СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения И. Бунин «Вечер». Мастерство Бунина-поэта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  И. Бунин «Вечер». Мастерство Бунина-поэта.

Цели:

  • закрепить знания о средствах художественной изобразительности;
  • развивать навыки  анализа поэтического текста; 
  • развивать умение высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.
  • раскрыть особенности творческой индивидуальности И.А.Бунина.

Тип урока урок комплексного применения знаний; 

Методы преподавания:   информационно-сообщающий;  объяснительный; инструктивный;   стимулирующий;   побуждающий;

Методы учения:  исполнительский;   репродуктивный;  практический;   частично-поисковый;  поисковый;

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, портрет

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения И. Бунин «Вечер». Мастерство Бунина-поэта.»

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»

(1 четверть)

Урок 6


Тема урока: И. Бунин «Вечер». Мастерство Бунина-поэта.

Цели:

  • закрепить знания о средствах художественной изобразительности;

  • развивать навыки  анализа поэтического текста; 

  • развивать умение высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

  • раскрыть особенности творческой индивидуальности И.А.Бунина.

Тип урока урок комплексного применения знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, портрет


Ход урока


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.



2.

Проверка домашнего задания



3.

Фаза вызова интереса. Актуализация опорных знаний.


Сегодня я хочу поговорить с вами о поэзии. Это понятие для вас не новое. С самого раннего детства поэтическое творчество является неотъемлемой частью вашей жизни.  Мама пела вам колыбельную, читала  стихотворения А.Барто.  Когда вы пришли в школу, ваши учителя стали учить вас быть внимательным к каждому поэтическому слову,



4.

Целевая установка.


Сегодня мы будем анализировать стихотворение. Я тоже со своими учениками читаю и анализирую стихи. Вот недавно один из них на уроке литературы спросил: «Зачем мы так подробно разбираем стихотворение? Неужели поэт размышляет над выбором каждого слова?»
Как вы считаете, нужно ли нам анализировать поэтический текст, разрушая, возможно, тем самым первое целостное впечатление? Ответы учащихся.
Мне кажется, что нужно анализировать, потому что это помогает нам стать квалифицированными талантливыми читателями, ведь именно на них, по мнению С.Я.Маршака, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Мастерство Бунина-поэта».


5.

Анализ стихотворения


Иван Алексеевич Бунин – признанный классик русской литературы, её первый нобелевский лауреат – известен более как прозаик, хотя всю свою жизнь он сам считал себя прежде всего поэтом, сердился, что стихи его не нашли должного признания у современников. Может быть, так произошло потому, что он начал писать стихи на рубеже прихода новой поэзии, буквально перед нею. Он внутренне не принял новых, а они его. Но он и сам был  новым.   Нет, не символистом, не акмеистом. Но новым. В чём же было его мастерство и его новизна? Попробуем это понять. Предлагаю вам сегодня стать учёными-исследователями. Я буду вашим научным руководителем. Предметом нашего исследования будет стихотворение И.А. Бунина «Вечер». Обратите внимание – на доске записаны аспекты анализа лирического произведения, опираясь на которые, вам будет понятна последовательность нашей совместной работы.  (Доска. Аспекты анализа лирического произведения: ведущая тема, жанр, композиция, лирический герой, особенности поэтической лексики, изобразительные средства иносказания (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и др.), поэтический синтаксис, звукопись, идея, стихотворный размер, ритм и рифма, способы рифмовки.) Существует множество алгоритмов, схем анализа поэтического текста, но не один из них не может быть универсальным, потому что каждый выбирает свой путь постижения поэзии. Я выписала только те аспекты, которые сегодня помогут нам постичь мастерство Бунина-поэта.

Словарная работа: молотилка, гумно.
Итак, послушайте стихотворение и определите его тему.

  • Чтение стихотворения сопровождается иллюстрациями картин известных художников и тихим звучанием музыки. Чайковский «Времена года. Октябрь».

  • Вслушайтесь в стихотворение и постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лири­ческого героя, его чувствах, ощущениях.

Какова же тема стихотворения? Счастье

Подбор ассоциаций к слову «счастье».
Тема не новая. Как называют такие темы в литературе? Вечные
Почему же, размышляя о счастье, Бунин называет своё стихотворение «Вечер»?
Чтобы разобраться в этой загадке, проанализируем стихотворение. Начнём анализ с жанра. К какому жанру относится данное произведение?  Подсказка в количестве строк стихотворения.  Сонет – 14 строчек.
1) Первичное чтение.

2) Проверка восприятия.

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- Что вы «видите» в них?

- Какое настроение поэта они передают вам?

3) Повторное чтение.

4) Анализ стихотворения.

- Что является счастьем для И. Бунина?

- Какими словами он передает восхищение увиденным?

- Как вы понимаете выражение: «А счастье только знающим дано...»?

- Какими звуками наполнено стихотворение? (Пискнула птичка, гул молотилки...)

- Определите цветовую гамму, которую использовал поэт для изо­бражения картин природы (Цвет осеннего сада, белое облако...)

- Какие запахи вы почувствовали? (Запах осенней листвы, чисто­го воздуха, скошенной травы...)

- В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии усталости, умиротворенности, покоя, радости, восторженности...)

5) Определение основной мысли стихотворения.

6) Работа в паре.

Приготовьте выразительное чтение стихотворения. Попробуйте прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и ав­торское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.


6.

Подведение итогов урока.


Что является темой текста?

Какова основная мысль текста?

Что должен отражать заголовок текста?

Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.


7.

Задание на дом.


приготовить выразительное чтение сти­хотворения, по желанию можно выучить его наизусть.

8.

Рефлексия


- Как вы думаете, почему эта тема волновала И. Бунина? Что он за человек?

Человек, который способен всеми чувствами испытывать наслаж­дение от жизни, любить, быть любимым, радоваться жизни. Для него любовь - счастье, а счастье - любовь. Любовь к Родине, к людям, к при­роде, ко всему, что его окружает.

- Что вас удивило и обрадовало в этом стихотворении?

- Какой видит поэт свою Родину и чем она дорога ему?

- Посмотрите на свои ассоциации к слову «счастье». Что бы вы хотели изменить или добавить?

Написание «Эссе» (маленького сочинения на 2-3 мин). Эпигра­фом к эссе можно взять строки:

О Казахстан, Республика моя -

Любимая, какое это счастье,

Что ты родная - Родина моя

И в солнечные дни и в дни ненастья. Несколько человек читают эссе или можно обменяться тетрадями.