СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Ханс - Кристиан Андерсен "Дикие лебеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения на тему "Х.-К. Андерсен "Дикие лебеди""

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Ханс - Кристиан Андерсен "Дикие лебеди"»

Тема: Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с биографией и творчеством Х.-К. Андерсена, сказкой «Дикие лебеди»; содействовать развитию умений давать жанровую характеристику, определять тему, находить в тексте информацию о героях, характеризовать героев; создавать условия для формирования личного отношения к прочитанному, воспитания интереса к чтению книг.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий

Планируемые результаты
(предметные)

Работают со сказкой: анализируют сюжет, главную мысль, язык, точку зрения автора (что хотел сказать автор). Отбирают в тексте материал для характеристики героев (внешний вид, поступки, отношения к другим героям произведения, речь). Пользуются памятками при выполнении задания.

Личностные результаты

Бережно относятся к материальным и духовным ценностям

Универсальные
учебные действия (метапредметные)

Познавательные: сравнивают, осуществляют анализ, синтез, обобщают; отвечают на вопросы и подтверждают свой ответ примерами из текста; используют разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.
Регулятивные: знают с какими учебными задачами могут успешно справиться самостоятельно.
Коммуникативные: слушают вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач

Основное содержание темы, понятия и термины

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди». Сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора сказки. Характеристика героя (внешний вид, поступки, отношения к другим героям произведения, речь). Озаглавливание частей текста.

Сценарий урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учеников

Планируемый результат

1. Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.
- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Настраивание на эмоциональное чувственное восприятие произведения, определение учебной задачи

Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
Звучит музыка (Аудиозапись «В гостях у сказки»). Чтение стихотворения под музыку (учителем). (Слайд 2)

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

– Итак, куда мы отправляемся? 

– А что такое сказка?  (Слайд 3)





- Какие виды сказок вы знаете? (Слайд 4)

- На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? (Слайд 4)

- В чем отличие сказок от других жанров литературы?

- Мы начинаем наше путешествие по стране сказок.

- Перед вами портрет великого сказочника. (Слайд 5)

- Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый, грустный взгляд?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством этого великого писателя, вспомним, с какими произведениями уже знакомились на уроках, познакомимся с новым произведением Х.-К. Андерсена, будем учиться давать характеристику героев, развивать умения и навыки работы с художественным текстом? Рассказывает о Х.- К. Андерсене
(см. Ресурсный материал)

(Слайд 6-13)

Давайте проведем набольшую викторину и вспомним:

Какие сказки Х.-К. Андерсена вы читали? (Слайд14-16 ).

Ребята послушайте загадку, отгадайте: с какой сказкой мы сегодня познакомимся?

Прекрасней птицы в мире нет.

Как благороден силуэт!

И верность этих птиц друг другу Поэтами воспета всюду. (Лебедь)

(Слайд 17)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.













В сказку

Сказка – это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии, где всегда идёт борьба добра со злом. Сказка всегда чему-то учит.

Бытовые, волшебные, о животных

Народные, литературные


В сказках присутствуют зачин, присказка, волшебные предметы, троекратный повтор.



Называют имя сказочника:

Хан Кристиан Андерсен






Слушают рассказ учителя о Х.- К. Андерсене.

Отвечают на вопросы




Отгадывают загадку,

называют сказку «Дикие лебеди»


Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем.
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Понимание текста на уровне понимания и смысла, определение главной мысли сказки, характеристика героев. Формирование личной оценки действий героев.

Организует работу с текстом (Литературное чтение стр. 173), проводит беседу.

(см. Ресурсный материал)


(Слайд18-21)






Слушают чтение сказки учителем. Выразительно читают сказку вслух, по цепочке самостоятельно. Отвечают на вопросы по ходу чтения, находят подтверждение в тексте. Характеризуют героев сказки. Озаглавливают части сказки.

Личностные результаты: ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков героя.

Предметные результаты: участвуют в ведении диалога по ходу чтения или слушания текста.
Познавательные УУД: строят рассуждения, устанавливают причинно – следственные связи.

4. Физкультминутка


Проводит физкультминутку.

(Слайд 22)

Лебеди.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Слушают учителя, выполняют плавные движения с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания (2-3 раза).


5. Закрепление знаний и способов действий

Самостоятельное выполнение заданий

Предлагает выполнить задания в рабочей тетради №1 (с. 70-72)

(Слайд 23)

Предлагает выбрать модели обложки к сказке (автор, название, жанр).

Я называю вам героя, а дайте характеристику этому героюю
. (Слайд 24)

1ряд – Элиза


2 ряд- Королева


3 ряд – Король - отец



- Какие на ваш взгляд, основные

чувства вызывает эта сказка?


– Что хотел автор донести в сказке до читателя?


- Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради.


Оформляют модель обложки

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.



Добрая, трудолюбивая, отважная, хрупкая, милосердная.

Злая, коварная, алчная, завистливая, жадная

Богатый, доверчивый, бесхарактерный, околдован королевой.

В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.

В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.

Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию

6. Рефлексия.

Осуществление самооценки

Подводит итог. . лайд 25)

- Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…», используя выражения:

- узнал(а), заинтересовался(лась)…

- научился(лась), смог(ла)…

- могу похвалить себя и своих товарищей за …

Выставление оценок учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем дают оценку своим умениям

Домашнее задание

Развитие навыков чтения

Комментирует домашнее задание.

. лайд 26)

Стр.163-172 прочитать.

Ответить на вопросы стр . 173

На выбор:

1)пересказать подробно понравившуюся часть;

2) Подготовить рассказ об одном из героев сказки.

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.



Литература:

  1. Н.Н. Кузнецова Поурочное планирование по литературному чтению: 4 класс. – В.: «Учитель», 2014.- 321с.- (В помощь школьному учителю).

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., доп.- М.: Вентана-Граф, 2009. – 96 с. (Начальная школа XXI века).

  3. Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с. (Начальная школа XXI века).



Источники:

http://www.vneklassa.narod.ru/page_13_3.htm

http://pedsovet.su/load/239-1-0-2444

http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-5804

http://collection.cross-edu.ru/catalog/res/e8b8de9a-76a7-24e7-f872-b457b256f479/

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=2168&tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=153744

http://www.magiclamp.ru/detki/biblioteka/andersen/subbota_03.jpg

http://lib.gmsib.ru/sites/anderson/detstvo.htm