Литературное чтение
2 класс
УМК „Школа России”
Речевая разминка
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку.
Работа по теме урока
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910 гг.)
Дата рождения : 28 августа (9 сентября) 1828
Место рождения : Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти : 7 (20) ноября 1910
Место смерти : станция Астапово, Тамбовская губерния, Российская империя
Род деятельности : Прозаик , публицист
Прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений-90 томов!
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но главное, он очень любил детей. Лев Николаевич принадлежит к богатому и знатному роду. Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. У Толстого к тому времени уже было три старших брата - Николай (1823-1860), Сергей (1826-1904) и Дмитрий (1827-1856). В 1830 году родилась сестра Мария (1830-1912).
Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать.
Сергей, Николай, Дмитрий и Лев
Мария
Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Т. А. Ергольской и тётки по отцу, графини М. Остен-Сакен.
Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше - сестре отца П. И. Юшковой. Этим заканчивается первый период жизни Толстого, с большою точностью в передаче мыслей и впечатлений и лишь с легким изменением внешних подробностей описанный им в « Детстве ».
Лев Николаевич открыл школу для бедных детей в Ясной поляне, написал учебник для детей и сам их учил.
Работа по теме урока (с.108)
Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как в рассказе…
Работа по теме урока (с.110-111)
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Словарная работа
- ЛОХАНКА - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды
- СЛАЖИВАТЬ –делать, хорошо устраивать
- Чему учит этот рассказ?
– Найдите в тексте предложения, почему дедушку не сажали за стол? – Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? – Зачем Миша делал лохань? – Почему родители Миши заплакали?
Подбери отрывки из басни к иллюстрациям.
Внизу написаны пословицы.
Но только в одной строчке начало одной пословицы, а конец – другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
При солнышке тепло …. … детки же и горе Нет лучше дружка …. … и душа на месте Вся семья вместе …. … тот век не погибает Кто родителей почитает… … при матери добра Детки радость ….. …. чем родная матушка
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
С каким писателем мы сегодня познакомились?
-Какой рассказ мы прочитали?
-Какая главная мысль рассказа?
-Чему научил вас этот рассказ?
- А возникли ли у вас вопросы к писателю?
Для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей?
Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать?
Работа с книгами л.н. толстого
понедельник,
13 ноября
лит. чтение
У.с.110-111, пересказ, вопросы.