Организационно-мотивационный | Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке. | Стихотворение; приём «улыбка» | Создание условий для формирования положительного настроя на урок. Приветствует обучающихся, мотивирует их на урок -Здравствуйте, меня зовут Дарья Максимовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Вот, звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись.» -Присаживаемся. | Мотивируются на урок, приветствуют учителя | Ф | ТСО; презентация | | | | Имеет широкую мотивационную основу |
Постановка учебной задачи | Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий). | Словесный (биография автора) Словесный (беседа) Практический (интерактивное задание) Словесный (беседа) | Создание условий по актуализации знаний у обучающихся о творчестве А. С. Пушкина. - С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. - Что вы помните о жизни и творчестве А.С. Пушкина? - Семья Пушкина принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Поэтому в воспитании помогала знаменитая няня Арина Родионовна. В 12 лет Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом. Именно там он почувствовал себя поэтом. Пушкин прожил короткую жизнь, но то, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней. - Какие его произведения вы уже читали? -Я вам предлагаю выполнить интерактивное задание, вам нужно будет подойти к интерактивной доске и распределить произведения те, что написал Пушкин, в другой столбец те произведения, что не являются Пушкиными. - Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину». -Это и будет темой нашего урока. Стихотворение А. С . Пушкина «Пущину». -Какую цель мы можем поставить? -Сейчас давайте составим план урока, с помощью слов помощников: Учиться… Учиться… Проверить… -На протяжении всего урока мы будем работать с вами с маршрутными листом урока, ознакомьтесь с ним. | Актуализируют знания -Слушают учителя -Рассказывают, что помнят -Слушают биографию Пушкина -Называют произведения -Выполняют интерактивное задание -Слушают учителя -Слушают тему урока -Изучить стихотворения Пушкина «Пущину» и «Зимняя дорога» -Составляют план урока Правильно и выразительно читать стихотворение -Анализировать стихотворение -Свои знания о творчестве Пушкина -Знакомятся с маршрутным листом урока | Ф Ф Ф Ф | ТСО; презентация ТСО; презентация; интерактивная доска ТСО; презентация | | Рассказывает о творчестве Пушкина Определяет тему и цель урока | К: использует речь для регуляции своего действия Классифицирует объекты на 2 группы | |
Учебное действие | «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание). Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения. Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий. | Словесный (стихотворение) Словесный (беседа) Практический (работа над неизвестными словами) Словесный (стихотворение) | Создание условий для изучения нового материала -Какой у нас первый пункт плана? -Сейчас я вам предлагаю открыть учебник на стр. -Я сейчас вам прочитаю стихотворение, которое А. С. Пушкин посвятил своему другу Пущину, а вы внимательно слушайте. -Какое настроение передает это стихотворение? -Почему? -Прочитайте первую строку произведения. С какой интонацией мы должны ее читать? -Какие обращения подбирает поэт к Пущину, найдите в тексте? -А кого вы можете так называть? -Попробуйте объяснить значение выражения «я судьбу благословил, когда мой двор…твой колокольчик огласил» -Сейчас прочитайте это стихотворение про себя. -У нас есть с вами слова, значение которых вы можете не знать, они выделены курсивом. Посмотрите на них. На следующей странице есть определения этих слов. -Кто прочитает? -Как мы будем читать это стихотворение? Медленно или быстро? -Какие слова выделим голосом? -Сейчас в паре друг другу прочитайте это стихотворение. Выразительно, передавая все чувства поэта. -Кто хочет прочитать вслух? -Молодец. - Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пушин — уравновешен, упорен, рассудителен. 11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке подлужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще... Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней потащил в дом. Пущин! -Дальше у вас есть отрывок Пущина «Записки о Пушкине». Вам нужно будет прочитать его самостоятельно. -О чем он? -Какие слова говорят о радости встречи Пушкина и Пущина, найдите их в тексте? -Сейчас еще раз прочитайте этот отрывок про себя. | -Называют первый пункт плана -Открывают учебник -Слушают чтение стихотворения -Грустное, тоскливое -Воспоминания о прошлом -Задумчиво, грустно -Друг бесценный -Друга -Чувство благодарности за то, что он навестил Пушкина -Читают стихотворение про себя -Смотрят на слова, выделенные курсивом -Читают определения слов -Медленно -Первый друг, друг бесценный -Читают стихотворение друг другу в паре. -Читают вслух -Читают отрывок -О том, как Пушкин встретил своего друга. Об этом рассказывает Пущин -Зачитывают -Еще раз читают отрывок | Ф Ф И Ф П Ф И Ф И | ТСО; презентация, учебник Учебник Учебник Учебник Учебник; ТСО; презентация | | Анализирует стихотворение | П: осуществляет поиск необходимой информации П: строит сообщение в форме простых суждений | Проявляет учебно-познавательный интерес к новому материалу |
Действие контроля и самоконтроля | Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону. | Словесный (стихотворение) Практический (тест) | Создание условий по закреплению выразительного навыка чтения -Сейчас выберите или стихотворение, или отрывок и попробуйте прочитать его выразительно перед всем классом, передавая все чувства автора и попробуйте голосом выделить радость встречи их. -Почему именно это ты выбрал? -Кто еще желает? -Молодцы! -Предлагает выполнить тест о творчестве Пушкина Тест 1 )Среди портретов, найдите портрет Пушкина и обведите его: 2)Выберите лицейского друга А.С. Пушкина: А) Лермонтов Б) Пущин 3) Как звали няню Пушкина? А) Анна Голубкова Б) Арина Родионовна 4) В каком городе родился А.С. Пушкин? А) Москва Б) Санкт-Петербург 5) Сколько лет исполнилось писателю, когда он поступил в одно из престижных учебных заведений? А) 10 лет Б) 12 лет -Сдайте мне тесты на проверку | -Читают вслух -Понравилось -Читают еще -Выполняют тест -Сдают тесты | Ф И | Учебник Карточка | | Читает выразительно стихотворение | Р: принимает и сохраняет учебную задачу | |
Действие оценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Словесный (беседа) | Создание условий по подведению итогов урока -О чем мы с вами говорили на уроке? -Какой теме было посвящено это стихотворение? -Как вы думаете важно в жизни иметь друзей и дружить с ними также искренне как Пушкин? -Вам понравилось это стихотворение? -Сейчас отметьте тех, кто активно работал на уроке. -В качестве домашнего задания нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Пушкина или к отрывку Пущена о Пушкине -Всем спасибо за урок! Вы большие молодцы. Урок окончен. | Подводят итоги урока -О стихотворении Пушкина -Теме дружбы -Да -Да -Отмечают активных -Записывают домашнее задание | Ф | ТСО; презентация | | | К: использует речь для регуляции своего действия | Имеет способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности |