СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой. Два Брата" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой. Два Брата" 2 класс»

Ф. И.О.: учитель начальных классов Захарова Гюзель Раисовна

Предмет: литературное чтение

УМК: «Перспектива»

Класс: 2

Дата: 24.01.2023г.

Тип урока: Изучение нового материала

Время проведения: 40 мин.

Технологическая карта урока


Тема

Л. Толстой «Два брата

Цели


Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание друг к другу.

Задачи

• Образовательная: учить работать с текстом сказки; учить определять основную мысль, характеризовать героев сказки.

• Развивающая: развивать речь, мыслительные операции, память.

• Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к произведениям искусства. Воспитывать нравственные качества: осуждение простодушия, доверчивости, наивности, глупости, уважение и сострадание друг к другу.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

• Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

• Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД:

• Постановка и сохранение учебной задачи.

• Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

• Воспитание критического мышления.

Познавательные УУД:

• Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.

• Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД:

• Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

• Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

• Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Основные понятия

Основная мысль произведения, герой, поступок героя, пословица, народная мудрость

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. – М.: Просвещение, 2017.

Презентация, ноутбук, карточки с заданиями, аудиозапись сказки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты


I.Орг. момент

Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)





II. Работа над дикцией и артикуляцией.

(1 мин)





III Проверка д/з

(5 мин)

Настрой на урок. Приветствие.


Хором






Выполняют арт. гимнастику «Трубочка», «Улыбка», читают выразительно

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, чтобы поздороваться. Надо всем нам поздороваться.

 Добрый, добрый, добрый день!

Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Для чего нужны уроки литературного чтения? Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

- На слайде 1, дана чистоговорка. Давайте все вместе прочитаем её 3 раза!

Ре – ре – ре – стоит камень на горе.

Ыл – ыл – ыл - реку переплыл.

Ро – ро – ро – делай людям лишь добро.

Ру – ру – ру – мы закончили игру.

-А теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.

- Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. Все ли прочитали текст? (ознакомительное чтение сказки Л.Н. Толстого «Два брата»)

- Сколько встретилось пословиц? (4)

- Что такое пословица? (Слайд 2)

- Встретились ли вам в тексте непонятные слова? (таблички)

- Словарная работа (Слайд 3)

- Употребляются ли эти слова в нашей речи?

- Нет, эти слова АРХАИЗМЫ. (вывешиваю табличку на доске)

-Что вам запомнилось больше всего?

Предметные:

выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

Характеризовать героев произведения на основе их поступков и намерений.


Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.



Умение принимать учебную цель, умение следовать инструкции учителя, умение оценивать себя (Регулятивные УУД)
































Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)




















Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД)















Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД).

















Владеть, способом работать в паре, в коллективе, умение аргументированно высказывать своё мнение, умение контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников (коммуникативные УУД).




II.Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)






















Думают, размышляют, ставят цель урока


Ответы детей





















- Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова: слайд 4

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять. Прочитайте вслух.

- Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

- Что для вас счастье? приём «Корзина идей» (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…) - ответы детей записываю на доске

- Почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос?

- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)

-С каким произведением будем работать?

С чьим творчеством мы сегодня познакомимся на уроке?

III. Изучение нового

(3 мин)


















IV.Физминутка

(1 мин)

Слушают, предполагают о возможном содержании текста













Ответы детей




Выполняют движения

1. Рассказ о Л. Н. Толстом. слайды 5-15

Лев Николаевич Толстой– великий русский писатель. Он родился в Ясной Поляне в богатой семье. Рано остался без родителей. Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Изучал историю, музыку, рисование, медицину.

Он очень любил детей.
В то время было слиш-
ком мало школ, дети
бедных людей вообще
не могли учиться. Лев
Николаевич открыл в
Ясной Поляне школу, составил учебник для детей и сам учил их. Он написал рассказы специально для школьников. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

- Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

-Ребята, кому интересно стало творчество Л. Толстого, вы можете познакомиться с его произведениями в городских библиотеках г. Дюртюли (слайд 16-17)

- Мы с вами умеем хорошо говорить. А как говорят наши части тела? Покажем?

• Как голова говорит «да»?

• Как голова говорит «нет»?

• Как плечи говорят «не знаю»?

• Как рука говорит «до свидания»?

