)
- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)




Первична проверка понимания

Беседа

 Посмотрите на план, по которому мы будем работать.

План характеристики героев произведения: (написан на доске)

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 
2.Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения).

3. Речь героя

4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя?

5. Что общего между героями.

6. Что отличает двух героев. 
7. Ваше отношение к данным персонажам

8. Отношение автора к героям. 
9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

Работу будем проводить в парах.

 — Найдите описание мальчиков в тексте, заполните таблицы в парах. Как будете работать, чтобы справиться быстрее?

-Володя и Чечевицын.

- В чём-то похожи, но и различаются.

- По внешности, одежде, поведении.

Работа в парах.

Володя:             Чечевицын:

пухл                     худ

бел                      смугл

весёлый                угрюмый

разговорчивый     малообщительный

 странный             некрасив

странный  

Всё время о чём-то думает

Занят своими мыслями.

Сравнение своих характеристик с образцом


Первичное закрепление

1.Ответьте на первый пункт плана.

2.Найдите описание мальчиков в тексте.

- У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые по вашему мнению подходят мальчикам.

- Сравните свои характеристики с образцом.

- Из представленных иллюстраций выбери мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения.

3. Какова речь героев?

- Какие это слова? (Найди в тексте)

- Теперь вы знаете значение этих слов.

4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя? (найди отрывок в тексте)

5. Что же общего между героями?
6. Чем герои отличаются друг от друга?

7. Как вы относитесь к мальчикам?

8. Почему герои решились на побег?

Выбери:

Герои решились на побег, потому что:

Были смелыми и решительными

Были глупыми и самонадеянными

Мало знали и плохо представляли трудности пути

Не любили своих близких

Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными

Любили путешествовать и узнавать новое.

- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?

-  Правильно ли они поступили?

9. Как автор относится к своим героям?

10. На какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  быть похожим?

ФИЗМИНУТКА

Работа по плану:

1.Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру.

2. Володя   с.125,128,

Чечевицын с.126, 128,130.



Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Прочитайте характеристики главных героев, которые у вас получились.

Фронтальный опрос

Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.

Володя-Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем,  какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

Давайте подумаем почему герои решились на побег, потому что:

-    Были смелыми и решительными

-      Были глупыми и самонадеянными

-  Мало знали и плохо представляли трудности пути

-Чему учит автор  произведения?

- Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?  От каких хотели бы избавиться?

(положительные и отрицательные качества)

А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
- Зачитайте план побега. (Стр.129)

Работа с картой

- Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
- Реален ли был их план, и знали ли дети географию?



- Какой вывод сделаем по уроку?

(слайд 6)

- Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»?
(Ставить перед собой реальные, выполнимые цели.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)

- Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.

-Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.

- Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.

 Ответы детей.

- Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их.

- Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться.


Использование презентации

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома, просмотрите свои характеристики и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

Записывают домашнее задание.


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок  солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение. Спасибо за урок! Мне доставляет удовольствие сотрудничать с вами!


Взаимодействуют с учителем.

Использование наглядного материала.