СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Капалуха". В. П. Астафьев. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации содержится: планирование урока, презентация, карточки для самостоятельной работы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Капалуха". В. П. Астафьев. 4 класс.»

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 “В”

Тема: В.П. Астафьев “Капалуха”.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

  •  ознакомление обучающихся с содержанием произведения В. П. Астафьева “Капалуха”.

 Задача учителя:

  • сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи;

  • создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

Планируемые результаты

Предметные:

- ознакомление с рассказом В. Астафьева “Капалуха”; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

 - обобщать полученные знания;

 - использовать знаково-символическое моделирование;

 - осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

обучающейся развивает навыки:

 - принимать и сохранять заданную учебную цель;

 - учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 - адекватно понимать оценку взрослого;

 - взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение интегрироваться в группы;

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные:

- умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Методы и формы обучения:

Словесный, наглядный, практический.

Фронтальная, групповая, парная.

Материалы и оборудование

  1. ПК.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Колонка.

  4. Раздаточный материал.

  5. Учебники.

  6. Презентация к уроку.

  7. Портрет В.П. Астафьева.

  1. Самоопределение к деятельности 1 мин

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Слайд 1.

  1. Актуализация знаний. Речевая разминка. 2 мин

-Прочитайте слова А. Л. Барто.

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».


-Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?


( Радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)

- Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Люби живое.

Как вы понимаете его название?

- Человек должен любить родную природу, охранять и не обижать животных, обитающих в ней.

- Человек с раннего детства должен учиться правильному общению с природой и ее жителями.


III. Речевая разминка 2 мин


Слайд тот же Слайд 1


«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».


- Давайте проведем речевую разминку. Прочитайте эти строчки шепотом, громко, выразительно. Прочитайте строки этого стихотворения используя чувство сожаления, последнюю строчку с восклицанием!



III. Постановка учебной задачи -3 мин

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …

Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря.

Определите тему нашего урока.


Эмоциональный настрой:

Мы идём по лесу и слышим голоса зверей, давайте вспомним, кто из зверей как разговаривает?

Я называю птицу, а вы говорите ее голосом: кукушка, ворона, воробей, синичка, капалуха (включить аудиофайл с голосом глухаря)


Дети говорят на языке животных:

Кукушка-ку-ку, ворона-кар, воробей-чик-чирик, синичка-твить-твить.

На слове капалуха дети задумываются. Они не знают, что это за птица.


Слайд 2

-Что Вы знаете о глухаре?

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Живут в сосновых лесах.

Самка меньше самца. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.

Глухарят за собой водит мать.

Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров.

Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.

Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

В нашем крае они тоже водятся.


-Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись.

В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.



- Охотники называют самку глухаря капалухой.

-Давайте подумаем, почему охотники называют самку глухаря «Капалухой»?

Слово «капалуха» пришло из народа, произошло от слов «копытить» или «копать»..

Возможно, самок глухаря прозвали так потому, что они копаются в земле, так они ищут камешки, которые проглатывают.

- Как вы думаете, зачем?

(Птицы глотают камешки для того, чтобы перетереть пищу, как на мясорубке на мелкие кусочки, чтобы лучше переварить ее.)



Слайд 3.

IV. Решение частных задач-2 мин

Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. Он писал об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах. У него был внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

Итак, о чем же произведения В.П. Астафьев?

(Об Урале, Сибири, об их природе, о людях, животных, птицах.)



Слайд 4.

Выставка книг В.П. Астафьева.

-Виктор Астафьев написал очень много замечательных произведений.


В произведении, с которым мы сегодня познакомимся, вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём. У вас на партах лежат карточки. Посмотрите, здесь есть изображения, внизу изображений написаны слова. Попробуйте в парах соотнести изображение со значениями, которые даны ниже.

Работа в парах


Слайд 5 (Словарная работа)-3 мин

альпийские уральские луга – луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

коряга - суховатое дерево или часть его, лежащая на земле;

просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;

черничник - заросли черники;

космы – что-то похожее на спутанные и всклоченные пряди волос.

пастьба – луг, где пасут скот.



Слайд 6,7,8.

Практич: выборочное чтение- 15 мин

  • 1 часть (до слов: «Я поспешил к бугорку…»).

Ребята, где происходят события? - В тайге.

О чем рассказывает автор в этой части? Что он описывает? - Автор описывает природу Урала.

-Вспомните, куда отправился рассказчик, и как шли путешественники? - На пастьбу, пасти скот. - Медленно, устало…

-Зачитайте описание черничника, подумайте, зачем автор так подробно описывает это место?

- Потому что дальнейшие события будут происходить здесь.

-Что случилось у черничного бугорка? - Поднялся шум…


2 часть (до слов «А что будет с капалухой?»))

-Что увидел автор, когда поспешил к бугорку? - Увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка.

- Где и как ребята обнаружили гнездо капалухи? -

чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.

- Как описывает автор гнездо глухарки? Посмотрите на иллюстрацию.

-Опишите, как выглядит гнездо капалухи в тексте, дополните свое описание, опираясь на иллюстрацию.

Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка было приоткрыта в сторону черничного бугорка



- С чем он его сравнивает?


- -Как вы думаете, какие чувства испытал рассказчик, мальчики?

- Мальчики испытали радость, восхищение, удивление, автор испытал страх, потому что чуть было не наступил на гнездо.

-Как могли поступить ребята? - Забрать яйца капалухи.


-Какое правило, они забыли? Давайте его вспомним? - Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.

-Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе, как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос

- Возьмем! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

- Зачем?

- Да так!

- А что будет с капалухой?

- Рассказчик думает о птицах, окружающей нас природе (а что будет с капалухой?), а мальчик относится к ней беспечно (возьмем? Да так!)…


3 часть (до слов «И все весело побежали...»)

- Опишите поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду?


Металась в стороне. Крылья разброшены, мела ими, закостенели от неподвижности. Пыжилась и не могла взлететь.


-Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать, какие чувства испытала птица, когда ее птенцам угрожала опасность?


-Можно ли капалуху назвать заботливой и бесстрашной мамой?

- Да, можно, потому что она защищала своих птенцов, выщипала себе живот, чтобы все тепло отдавать птенцам.


4 часть

-Навредили ли ребята капалухе? - Нет, они весело убежали.


-Изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла.

-Как вы думаете, почему ребята весело побежали от гнезда капалухи? Что их так обрадовало? - Потому что они не навредили природе.


-К какой красоте герои прикоснулись сердцем?

- Они сердцем прикоснулись к красоте природы, материнской любви.


-Оцените свою работу при выборочном чтении.

Кто нашел ответы на все вопросы, активно работал со мной и ребятами, покажите зеленый карандаш.

-Кто нашел ответы на большую часть вопросов, активно работал? Желтый карандаш.

-Кто затруднялся ответить, мало отвечал на вопросы? Красный карандаш.


Физминутка-2 мин

Немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.\


Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)



Слайд 9 (по карточке)-3 мин

V. Самостоятельная работа с самопроверкой.


- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)

Работа по рядам. 1-рассказчик (автор), 2-ребята, 3-капалуха.

Каждый ряд анализирует героев рассказа.

- Выберите и подчеркните качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Испуганный

Гневный

Бесстрашный

Тревожный

Опасный

Самоотверженность

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

Мудрость

Глупость

Отвага

Ревность

Равнодушие

Любознательность


-Оцените свою работу.

-Кто из вас выбрал качества и описания верно-зеленый сигнал.

-Кто допустил 1-2 ошибки-желтый сигнал.

- Кто допустил 3-4 ошибки – красный сигнал.



Слайд 10

Восстановление плана. Работа в паре.-2 мин

- Давайте восстановим последовательность событий, описанных в рассказе Астафьева. (Деформированный план рассказа)

1.Черничник (2)

2.Путь в тайге (1)

3.Снова в гнезде (5)

4.Находка (3)

5.Тревога капалухи (4)



-Оцените свою работу.

-Кто правильно составил план-зеленый сигнал.

-Кто допустил одну ошибку- желтый сигнал.

-Кто допустил больше ошибок- красный сигнал.



Слайд 11

X. Домашнее задание.-1 мин

Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери или

Приготовить пересказ сюжета от имени глухарки.



Нарисовать рисунок глухаря к рассказу «Капалуха»



Слайд 12.

VI. Итог урока. Рефлексия.-3 мин

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Расскажу дома, что …

- Какова главная мысль произведения?

- Какой вывод вы сделали для себя? Можно ли трогать птичьи гнёзда в лесу? Почему?

Правила поведения в лесу.

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Отправляясь путешествовать в лес, мы должны помнить правила поведения на природе.


- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

Что надо делать, если вы увидели гнездо?

не мешай лесным жителям

не разоряй птичьих гнёзд

Правила поведения в лесу


не шуми в лесу





не разводи костров

не нарушай тишины

не оставляй мусор








Вспомним слова М.М. Пришвина:

Рыбам - вода,
Птицам - воздух,
а человеку – вся Земля.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину”.

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим нашу Землю, благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Урок можно закончить стихотворением:

Берегите Землю! Берегите! 
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на стебле повилики, 
На тропинке солнечные блики, 
На камнях играющего краба, 
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ясный месяц над речным покоем, 
Ласточку, мелькающую в жите 
Берегите Землю, берегите!


Берегите Землю, берегите! 
Чудо песен городов и вёсен, 
Мрак глубин и волю поднебесной, 
Откровение земли и неба – 
Сладость жизни, молока и хлеба, 
Берегите молодые всходы 
На зеленом празднике природы, 
Небо в звёздах, океан и сушу 
И в бессмертье верящую душу, - 
Всех судеб связующие нити. 
Берегите Землю, берегите!





9. Работа над пословицами. (Групповая)

1-я группа:

Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.

У всякой пташки свои замашки.

2-я группа.

Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.

Пословицы:

  • Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

  • Век прожить - не поле перейти.

  • Любовь к родине сильнее смерти.

3-я группа.

Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".