Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формирование УУД |
I. Организация начала урока | Встали ровненько, красиво Посмотрю-ка я на вас. Ах, какой хороший класс… Я желаю вам удачи. За работу, в добрый час! Девиз нашего урока: «Читающий человек-успешный человек» -Ребята, как вы понимаете это высказывание? - Какую пользу чтение приносит человеку? (развивает воображение, творческие способности, развивает память и мышление, увеличивает словарный запас, помогает познавать себя и окружающий мир, помогает общаться с людьми, учит рассуждать, анализировать, основа успеха в школе и во взрослой жизни). Пусть книги друзьями заходят в дома, Учитесь всю жизнь, набирайтесь ума. | Настраиваются на работу | Регулятивное УУД: выполнение пробного учебного действия Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностное УУД: самоопределение |
II. Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» Слушаем внимательно, чьё чтение вам больше понравилось и почему? Критерии оценивания(настроение, чувства, интонация, паузы, логические ударения). | Отвечают на вопросы, выполняют задания. | Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения , учет разных мнений |
III. Постановка учебной задачи | - Как называется раздел, над которым мы сейчас с вами работаем? (Весна, весна красная.) –Что общего у всех этих произведений этого раздела? - Прочитайте, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна — художник»? (стр.102) («А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»). — Именно об этих важных делах птиц весной мы сегодня и поговорим. Название произведения поможет отгадать загадка Они прилетают каждый год Туда, где домик их ждет. Чужие песни петь умеют И все же голос свой имеют. (Скворец) -Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна и Николая Сладкого “Скворец- молодец». - Какие учебные задачи поставите перед собой 1.Познакомимся с произведение, его автором, новыми словами и их значением. 2. Определим жанр и тему произведения 3. Составим модель обложки 4. Будем совершенствовать технику чтения, умение анализировать прочитанное. | Внимательно слушают. Отгадывают загадку. Осознают и принимают учебную задачу. Рассказывают по собственным наблюдениям | Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Познавательное УУД: подведение под понятие. Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования. Коммуникативное УУД: учет разных мнений |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ о Александре Куприне | Произведения Александр Куприн учат людей любить природу, быть добрыми, справедливыми. Родился Куприн в небогатой семье. С 5 лет был определён в Московский сиротский пансион. Перед тем, как стать писателем, А. И.Куприн перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, работал на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра. | Внимательно слушают | Коммуникативное УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах. Предметное УУД: различение жанров произведений. Познавательное УУД: установление причинно-следственных связей Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнение по обсуждаемой проблеме. Познавательное УУД: извлечение необходимой информации из текста, дополнительной, справочной литературы. Познавательное УУД: обучение действию моделирования. Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в группах. Коммуникативное УУД: осуществление контроля и оценка учебной деятельности, овладение способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками |
2. Словарная работа | Словарная работа. Подправить- немного исправить Беспечный - беззаботный Пристально - сосредоточенно Жутко - страшно. Истребить - уничтожить, погубить Сажень - старая русская мера длины (213 см) | Устанавливают соответствие, объясняют значение слов |
3. Первичное чтение произведения «Скворцы» А. Куприна и анализ Первичная проверка понимания усвоения материала | Чтение 1 части цепочкой Готовятся ли люди к прилёту скворцов? Докажите. Прочитайте, что делали скворцы в первые дни прилета? - Кто жил в скворечниках? Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяли воробьев. – Как ведут себя воробьи? Прочитай. - Что заставляет воробьёв покинуть скворечник? Рассмотри иллюстрацию, найди в тексте слова, которым она соответствует (стр.110 3-4 абзац) - Как скворцы стерегут своё гнездо? Из чего строят? – Кто является врагами скворцов? О чём мы узнали из 1 части (о прилёте скворцов, выселении воробьёв) 2 часть: самостоятельное чтение. -Где скворец ищет себе корм (на земле и в земле) - Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? (В тысячу раз больше собственного веса.) – Когда лучше слушать песню скворцов? Найди ответ в тексте и прочитайте. О чём мы узнали из 2 части (Об истреблении вредных насекомых скворцами, о пении скворца) | Читают хорошо читающие ученики |
Закрепление знаний и способов действий. 4.Моделирование обложки 5. Работа в группах | Моделирование обложки. Задание1, 2 группа Дайте ответ «Да» или «нет» 1. Скворцы прилетают в апреле? ________ 2. Воробьи часто занимают домики скворцов? _____________ 3. Скворец ищет пищу себе на земле и в земле? _____________ 4. Настоящую песню скворца надо слушать лишь поздним вечером? ______ 3,4 группа Установить последовательность событий, описанных в тексте А. Куприна «Скворцы» 1.Ожидание прилёта скворцов. 2. Осмотр прошлогодних мест скворцами. 3.Выселение воробьёв. 4.Обустройство гнезда. 5. Добыча корма скворцами. 6. Утреннее пение птиц. 5, 6 группа Написать ответы на вопросы 1. Как люди относятся к скворцам? ____ 2. Кого скворцы остерегаются, боятся? ______ Рубрика «Это интересно» (аудиозапись) -Что вы знаете о скворцах? | Отвечают на вопросы. Выполняют задание |
6.Физкультми нутка | «Солнышко» | Выполняют движения | |
7. Чтение произведения «Скворц-молодц» Н. Сладкова | – А сейчас мы познакомимся с еще одним произведением о скворцах. Это рассказ Николая Ивановича Сладкова «Скворец-молодец». Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе Словарная работа. Борозда- канавка Шерсть линячая- линька животных Послушайте и обратите внимание, какаю пользу приносят скворцы людям. Инсценировка произведения Н. Сладкова «Скворцы-молодцы» | Осознают и принимают учебную задачу. Внимательно слушают | Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания; овладение навыками осознанного чтения. Коммуникативное УУД: осуществление контроля и оценка учебной деятельности, Познавательное УУД: формирование логических действий (прием вычитывания) Познавательное УУД: смысловое чтение, ответы на вопросы |
8. Беседа по восприятию текста | – Понравилось ли вам произведение? - С какими словами обращаются к птице? Понятие «обращение». Почему автор называет скворца молодцом? Скворец везде успевает, человеку во всём помогает. Где трудится скворец? Найди ответы в тексте диалога | Отвечают на вопросы |
9.Моделирование обложки | Определение жанра и темы произведения | Моделируют обложки |
10. Чтение по ролям | Прочитать диалог. Обрати внимание: в тексте все предложения восклицательные. Их надо читать весело, бодро, убеждённо. | Работа в парах | Познавательное УУД: чтение произведения в парах. |
Обобщение и систематизация знаний. | – Что общего вы можете выделить в этих произведениях? – Что нового узнали? – Понравились ли вам произведения? | Отвечают на вопросы учителя произведения объединены темой природа - главный герой скворец - узнали о важных делах, какую пользу приносит скворец | Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
V. Итог урока. VI.Рефлексия | Возврат к целям А. Куприн, и Н. Сладков очень любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях. Давайте будем добрыми и внимательными к животным. – Кого из класса вы хотели бы похвалить и за что? – Кому сегодня было трудно? Самооценивание.. «Дерево успеха» Лист- всё получилось, работал с интересом, понравилось Цветок- многое поняли, но некоторые задания вызвали затруднения - недоволен своей работой, нужна помощь. | Отвечают на вопросы учителя | Познавательное УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения учебного материала |
VII.Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение произведений А. Куприна и Н. Сладкова стр.110-112 | Записывают задание на дом, задают вопросы | Познавательное УУД: смысловое чтение; пересказ. |