Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению с биографией и творчеством Х.-К. Андерсена, сказкой «Дикие лебеди»; содействовать развитию умений давать жанровую характеристику, определять тему, находить в тексте информацию о героях, характеризовать героев; создавать условия для формирования личного отношения к прочитанному, воспитания интереса к чтению книг. |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) | Работают со сказкой: анализируют сюжет, главную мысль, язык, точку зрения автора (что хотел сказать автор). Отбирают в тексте материал для характеристики героев (внешний вид, поступки, отношения к другим героям произведения, речь). Пользуются памятками при выполнении задания. |
Личностные результаты | Бережно относятся к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: сравнивают, осуществляют анализ, синтез, обобщают; отвечают на вопросы и подтверждают свой ответ примерами из текста; используют разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Регулятивные: знают с какими учебными задачами могут успешно справиться самостоятельно. Коммуникативные: слушают вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины | Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди». Сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора сказки. Характеристика героя (внешний вид, поступки, отношения к другим героям произведения, речь). Озаглавливание частей текста. |
Сценарий урока |
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия учеников | Планируемый результат |
1. Организационный момент. | Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует учащихся. - Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! - Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой. - Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2. Подготовка к основному этапу занятия. | Настраивание на эмоциональное чувственное восприятие произведения, определение учебной задачи | Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте. Звучит музыка (Аудиозапись «В гостях у сказки»). Чтение стихотворения под музыку (учителем). (Слайд 2) О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев у кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходят … сказки. – Итак, куда мы отправляемся? – А что такое сказка? (Слайд 3) - Какие виды сказок вы знаете? (Слайд 4) - На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? (Слайд 4) - В чем отличие сказок от других жанров литературы? - Мы начинаем наше путешествие по стране сказок. - Перед вами портрет великого сказочника. (Слайд 5) - Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд? - Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством этого великого писателя, вспомним, с какими произведениями уже знакомились на уроках, познакомимся с новым произведением Х.-К. Андерсена, будем учиться давать характеристику героев, развивать умения и навыки работы с художественным текстом? Рассказывает о Х.- К. Андерсене (см. Ресурсный материал) (Слайд 6-13) Давайте проведем набольшую викторину и вспомним: Какие сказки Х.-К. Андерсена вы читали? (Слайд14-16 ). Ребята послушайте загадку, отгадайте: с какой сказкой мы сегодня познакомимся? Прекрасней птицы в мире нет. Как благороден силуэт! И верность этих птиц друг другу Поэтами воспета всюду. (Лебедь) (Слайд 17) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. В сказку Сказка – это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии, где всегда идёт борьба добра со злом. Сказка всегда чему-то учит. Бытовые, волшебные, о животных Народные, литературные В сказках присутствуют зачин, присказка, волшебные предметы, троекратный повтор. Называют имя сказочника: Хан Кристиан Андерсен Слушают рассказ учителя о Х.- К. Андерсене. Отвечают на вопросы Отгадывают загадку, называют сказку «Дикие лебеди» | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем. Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | Понимание текста на уровне понимания и смысла, определение главной мысли сказки, характеристика героев. Формирование личной оценки действий героев. | Организует работу с текстом (Литературное чтение стр. 173), проводит беседу. (см. Ресурсный материал) (Слайд18-21) | Слушают чтение сказки учителем. Выразительно читают сказку вслух, по цепочке самостоятельно. Отвечают на вопросы по ходу чтения, находят подтверждение в тексте. Характеризуют героев сказки. Озаглавливают части сказки. | Личностные результаты: ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков героя. Предметные результаты: участвуют в ведении диалога по ходу чтения или слушания текста. Познавательные УУД: строят рассуждения, устанавливают причинно – следственные связи. |
4. Физкультминутка | | Проводит физкультминутку. (Слайд 22) Лебеди. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. | Слушают учителя, выполняют плавные движения с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания (2-3 раза). | |
5. Закрепление знаний и способов действий | Самостоятельное выполнение заданий | Предлагает выполнить задания в рабочей тетради №1 (с. 70-72) (Слайд 23) Предлагает выбрать модели обложки к сказке (автор, название, жанр). Я называю вам героя, а дайте характеристику этому героюю . (Слайд 24) 1ряд – Элиза 2 ряд- Королева 3 ряд – Король - отец - Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? – Что хотел автор донести в сказке до читателя? - Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожеланье «В добрый час». Доброта - она от века Украшенье человека… | Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. Оформляют модель обложки Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Добрая, трудолюбивая, отважная, хрупкая, милосердная. Злая, коварная, алчная, завистливая, жадная Богатый, доверчивый, бесхарактерный, околдован королевой. В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям. В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть. | Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию |
6. Рефлексия. | Осуществление самооценки | Подводит итог. . (Слайд 25) - Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…», используя выражения: - узнал(а), заинтересовался(лась)… - научился(лась), смог(ла)… - могу похвалить себя и своих товарищей за … Выставление оценок учителем. | Отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные УУД: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям |
Домашнее задание | Развитие навыков чтения | Комментирует домашнее задание. . (Слайд 26) Стр.163-172 прочитать. Ответить на вопросы стр . 173 На выбор: 1)пересказать подробно понравившуюся часть; 2) Подготовить рассказ об одном из героев сказки. | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. |