Тема. Л.Н. Толстой "Прыжок". На что способна безграничная любовь?
Цели:
Познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок», узнать, на что способна безграничная любовь
Задачи:
1. Читать и анализировать произведение
2.Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.
3.Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.
4.Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.
5.Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.
6.Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.
Межпредметные.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;
регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;
коммуникативные: осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).
Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.
Оборудование:
Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Портрет писателя, его книги.
Компьютер, проектор (презентация к уроку)
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Приветствие.
2.Эмоциональный настрой.
Мотивация к обучению.
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.
Человек, который никогда не читает, переживает только одну.
- Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.
IІ. Актуализация опорных знаний.
- Известен ли вам человек, изображённый на портрете?
Ученики:
- На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.
Учитель:
- Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
Ученики:
- Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.
Учитель:
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?
Ученики. Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».
- Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
Ученики.
- Прыжок.
Учитель.
- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?
Где мы можем узнать лексическое значение слова?
Найдите значение слова «прыжок».
Ученики.
- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.
V.Подготовительная работа к восприятию теста
Работа над загадкой.
В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над ….( морем )
Предугадывание содержания произведения.
Учитель.
- Где же будут происходить события в новом произведении?
Предположите, какова будет тема урока.
Какую цель поставим перед собой?
Какие задачи?
Учитель.
– Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе?
Ученики высказывают свои предположения.
( Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)
VI. Изучение нового материала.
Словарная работа
Учитель.
- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их.
Учитель.
- Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?
Ученики.
- Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.
Учитель.
- Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта, задор.
( Работа со словарями отдельных учеников)
Ученики.
Мачта - высокий столб для парусов на судне.
Аршин - старинная мера длины, равная71см.
Каюта - отдельное жилое помещение на корабле.
Задор - горячность, азарт.)
КАНАТЫ -очень толстые верёвки
ПАЛУБА - настил на корабле из твёрдых, как камень, пород дерева
КАЮТА- жилая комната на корабле
МАТРОСЫ -люди, служащие на корабле
РАЗЗАДОРИЛСЯ (РАЗОБРАЛ ЗАДОР) -испытал сильную горячность в поведении, очень сильно захотел что-то сделать
МАКУШКА- верхняя оконечность, верхушка чего-нибудь
КОРЧИТЬСЯ- извиваться в судорогах
Учитель.
1. Рассказ учителя о кораблях. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов с изображение кораблей).
Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотится или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево.
Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке в Венеции был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 метров, в ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся в плоть до XVII — XIII веков.
Рассмотрите парусник к рассказу «Акула». (слайд). Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины к перекладине, протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
2.Чтение рассказа учителем, ведение диалога с автором
3.Работа над содержанием произведения.
Учитель.
-- Главный герой рассказа - мальчик. Как мальчик оказался на корабле?
Ученики.
-Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.
Учитель.
– А откуда на корабле была обезьяна?
Ученики.
- Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.
Учитель.
– Как понять выражение “ещё больше расходилась”?
Ученики.
- Значит ещё больше корчилась, прыгала.
Учитель.
– Почему мальчик залез на мачту корабля?
Ученики.
- Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.
Учитель.
- Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
Ученики.
- Сначала люди смеялись, потом испугались.
Учитель.
- Что заставило мальчика опомниться?
Ученики.
- На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.
Учитель.
- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?
Ученики.
- Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два…»
Учитель.
- Как спасли мальчика?
Ученики.
- Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.
4. Работа над заглавием рассказа.
Учитель.
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?
Ученики.
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца. Выстрел отца –это поступок, если бы сын не прыгнул, то погиб бы.
Учитель.
- Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.
IX. Рефлексия
Учитель.
- Какое ваше отношение к герою?
Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.
Учитель.
-Можно ли было избежать этой ситуации?
Ученики.
- Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.
Учитель.
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
Ученики.
Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций. Нельзя высмеивать чувства других, т.к. это может привести к трагедии.
В момент опасности сильные духом люди умеют принимать быстрые и правильные решения Сравнение двух рассказов Л.Н. Толстого «Акула» и «Прыжок»
- Чем похожи?
Похожи местом действия – корабль на воде.
Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка.
3. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!
- Чем отличаются?
В «Прыжке» лучше показано состояние мальчика (покраснел, бросился раззадорился и т.д.).
В «Акуле» лучше показано состояние отца.
X. Подведение итогов.
Учитель.
- Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?
ученики.
Ученики.
- Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого "Прыжок".
Учитель.
- Над чем заставило нас задуматься это произведение?
Ученики.
- Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
Учитель.
- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают свою работу.)
XI. Домашнее задание.
Творческий задание.
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.