Предмет: литературное чтение.
Класс: 3 “В”
Тема: В.П. Астафьев “Капалуха”.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
Задача учителя:
сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи;
создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
Планируемые результаты
Предметные:
- ознакомление с рассказом В. Астафьева “Капалуха”; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные:
Познавательные:
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
- обобщать полученные знания;
- использовать знаково-символическое моделирование;
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
обучающейся развивает навыки:
- принимать и сохранять заданную учебную цель;
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- адекватно понимать оценку взрослого;
- взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение интегрироваться в группы;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Личностные:
- умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Методы и формы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
Фронтальная, групповая, парная.
Материалы и оборудование
ПК.
Мультимедийный проектор.
Колонка.
Раздаточный материал.
Учебники.
Презентация к уроку.
Портрет В.П. Астафьева.
Самоопределение к деятельности 1 мин
- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.
Слайд 1.
Актуализация знаний. Речевая разминка. 2 мин
-Прочитайте слова А. Л. Барто.
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
-Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?
( Радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)
- Как называется раздел, который мы с вами изучаем?
Люби живое.
Как вы понимаете его название?
- Человек должен любить родную природу, охранять и не обижать животных, обитающих в ней.
- Человек с раннего детства должен учиться правильному общению с природой и ее жителями.
III. Речевая разминка 2 мин
Слайд тот же Слайд 1
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
- Давайте проведем речевую разминку. Прочитайте эти строчки шепотом, громко, выразительно. Прочитайте строки этого стихотворения используя чувство сожаления, последнюю строчку с восклицанием!
III. Постановка учебной задачи -3 мин
-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:
«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …
Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря.
Определите тему нашего урока.
Эмоциональный настрой:
Мы идём по лесу и слышим голоса зверей, давайте вспомним, кто из зверей как разговаривает?
Я называю птицу, а вы говорите ее голосом: кукушка, ворона, воробей, синичка, капалуха (включить аудиофайл с голосом глухаря)
Дети говорят на языке животных:
Кукушка-ку-ку, ворона-кар, воробей-чик-чирик, синичка-твить-твить.
На слове капалуха дети задумываются. Они не знают, что это за птица.
Слайд 2
-Что Вы знаете о глухаре?
Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Живут в сосновых лесах.
Самка меньше самца. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.
Глухарят за собой водит мать.
Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров.
Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.
Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
В нашем крае они тоже водятся.
-Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.
Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись.
В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.
- Охотники называют самку глухаря капалухой.
-Давайте подумаем, почему охотники называют самку глухаря «Капалухой»?
Слово «капалуха» пришло из народа, произошло от слов «копытить» или «копать»..
Возможно, самок глухаря прозвали так потому, что они копаются в земле, так они ищут камешки, которые проглатывают.
- Как вы думаете, зачем?
(Птицы глотают камешки для того, чтобы перетереть пищу, как на мясорубке на мелкие кусочки, чтобы лучше переварить ее.)
Слайд 3.
IV. Решение частных задач-2 мин
Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. Он писал об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах. У него был внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.
Итак, о чем же произведения В.П. Астафьев?
(Об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах.)
Слайд 4.
Выставка книг В.П. Астафьева.
-Виктор Астафьев написал очень много замечательных произведений.
В произведении, с которым мы сегодня познакомимся, вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём. У вас на партах лежат карточки. Посмотрите, здесь есть изображения, внизу изображений написаны слова. Попробуйте в парах соотнести изображение со значениями, которые даны ниже.
Работа в парах
Слайд 5 (Словарная работа)-3 мин
альпийские уральские луга – луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
коряга - суховатое дерево или часть его, лежащая на земле;
просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
черничник - заросли черники;
космы – что-то похожее на спутанные и всклоченные пряди волос.
пастьба – луг, где пасут скот.
Слайд 6,7,8.
Практич: выборочное чтение- 15 мин
Ребята, где происходят события? - В тайге.
О чем рассказывает автор в этой части? Что он описывает? - Автор описывает природу Урала.
-Вспомните, куда отправился рассказчик, и как шли путешественники? - На пастьбу, пасти скот. - Медленно, устало…
-Зачитайте описание черничника, подумайте, зачем автор так подробно описывает это место?
- Потому что дальнейшие события будут происходить здесь.
-Что случилось у черничного бугорка? - Поднялся шум…
2 часть (до слов «А что будет с капалухой?»))
-Что увидел автор, когда поспешил к бугорку? - Увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка.
- Где и как ребята обнаружили гнездо капалухи? -
…чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.
