СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец – молодец».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец – молодец».»

Учебный предмет: Литературное чтение. 2 класс.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Тема урока: А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец – молодец».

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с произведениями о весне; продолжить обучение осознанному выразительному чтению, включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность; совершенствовать навыки работы с текстом; расширить словарный запас учащихся, формировать читательские умения (сравнивать произведения разных жанров, выполнять задания по теме чтения).

Развивающие: создать условия для развития творческого воображения и творческой активности учащихся, умения высказывать свои мысли и аргументировать их, эмоциональной сферы детей, ассоциативного мышления, внимания, памяти, речи.

Воспитательные: создать на уроке атмосферу любви и интереса к живой природе, к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативную направленность личности, уважительное отношение к ответам товарищей; решение нравственных проблем на основе анализа текстов художественных произведений.

Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Универсальные учебные действия:

Предметные УУД

  1. научиться различать жанры произведений;

  2. научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах;

  3. находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

Метапредметные УУД:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

  1. удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  2. вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

  1. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

  2. осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;

коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества):

  1. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

  2. находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

  3. описывать объект: уметь передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

  4. работать в парах, группах;

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

  1. осознавать значимость чтения;

  2. проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

  3. высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  4. воспитывать доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах, группах;

  5. формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов;

Образовательные ресурсы: учебник Литературное чтение (часть вторая) Авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова Москва «Вентана-Граф», 2017 г., аудиозапись «Голоса птиц», дидактический материал для групповой работы, презентация, стикеры, портрет писателя Н. Сладкова, «Дерево успеха».


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование УУД

I. Организация начала урока

Встали ровненько, красиво

Посмотрю-ка я на вас.

Ах, какой хороший класс…

Я желаю вам удачи.

За работу, в добрый час!

Девиз нашего урока: «Читающий человек-успешный человек»

-Ребята, как вы понимаете это высказывание?

- Какую пользу чтение приносит человеку? (развивает воображение, творческие способности, развивает память и мышление, увеличивает словарный запас, помогает познавать себя и окружающий мир, помогает общаться с людьми, учит рассуждать, анализировать, основа успеха в школе и во взрослой жизни).

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Учитесь всю жизнь, набирайтесь ума.

Настраиваются на работу

Регулятивное УУД: выполнение пробного учебного действия

Коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностное УУД: самоопределение

II. Проверка
домашнего
задания

Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

Слушаем внимательно, чьё чтение вам больше понравилось и почему?

Критерии оценивания(настроение, чувства, интонация, паузы, логические ударения).

Отвечают на вопросы, выполняют задания.


Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения , учет разных мнений

III. Постановка учебной задачи

- Как называется раздел, над которым мы сейчас с вами работаем? (Весна, весна красная.) –Что общего у всех этих произведений этого раздела?

- Прочитайте, какими словами заканчивается сказка Г. Скребицкого «Весна — художник»? (стр.102)

(«А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждого из них весна придумала важное дело»). 
— Именно об этих важных делах птиц весной мы сегодня и поговорим. Название произведения поможет отгадать загадка

Они прилетают каждый год

Туда, где домик их ждет.

Чужие песни петь умеют

И все же голос свой имеют.

(Скворец)

-Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна и Николая Сладкого “Скворец- молодец».

- Какие учебные задачи поставите перед собой

1.Познакомимся с произведение, его автором, новыми словами и их значением.

2. Определим жанр и тему произведения

3. Составим модель обложки

4. Будем совершенствовать технику чтения, умение анализировать прочитанное.

Внимательно слушают.



Отгадывают загадку.





Осознают и принимают учебную задачу.



Рассказывают по собственным наблюдениям

Коммуникативное УУД: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Познавательное УУД: подведение под понятие.



Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивное УУД: формирование действия прогнозирования.

Коммуникативное УУД: учет разных мнений

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ о Александре Куприне

Произведения Александр Куприн учат людей любить природу, быть добрыми, справедливыми. Родился Куприн в небогатой семье. С 5 лет был определён в Московский сиротский пансион. Перед тем, как стать писателем, А. И.Куприн перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, работал на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра.



Внимательно слушают

Коммуникативное УУД: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в парах.

Предметное УУД: различение жанров произведений.

Познавательное УУД: установление причинно-следственных связей

Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнение по обсуждаемой проблеме.

Познавательное УУД: извлечение необходимой информации из текста, дополнительной, справочной литературы.

Познавательное УУД: обучение действию моделирования.

Личностное УУД: доброжелательное отношение между учащимися при работе в группах.


Коммуникативное УУД: осуществление контроля
и оценка учебной деятельности,

овладение способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками

2. Словарная работа

Словарная работа.

Подправить- немного исправить

Беспечный - беззаботный

Пристально - сосредоточенно

Жутко - страшно.

Истребить - уничтожить, погубить

Сажень - старая русская мера длины (213 см)

Устанавливают соответствие, объясняют значение слов

3. Первичное чтение произведения «Скворцы»
А. Куприна и анализ

Первичная проверка понимания усвоения материала








Чтение 1 части цепочкой

Готовятся ли люди к прилёту скворцов? Докажите.

Прочитайте, что делали скворцы в первые дни прилета?

- Кто жил в скворечниках?

Найди в тексте и прочитай, как скворцы выселяли воробьев.

– Как ведут себя воробьи? Прочитай.

- Что заставляет воробьёв покинуть скворечник?

Рассмотри иллюстрацию, найди в тексте слова, которым она соответствует (стр.110 3-4 абзац)

- Как скворцы стерегут своё гнездо? Из чего строят?

– Кто является врагами скворцов?

О чём мы узнали из 1 части (о прилёте скворцов, выселении воробьёв)

2 часть: самостоятельное чтение.

-Где скворец ищет себе корм (на земле и в земле)

- Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? (В тысячу раз больше собственного веса.)

– Когда лучше слушать песню скворцов? Найди ответ в тексте и прочитайте.

О чём мы узнали из 2 части (Об истреблении вредных насекомых скворцами, о пении скворца)

Читают хорошо читающие ученики

Закрепление знаний и способов действий.

4.Моделирование обложки

5. Работа в группах

Моделирование обложки.

Задание1, 2 группа

Дайте ответ «Да» или «нет»

1. Скворцы прилетают в апреле? ________

2. Воробьи часто занимают домики скворцов? _____________

3. Скворец ищет пищу себе на земле и в земле? _____________

4. Настоящую песню скворца надо слушать лишь поздним вечером? ______

3,4 группа

Установить последовательность событий, описанных в тексте А. Куприна «Скворцы»

1.Ожидание прилёта скворцов.

2. Осмотр прошлогодних мест скворцами.

3.Выселение воробьёв.

4.Обустройство гнезда.

5. Добыча корма скворцами.

6. Утреннее пение птиц.

5, 6 группа

Написать ответы на вопросы

1. Как люди относятся к скворцам? ____

2. Кого скворцы остерегаются, боятся? ______


Рубрика «Это интересно» (аудиозапись)

-Что вы знаете о скворцах?

Отвечают на вопросы. Выполняют задание

6.Физкультми
нутка

«Солнышко»

Выполняют движения


7. Чтение произведения «Скворц-молодц»

Н. Сладкова

– А сейчас мы познакомимся с еще одним произведением о скворцах. Это рассказ Николая Ивановича Сладкова «Скворец-молодец». Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе

Словарная работа.

Борозда- канавка

Шерсть линячая- линька животных

Послушайте и обратите внимание, какаю пользу приносят скворцы людям.

Инсценировка произведения Н. Сладкова «Скворцы-молодцы»

Осознают и принимают учебную задачу.


Внимательно слушают

Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания; овладение навыками осознанного чтения.

Коммуникативное УУД: осуществление контроля
и оценка учебной деятельности,

Познавательное УУД: формирование логических действий

(прием вычитывания)

Познавательное УУД: смысловое чтение, ответы на вопросы

8. Беседа по восприятию текста

– Понравилось ли вам произведение?

- С какими словами обращаются к птице?

Понятие «обращение».

Почему автор называет скворца молодцом?

Скворец везде успевает, человеку во всём помогает.

Где трудится скворец? Найди ответы в тексте диалога

Отвечают на вопросы

9.Моделирование обложки

Определение жанра и темы произведения

Моделируют обложки

10. Чтение по ролям

Прочитать диалог. Обрати внимание: в тексте все предложения восклицательные. Их надо читать весело, бодро, убеждённо.

Работа в парах

Познавательное УУД: чтение произведения в парах.


Обобщение и систематизация знаний.

– Что общего вы можете выделить в этих произведениях?

– Что нового узнали?

– Понравились ли вам произведения?


Отвечают на вопросы учителя

произведения объединены темой природа

- главный герой скворец

- узнали о важных делах, какую пользу приносит скворец

Познавательное УУД: осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативное УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

V. Итог урока. VI.Рефлексия

Возврат к целям

А. Куприн, и Н. Сладков очень любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях. Давайте будем добрыми и внимательными к животным.

– Кого из класса вы хотели бы похвалить и за что?

– Кому сегодня было трудно?

Самооценивание.. «Дерево успеха»

Лист- всё получилось, работал с интересом, понравилось

Цветок- многое поняли, но некоторые задания вызвали затруднения

- недоволен своей работой, нужна помощь.

Отвечают на вопросы учителя


Познавательное УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения учебного материала

VII.Домашнее
задание

Подготовить выразительное чтение произведений А. Куприна и Н. Сладкова стр.110-112

Записывают задание на дом, задают вопросы

Познавательное УУД: смысловое чтение; пересказ.