Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Чтобы узнать, над каким рассказом мы будем работать на уроке, вам нужно отгадать ребус. Занимательный материал ЧвеахпорвоМыавлрьичниукяи (Открывается правильный ответ) - А чтобы узнать, что именно мы будем делать, вы должны вспомнить всех героев произведения. Беседа по тексту - Какие герои являются главными действующими лицами? - Говорить мы сегодня будем о главных героях. | Учащиеся отгадывают автора и название произведения Чехов «Мальчики». - мальчики: Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник. - Володя и Чечевицын | |
Первичное усвоение новых знаний. | Фронтальный опрос -Сегодня мы будем говорить о главных героях. - Кто они? - Они похожи? - Значит, мы можем их сравнить. -Как мы можем сравнивать героев литературного произведения? Что нужно знать, чтобы оценить поступок человека? - Чтобы лучше проанализировать характер главных героев давайте поработаем с текстом. Работа по учебнику - Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.) 1. Характеристика Чечевицына. - Как появился Чечевицын в доме Королёвых? - Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.124) - Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.) - Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.) - Как он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь) - А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.) - С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.) - Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.127) - Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.) | | |
Первична проверка понимания | Беседа Посмотрите на план, по которому мы будем работать. План характеристики героев произведения: (написан на доске) 1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения). 3. Речь героя 4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя? 5. Что общего между героями. 6. Что отличает двух героев. 7. Ваше отношение к данным персонажам 8. Отношение автора к героям. 9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить? Работу будем проводить в парах. — Найдите описание мальчиков в тексте, заполните таблицы в парах. Как будете работать, чтобы справиться быстрее? | -Володя и Чечевицын. - В чём-то похожи, но и различаются. - По внешности, одежде, поведении. Работа в парах. Володя: Чечевицын: пухл худ бел смугл весёлый угрюмый разговорчивый малообщительный странный некрасив странный Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями. Сравнение своих характеристик с образцом | |
Первичное закрепление | 1.Ответьте на первый пункт плана. 2.Найдите описание мальчиков в тексте. - У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые по вашему мнению подходят мальчикам. - Сравните свои характеристики с образцом. - Из представленных иллюстраций выбери мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. 3. Какова речь героев? - Какие это слова? (Найди в тексте) - Теперь вы знаете значение этих слов. 4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя? (найди отрывок в тексте) 5. Что же общего между героями? 6. Чем герои отличаются друг от друга? 7. Как вы относитесь к мальчикам? 8. Почему герои решились на побег? Выбери: Герои решились на побег, потому что: Были смелыми и решительными Были глупыми и самонадеянными Мало знали и плохо представляли трудности пути Не любили своих близких Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными Любили путешествовать и узнавать новое. - Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли? - Правильно ли они поступили? 9. Как автор относится к своим героям? 10. На какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) быть похожим? ФИЗМИНУТКА | Работа по плану: 1.Сравниваются Володя и Чечевицын. Они разные по характеру. 2. Володя с.125,128, Чечевицын с.126, 128,130. | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Прочитайте характеристики главных героев, которые у вас получились. Фронтальный опрос Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь. Володя-Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. Давайте подумаем почему герои решились на побег, потому что: - Были смелыми и решительными - Были глупыми и самонадеянными - Мало знали и плохо представляли трудности пути -Чему учит автор произведения? - Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками? - Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться? (положительные и отрицательные качества) А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.) - Зачитайте план побега. (Стр.129) Работа с картой - Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км) - Реален ли был их план, и знали ли дети географию?
- Какой вывод сделаем по уроку? (слайд 6) - Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»? (Ставить перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей. Не подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать за свои поступки.) | - Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. -Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. - Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться. Ответы детей. - Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их. - Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться. | Использование презентации |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение. Спасибо за урок! Мне доставляет удовольствие сотрудничать с вами! | Взаимодействуют с учителем. | Использование наглядного материала. |