- Как описывает автор гнездо глухарки? Посмотрите на иллюстрацию.
-Опишите, как выглядит гнездо капалухи в тексте, дополните свое описание, опираясь на иллюстрацию.
Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка было приоткрыта в сторону черничного бугорка
- С чем он его сравнивает?
- -Как вы думаете, какие чувства испытал рассказчик, мальчики?
- Мальчики испытали радость, восхищение, удивление, автор испытал страх, потому что чуть было не наступил на гнездо.
-Как могли поступить ребята? - Забрать яйца капалухи.
-Какое правило, они забыли? Давайте его вспомним? - Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.
-Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе, как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос
- Возьмем! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
- Зачем?
- Да так!
- А что будет с капалухой?
- Рассказчик думает о птицах, окружающей нас природе (а что будет с капалухой?), а мальчик относится к ней беспечно (возьмем? Да так!)…
3 часть (до слов «И все весело побежали...»)
- Опишите поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду?
Металась в стороне. Крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности. Пыжилась и не могла взлететь.
-Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать, какие чувства испытала птица, когда ее птенцам угрожала опасность?
-Можно ли капалуху назвать заботливой и бесстрашной мамой?
- Да, можно, потому что она защищала своих птенцов, выщипала себе живот, чтобы все тепло отдавать птенцам.
4 часть
-Навредили ли ребята капалухе? - Нет, они весело убежали.
-Изменилось поведение капалухи после ухода людей?
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Замерла.
-Как вы думаете, почему ребята весело побежали от гнезда капалухи? Что их так обрадовало? - Потому что они не навредили природе.
-К какой красоте герои прикоснулись сердцем?
- Они сердцем прикоснулись к красоте природы, материнской любви.
-Оцените свою работу при выборочном чтении.
Кто нашел ответы на все вопросы, активно работал со мной и ребятами, покажите зеленый карандаш.
-Кто нашел ответы на большую часть вопросов, активно работал? Желтый карандаш.
-Кто затруднялся ответить, мало отвечал на вопросы? Красный карандаш.
Физминутка-2 мин
Немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.\
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Слайд 9 (по карточке)-3 мин
V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)
Работа по рядам. 1-рассказчик (автор), 2-ребята, 3-капалуха.
Каждый ряд анализирует героев рассказа.
- Выберите и подчеркните качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.
Испуганный
Гневный
Бесстрашный
Тревожный
Опасный
Самоотверженность
Безграничная, преданная любовь
Восхищение
Гордость
Безответственность
Мудрость
Глупость
Отвага
Ревность
Равнодушие
Любознательность
-Оцените свою работу.
-Кто из вас выбрал качества и описания верно-зеленый сигнал.
-Кто допустил 1-2 ошибки-желтый сигнал.
- Кто допустил 3-4 ошибки – красный сигнал.
Слайд 10
Восстановление плана. Работа в паре.-2 мин
- Давайте восстановим последовательность событий, описанных в рассказе Астафьева. (Деформированный план рассказа)
1.Черничник (2)
2.Путь в тайге (1)
3.Снова в гнезде (5)
4.Находка (3)
5.Тревога капалухи (4)
-Оцените свою работу.
-Кто правильно составил план-зеленый сигнал.
-Кто допустил одну ошибку- желтый сигнал.
-Кто допустил больше ошибок- красный сигнал.
Слайд 11
X. Домашнее задание.-1 мин
Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери или
Приготовить пересказ сюжета от имени глухарки.
Нарисовать рисунок глухаря к рассказу «Капалуха»
Слайд 12.
VI. Итог урока. Рефлексия.-3 мин
Сегодня я узнал …
Было интересно …
Было трудно …
Я понял, что …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Расскажу дома, что …
- Какова главная мысль произведения?
- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?
Правила поведения в лесу.
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Отправляясь путешествовать в лес, мы должны помнить правила поведения на природе.
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
Что надо делать, если вы увидели гнездо?
не мешай лесным жителям
не разоряй птичьих гнёзд
Правила поведения в лесу
не шуми в лесу
не разводи костров
не нарушай тишины
не оставляй мусор
Вспомним слова М.М. Пришвина:
Рыбам - вода,
Птицам - воздух,
а человеку – вся Земля.
“Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину”.
- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим нашу Землю, благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
Урок можно закончить стихотворением:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и вёсен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
9. Работа над пословицами. (Групповая)
1-я группа:
Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.
У всякой пташки свои замашки.
2-я группа.
Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.
Пословицы:
Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
Век прожить - не поле перейти.
Любовь к родине сильнее смерти.
3-я группа.
Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".