• Как палец ругается?

• Как рука говорит «иди сюда»?

• Как руки здороваются?

• Как ноги говорят «не хочу»?

• Как голова и руки говорят «мы спим»?

V. Работа по теме (17 мин)


Ответы детей

Воспринимают произведение на слух, осмысливают содержание.

Следят по учебнику





Слушают, читают, обсуждают пословицы и их значение, определяют главную мысль сказки и жанр произведения.



- А теперь вернемся к нашему произведению. Работа по учебнику.

(Текст сказки предварительно «разбит» учителем на смысловые части. Учащиеся читают текст. После каждой остановки идёт обсуждение по вопросам учителя. Первые две части слушают аудиозапись, 3-5 учащиеся читают по цепочке, 6 по ролям, 7- хорошо читающий ученик, а 8 часть читают про себя).

1-2 части: прослушивание аудиозаписи

-Куда отправились братья? Какую надпись они увидели, когда проснулись?

— Что бы вы сделали на их месте? (я бы пошел, а я бы нет)

3 часть:

— Что предложил младший брат? (предложил пойти вместе и донести медвежат до дому)

4 часть:

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

— Согласился ли старший брат с младшим? (старший брат не согласился)

— Почему он не захотел следовать инструкциям на камне? (старший брат не верил в то, что они действительно найдут счастье)

— Согласны ли вы с доводами старшего брата? (я согласен с доводами старшего брата, а я нет)

5 часть:

— Согласился ли младший с рассуждениями старшего? (старший брат не согласился с мнениями брата)

— Почему? Как он рассуждал? Найдите в тексте и прочитайте. (Он сказал, что не стали бы напрасно писать на камне)

— Согласны ли вы с младшим братом? (я согласен с ним)

6 часть:

— Пришли ли братья к единому мнению? (братья не пришли к единому мнению)

— Объясните смысл пословиц. («Искать большого счастия — малое потерять» - Будь доволен тем, иначе можешь остаться без ничего. «Волков бояться, в лес не ходить» -Смысл данной пословицы заключается в том, что не нужно бояться трудностей, и последствий происходящего. Нужно рисковать и идти вперед вопреки своим страхам, чтобы добиться желаемого результата)

— Будут ли они действовать сообща? (не будут)

— Чем может закончиться спор братьев? (могут потеряться)

— С кем бы вы пошли? Почему? (ответы учеников)

7 часть:

— Сбылось ли предсказание на камне? (Предсказание на камне сбылось)

— Стал ли младший брат счастливым? (Младший брат стал счастливым)

— В чём было его счастье? (царствовать-это и было для него счастье)— Чем закончилось царствование младшего брата? (через пять лет ему пришлось покинуть свой пост, так как на его место пришел другой царь)

8 часть:

— Как сложилась жизнь старшего брата? Доволен ли он ею? (Он был царем, поэтому прожил очень интересную жизнь. Я тоже так хотел бы)

— Как встретились братья? (Они были рады друг другу и долго рассказывали о своей жизни. Он не пожалел о том, что не пошёл с братом)

— Изменилось ли их мнение о верности предсказания? Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим? Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо? (Их мнение не изменилось. Каждый остался при своём мнении)

VI. Работа в парах.

(3 мин)


Проверяют усвоенные знания.


Выполняют на листочках.


- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

- Чем же различны братья? Определите их по описанию.

___________ ____________

рассудительный решительный

осторожный отважный

спокойный смелый

серьёзный жизнерадостный

(проверка по образцу)

VII. Рефлексия. Итоги/

(5 мин)




















VIII. Домашнее задание

(1 мин)

Самооценка.

- Пришла пора ответить на главный вопрос урока.

В чём заключается мудрость этой сказки?

(Вновь звучат предположения детей.)

- Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!

- Какова главная мысль сказки Л. Н. Толстого?

Как вы думаете, кто из братьев прожил счастливую жизнь? Почему? (для младшего брата-быть царем, а для старшего брата- жить спокойно-это и было для них счастье)

  • Выберите и продолжите любое предложение:

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за то …

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел …

Оценивание

Резерв: Игра «Найди спрятанные слова»(вывешиваю набор букв)

Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо или какой-нибудь предмет, попробуйте нарисовать его дома.

- Спасибо за урок! Молодцы.