СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ


Ф.И.О. студентки: Кучерук Дарья Максимовна

Тема урока: «Стихи А. С. Пушкина «Пущину».

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 4

Цель урока: создание условий для изучения творчества А.С. Пушкина «Пущину».

Задачи урока:


Дидактические:

  1. Актуализировать знания обучающихся о творчестве А. С. Пушкина;

  2. Формирование умения выразительно читать произведение;

  3. формирование умения анализировать художественное произведение


Развивающие:

  1. Способствовать развитию умения использовать речь для регуляции своего действия;

  2. Способствовать развитию умения контролировать действия партнера;

  3. Способствовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации


Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни;

  2. Способствовать воспитанию интереса к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову;

  3. Способствовать проявлению учебно- познавательного интереса.







Подпись методиста/учителя: _____________________________





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.

Стихотворение; приём «улыбка»

Создание условий для формирования положительного настроя на урок. Приветствует обучающихся, мотивирует их на урок

-Здравствуйте, меня зовут Дарья Максимовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Вот, звенит для нас звонок –
Начинается урок.
Ровно встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.»

-Присаживаемся.


Мотивируются на урок, приветствуют учителя



Ф

ТСО; презентация




Имеет широкую мотивационную основу

Постановка учебной задачи

  1. Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).

Словесный (биография автора)






Словесный (беседа)




















Практический (интерактивное задание)





















Словесный (беседа)

Создание условий по актуализации знаний у обучающихся о творчестве А. С. Пушкина.

- С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку

больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы

снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина.

- Что вы помните о жизни и творчестве А.С. Пушкина?

- Семья Пушкина принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Поэтому в воспитании помогала знаменитая няня Арина Родионовна. В 12 лет Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом. Именно там он почувствовал себя поэтом. Пушкин прожил короткую жизнь, но то, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней.

- Какие его произведения вы уже читали?

-Я вам предлагаю выполнить интерактивное задание, вам нужно будет подойти к интерактивной доске и распределить произведения те, что написал Пушкин, в другой столбец те произведения, что не являются Пушкиными.

- Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину».

-Это и будет темой нашего урока. Стихотворение А. С . Пушкина «Пущину».

-Какую цель мы можем поставить?


-Сейчас давайте составим план урока, с помощью слов помощников:

Учиться…


Учиться…


Проверить…

-На протяжении всего урока мы будем работать с вами с маршрутными листом урока, ознакомьтесь с ним.

Актуализируют знания



-Слушают учителя









-Рассказывают, что помнят


-Слушают биографию Пушкина




















-Называют произведения


-Выполняют интерактивное задание







-Слушают учителя














-Слушают тему урока

-Изучить стихотворения Пушкина «Пущину» и «Зимняя дорога»


-Составляют план урока

Правильно и выразительно читать стихотворение

-Анализировать стихотворение

-Свои знания о творчестве Пушкина

-Знакомятся с маршрутным листом урока





Ф



































Ф









Ф













Ф






ТСО; презентация





















ТСО; презентация; интерактивная доска























ТСО; презентация



















Рассказывает о творчестве Пушкина





























Определяет тему и цель урока









К: использует речь для регуляции своего действия










Классифицирует объекты на 2 группы






























Учебное действие

  1. «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).

  2. Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.

Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.




Словесный (стихотворение)









Словесный (беседа)



Практический (работа над неизвестными словами)


Словесный (стихотворение)

Создание условий для изучения нового материала

-Какой у нас первый пункт плана?

-Сейчас я вам предлагаю открыть учебник на стр.

-Я сейчас вам прочитаю стихотворение, которое А. С. Пушкин посвятил своему другу Пущину, а вы внимательно слушайте.

-Какое настроение передает это стихотворение?

-Почему?

-Прочитайте первую строку произведения. С какой интонацией мы должны ее читать?

-Какие обращения подбирает поэт к Пущину, найдите в тексте?

-А кого вы можете так называть?

-Попробуйте объяснить значение выражения «я судьбу благословил, когда мой двор…твой колокольчик огласил»

-Сейчас прочитайте это стихотворение про себя.

