Литературное чтение на русском родном языке
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному пособию по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса (авторы Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова) разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования
Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса составлена на основании:
Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
Цель уроков родной литературы в начальной школе – научить детей читать художественную литературу на родном русском языке, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, то есть читателя, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать, обладающего потребностью в постоянном чтении книг. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через русскую детскую литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной,
через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря).
Общая характеристика курса
Ведущая идея настоящего курса – обучение литературному чтению на родном (русском) языке.
Данный курс закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Программой отводится на изучение литературного чтения на русском родном языке по 1 уроку в неделю, что составляет 17 часов в учебный год. Учебным планом МБОУ СОШ №82 п.Степной Курган данная программа реализуется за 18 часов.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.
Предметные результаты:
воспринимать на слух различные виды текстов;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
читать и понимать жанры устного народного творчества.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание | Модуль воспитательной программы «Школьный урок». |
1 | ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! | 2 | Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми, отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в удаче…»; Е. Пермяк «Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всё». | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений русской литературы. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
2 | ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ… | 5 | Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А. К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из «Азбуки» В. Бурцова. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. |
3 | ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ… | 1 | Стихи о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от родного края…»; фрагменты стихотворений М. Ломоносова, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова. | Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации). Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
4 | РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ | 1 | Рассказ и стихи о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед». | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
5 | НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ | 2 | Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»; А. Фёдоров «Господин Снов». | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах. |
6 | ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ | 2 | Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всё по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола». | Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации). Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
7 | ИДЕТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!" | 3 | Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачёв «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои». | Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации). Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
8 | ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ. | 2 | Стихи о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом». | Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами. Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации). Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Итого: 18 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Формы организаций учебных занятий | Виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! (2 часа) |
1. | Осени приметы. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Придумывать заглавие к тексту; понимать прямой и переносный смысл пословиц; читать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать авторскую сказку от фольклорной, от рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение; писать сочинение по плану | 1 | 13.01 | |
2 | Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 20.01 | |
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ… (5 часов) |
3. | Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Понимать смысл афоризмов; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать былину от фольклорной сказки, рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы. | 1 | 27.01 | |
4. | Страна городов. Отец и дочь. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 3.02 | |
5. | Подвиги во имя любви. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 10.02 | |
6. | Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 17.02 | |
7. | Первые на Руси книги для детей. Проектная работа. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 24.02 | |
ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ… (1 час) |
8. | «Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля! | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Сравнивать стихотворения, посвященные одной теме; работать с содержанием стихотворения; объяснять заглавие текста; определять значение использованных образных средств; определять тему произведения. | 1 | 3.03 | |
РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ (1 час) |
9. | Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу! | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; сравнивать реальные события и их художественное воплощение; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы. | 1 | 10.03 | |
НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ (2 часа) |
10. | Хлеб в пути – не в тягость. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к содержанию текста; делать выводы. | 1 | 17.03 | |
11 | В начале было слово. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 31.03 | |
ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ (2 часа) |
12. | Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!.. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать притчу и работать с её содержанием; характеризовать героев притчи и оценивать их поступки; читать по ролям; пересказывать притчу по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету произведения разных жанров; формулировать своё отношение к прочитанному; сопоставлять произведения разных видов искусства (литература, видео- и аудиозапись); формулировать выводы. | 1 | 7.04 | |
13. | Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 14.04 | |
«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!» (3 часа) |
14. | Героическая азбука. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения, находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; формулировать своё отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и одного автора на одну тему; формулировать выводы. | 1 | 21.04 | |
15. | «…А был он лишь солдат…» | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 28.04 | |
16. | Дети-герои. | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 5.05 | |
ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ (2 часа) |
17. | Русских полей нежное очарованье… | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Читать текст, отвечать на вопросы к нему; определять и формулировать тему стихотворения; формулировать отношение автора к героям стихотворения; формулировать на основе прочитанного выводы с приведением аргументов. | 1 | 12.05 | |
18 | Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось… | Урок изучения и закрепления первичных знаний. | 1 | 19.05 | |
Итого: 18 часов | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
2.Хрестоматии по литературе для 1-4 классов.
3.Портреты поэтов и писателей.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. –http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». –: http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –: http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». –: http://nachalka/info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. –: http:www.nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. –: http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. –: http:www.rusedu.ru
Материально-техническое обеспечение
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник получит возможность для формирования:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;
соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;
отличать прозаический текст от поэтического;
называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.