-У нас есть с вами слова, значение которых вы можете не знать, они выделены курсивом. Посмотрите на них. На следующей странице есть определения этих слов.

-Кто прочитает?

-Как мы будем читать это стихотворение? Медленно или быстро?

-Какие слова выделим голосом?

-Сейчас в паре друг другу прочитайте это стихотворение. Выразительно, передавая все чувства поэта.

-Кто хочет прочитать вслух?

-Молодец.

- Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика:

Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин —

порывист и вспыльчив, Пушин — уравновешен, упорен, рассудителен.


11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном

морозе зазвенел в парке подлужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал

— и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще... Сердце бешено

заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня

себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий,

румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней

потащил в дом. Пущин!

-Дальше у вас есть отрывок Пущина «Записки о Пушкине». Вам нужно будет прочитать его самостоятельно.

-О чем он?


-Какие слова говорят о радости встречи Пушкина и Пущина, найдите их в тексте?

-Сейчас еще раз прочитайте этот отрывок про себя.



-Называют первый пункт плана

-Открывают учебник


-Слушают чтение стихотворения





-Грустное, тоскливое


-Воспоминания о прошлом

-Задумчиво, грустно


-Друг бесценный


-Друга

-Чувство благодарности за то, что он навестил Пушкина



-Читают стихотворение про себя


-Смотрят на слова, выделенные курсивом




-Читают определения слов

-Медленно



-Первый друг, друг бесценный

-Читают стихотворение друг другу в паре.


-Читают вслух




























-Читают отрывок





-О том, как Пушкин встретил своего друга. Об этом рассказывает Пущин

-Зачитывают



-Еще раз читают отрывок





Ф









Ф









И




Ф








П


Ф


И



Ф

























И






ТСО; презентация, учебник












Учебник









Учебник







Учебник



























Учебник; ТСО; презентация






















Анализирует стихотворение





П: осуществляет поиск необходимой информации





П: строит сообщение в форме простых суждений

Проявляет учебно-познавательный интерес к новому материалу

Физкультминутка


стихотворение

Создание условий для проведения физкультминутки, с целью отдыха


Выполняют физкультминутку

Ф

ТСО; презентация




Имеет установку на здоровый образ жизни

Действие контроля и самоконтроля

Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.

Словесный (стихотворение)






Практический (тест)

Создание условий по закреплению выразительного навыка чтения

-Сейчас выберите или стихотворение, или отрывок и попробуйте прочитать его выразительно перед всем классом, передавая все чувства автора и попробуйте голосом выделить радость встречи их.

-Почему именно это ты выбрал?

-Кто еще желает?

-Молодцы!

-Предлагает выполнить тест о творчестве Пушкина

Тест

1 )Среди портретов, найдите портрет Пушкина и обведите его:

2)Выберите лицейского друга А.С. Пушкина:

А) Лермонтов

Б) Пущин

3) Как звали няню Пушкина?

А) Анна Голубкова

Б) Арина Родионовна

4) В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

5) Сколько лет исполнилось писателю, когда он поступил в одно из престижных учебных заведений?

А) 10 лет

Б) 12 лет

-Сдайте мне тесты на проверку




-Читают вслух





-Понравилось


-Читают еще

-Выполняют тест































-Сдают тесты





Ф






И





Учебник





Карточка


Читает выразительно стихотворение

Р: принимает и сохраняет учебную задачу


Действие оценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке


Словесный (беседа)

Создание условий по подведению итогов урока

-О чем мы с вами говорили на уроке?

-Какой теме было посвящено это стихотворение?

-Как вы думаете важно в жизни иметь друзей и дружить с ними также искренне как Пушкин?

-Вам понравилось это стихотворение?

-Сейчас отметьте тех, кто активно работал на уроке.

-В качестве домашнего задания нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Пушкина или к отрывку Пущена о Пушкине

-Всем спасибо за урок! Вы большие молодцы. Урок окончен.

Подводят итоги урока


-О стихотворении Пушкина

-Теме дружбы


-Да



-Да

-Отмечают активных



-Записывают домашнее задание

Ф

ТСО; презентация



К: использует речь для регуляции своего действия

Имеет способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности