Урок по литературному чтению в 4 классе
Тема: «Природа родного края в стихотворениях поэтов-земляков»
Форма проведения урока: урок –презентация результатов проектной деятельности
Тип проекта: информационно-творческий
Тип проекта по профилю знаний: предметный.
Тип проекта по форме проведения: групповой.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный
Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.
Механизм реализации проекта.
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии учащихся с педагогом.
Жизнеспособность проекта.
Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.
Продукт: литературный журнал, сборник художественных произведений учащихся 4 класса.
Тип урока: комбинированный
Проект нацелен на воспитание теплых чувств и бережного отношения к
Природе родного края, развитие творческих способностей у детей. Проект расширит знания учащихся о красоте родной природы, о поэтах Саратовского края, писавших стихотворения о родной природе и родине.
Проект посвящен исследованию жизни и творчества поэтов Н.Е.Палькина, И.Г. Тобольского, О.Г. Вилкова и их пейзажной лирики. Учащиеся знакомятся с понятием
«пейзажная лирика»,совершенствуют свои умения и навыки выразительного
Чтения, создания собственных литературных произведений о родной природе.
Актуальность проекта
Природа, по мнению поэтов – это универсальный мир познания личности
человека. Пейзажная лирика передает настроение, эмоции и чувства человека,
созвучна его душе. Мир души человека, и мир природы взаимосвязаны,
находятся в гармонии. С помощью данного проекта мы сможем увидеть
взаимосвязь природы и человека. Также данный проект ориентирован на
выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно-нравственное развитие.
Цель проекта:
1)Найти информацию о жизни и творчестве поэтов.
2)Научить прочувствовать настроение стихотворений.
3)Обогащать взаимоотношений учащихся через совместную
деятельность.
4)Сформировывать чувства любви и бережного отношения к природе.
5) Создать коллективный сборник литературных произведений учащихся о родной природе .
6) Учить публично презентовать результаты своей работы.
Задачи проекта:
1.Расширять знания учеников 4 класса о поэтах родного края ,об их
произведениях с помощью пейзажной лирики.
2.Способствовать воспитанию у школьников чувства любви к природе.
3. Развивать творческие способности детей через участие в различных
видах творческой деятельности.
Участники проекта: ученики,учитель.
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о творчестве поэтов-земляков, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы: 1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.)
2. Аудиозапись отрывка « Таинственный лес»( звуки леса)
Ход урока
ОРГМОМЕНТ:
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Потому что вы, ребята, не только его участники, но и авторы . (слайд1: учитель читает вслух стихотворение Н.И. Рыленкова « Все в тающей дымке….- на фоне герб Саратова, фотография- пейзаж )
- Как вы думаете, на какую тему я вам предлагаю поговорить сегодня на уроке? ( о природе саратовского края, в стихах) –слайд 2.( Тема урока, сформулированная учащимися)
-на этом уроке мы представим результаты работы над проектом «Природа родного края в стихотворениях поэтов-земляков» наших творческих групп , обобщив их в форме литературного журнала. Каждая творческая группа представляет свою страничку , а мы помогаем выступающим не только своим вниманием, но и активным участием в обсуждении прочитанных стихотворений.
Итак, открываем первую рубрику нашего журнала ( слайд 3 « Поэты Саратовского края»)
Первую страницу представляет творческая группа Щелчкова Виктора.
Выступление учащихся:
( слайд №5- )
1. Н. Е. Палькин - участник Великой Отечественной войны, известный саратовский поэт и прозаик, лауреат Всероссийской литературной премии им. Ф.И. Тютчева, областной литературной премии им. М.Н. Алексеева, заслуженный работник культуры, Почетный гражданин г. Саратова и Саратовской области, Почетный гражданин г. Балашова
Родился поэт 3апреля 1927 года в селе Большой Мелик Саратовской области. В семье было много народу, но это никого в доме не стесняло.Именно здесь поэт получил представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих счастье в труде.
В послевоенное время Н. Е. Палькин журналист.
Окончил Балашовский педагогический институт.
В ночь под новый, 1955 год по Всесоюзному радио прозвучала песня на стихи Николая Егоровича. Всего около ста патриотических, лирических, шуточных песен — таков итог творческой дружбы поэта с В. Захаровым, В. Левашовым, С, Туликовым, и другими советскими композиторами. Песни «У моей России очи голубые», «Что хотите говорите», «Не ругай меня, мама» и другие вошли в репертуар хора имени Пятницкого, Волжского, Уральского, Сибирского, Пензенского хоров.
Около десяти лет Н. Е. Палькин возглавлял Саратовскую писательскую организацию, в течение семи лет был главным редактором журнала «Волга».
Слайд 6.
2.Родина… Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и гордого, ежеминутного и вечного. «Родимая сторона-мать, чужая мачеха»,- говорит пословица. И верно: родимая сторона дает силы, чужая отнимает.
Вот как выразил свое отношение к стороне родной поэт Николай Палькин:
ОТЧИЙ КРАЙ
Отчий край удваивает силы.
И под звон застенчивой ольхи
Мне опять березы и осины
Помогают сочинять стихи.
Гнется месяц тонкою подковой,
Луговая стелется трава.
И Хопер водою родниковой
Промывает старые слова.
Слайд 7
3. Воспевая красу родной природы, поэты саратовского края описывают русскую березу как символ России, как женщину, как мать…
И у Н. Палькина тоже есть такое стихотворение
У КАЖДОГО В ЖИЗНИ БЕРЕЗКА СВОЯ
У каждого в жизни березка своя.
В каком бы я ни был краю,
Всегда и повсюду я помнил, друзья,
Родную березку свою.
Не раз я от дома бывал далеко,
И горькой разлука была.
Но мне оттого становилось легко,
Что дома березка ждала.
Спешу к ней навстречу знакомой тропой
В сиянии вешнего дня.
И снова родная березка со мной,
И снова цветет для меня.
Слайд 8.
СОЛОВЬИ РОССИИ
Когда бродил в полях подростком
Я в свете утренней зари,
Зажгли во мне любовь к березкам
Твои, Россия, соловьи.
Ко мне любовь пришла в апреле,
Присев на краешке скамьи.
И над моей любовью пели
Твои, Россия, соловьи.
Дымились дальние дороги,
Гремели ближние бои,
Со мной делили все тревоги
Твои, Россия, соловьи.
И, убеленный сединою,
Я вновь иду в поля твои,
Чтоб вечно пели надо мною
Моей России соловьи
Стихи его лиричны, искренни, задушевны, музыкальны. Именно это побуждает композиторов к созданию песен.
( ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « У МОЕЙ РОССИИ»)
ВОППРОСЫ К КЛАССУ И УЧАСТНИКАМ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:
1) Каким вы увидели образ родной природы в стихотворениях Н. Палькина? ( все приметы нашей саратовской природа: березы, осины, реки и родники- незатейливое простое, но близкое, родное. Через природу Палькин передает любовь к родной земле)
2) Есть ли, по-вашему , какая-то особенная черта у стихотворений этого поэта? ( в каждом его стихотворении упоминается непременно какой-нибудь образ символ России: береза, соловей. И через эти упоминания поэт рисует дорогу к дому, дорогу, по которой каждый человек в мыслях или на самом деле стремиться на родину.)
_____________________________________________________________________________
Следующую страницу представляет группа Подъячевой Татьяны.
Слайд 9
1.Ученик. тОБОЛЬСКИЙ исай григорьевич. Слайд 9.
Родился в Саратове 26 августа 1921 года в семье рабочего. В 1940 году был призван в армию.
Первый сборник стихов «Дорога на запад» вышел в годы войны с фашизмом.
Долгое время Исай Тобольский был известен как детский поэт.
Юному читателю полюбились его книги «Зверинец», «Весенние ручьи», «Джуба», «Солнце над Волгой» и другие.
Особую популярность и признание получила его поэма «Исповедь», опубликованная в журнале «Огонек. За эту поэму Исай Григорьевич Тобольский удостоен звания лауреата премии журнала «Огонек».
И. Г. Тобольский много сил и времени отдает работе с молодыми авторами, встречается с читателями.
В Москве и на родине поэта вышло более тридцати книг. Произведения Исая Тобольского появляются на страницах газеты «Правда», журналов «Огонек», «Москва», «Волга», часто звучат по радио и телевидению.
За плодотворную литературную и общественную деятельность поэт удостоен Почетных грамот, в том числе областного Комитета защиты мира , общества любителей книги . Почетных знаков: «Отличник культурного шефства над селом» ,«Активист советского Фонда мира» и др. В 1995году поэта не стало,но его стихи продолжают оставаться светлым лучом в поэзии родного края. Послушаем их
Слайд 10
Осень
Еще не тронута листва,
Еще луга в зеленой дымке,
Еще полощет паутинки
В притихшем озере трава.
И все же нет того тепла.
И даль не та. И реже просинь.
И понимаешь, что пришла,
Но только притаилась осень…
Слайд 11
Снежинки
Снежинки в отблеске огней
На искорки похожи.
От них на улице светлей
Становится прохожим.
В пушок оденут малыша,
Сверкнут на юных лицах
И, вздрогнув, тают не спеша
На вскинутых ресницах.
И вновь летят, летят, летят,
Над всей страной белея,
Как будто всю ее хотят
Укутать потеплее…
Слайд 12
Ищите радость
Ищите радость!
Отправляйтесь в рощи,
Шагайте в горы,
Шествуйте в поля.
Торжественней,
Таинственней
И проще
Там говорит
И думает земля.
Сгребайте звезды
Жадными руками,
В простом зерне
Ищите колдовство,
Меж человеком,
Деревом
И камнем
Отыскивайте
Кровное родство.
И, удивленьем
Сердце переполнив,
Учитесь ласке
У речной волны,
Крутому гневу –
У грозы и молний,
Спокойствию –
У мудрой тишины!…
ВОПРОСЫ К ГРУППЕ :
1) Почему вы назвали стихи Тобольского « светлым лучиком» в поэзии о родном крае? ( потому что в них действительно много светлых и добрых красок, образов: тихая осень в просини паутинок, снежинки похожие на искры и пух, от которых тепло становится малышу), ( поэт и читателей своих призывает искать у природы радость, учиться у нее быть мудрыми и счастливыми) ( его стихи очень красивые, в них все краски светлые и настроение спокойное , доброе)
Учитель: Открываем новую рубрику журнала ( слайд 13 « Поэты земли Лысогорской»)
Первую страницу этой рубрики представляет творческая группа Миронова Алексея.
Слайд 14--15
3. Олег Вилков-это поэт –лысогорец. Родом из г. Ершова. Закончил Саратовский педагогический институт имени Константина Федина , получив профессию учителя русского языка и литературы. 35 лет работал в Лысогорской школе №1, преподавал русский язык, литературу, а также немецкий язык, историю, обществознание. Отличник просвещения РРСФСР, отличник народного образования СССР. О себе как-то в шутку поэт сказал стихами:
« Все 10 лет учился в школе,
4 года-институт,
И 40 лет( чуть-чуть поболе)
Работал в школе-весь я тут!»
И это действительно так. Познакомившись со стихотворениями Олега Вилкова , мы поняли, что это был учитель и в поэзии, потому что всем своим творчеством этот поэт учил людей любить родину, родные края, видеть прекрасное в незатейливом , но родном пейзаже нашей Лысогории.
Слайд 16-18.
Его поэзию мы решили представить стихотворением
РОДНОМУ КРАЮ
Иногда подымаюсь на гору я
И с её небольшой высоты
Залюбуюсь тобой, Лысогория,
Душу вновь мою радуешь ты.
Перелески, леса и Медведица,
Небольшие пригорки, холмы-
Все красою природною светится
В изумруде зеленой волны.
По душе твоя жизнь приозёрная,
Неумолчная речь родника
И грибная тропиночка торная
В белом тереме березняка.
Всё родным в сердце мне отзывается,
Свежей памятью прожитых лет
И тоскою по тем возвращается,
С нами рядом которых уж нет.
Ты со мною всегда , Лысогория,
Прикипевший к душе уголок!
Как хочу, чтобы радость и горе я
Постоянно делить с тобой мог!
_____________________________________________________________________________
ВОПРОС ГРУППЕ: Ребята, а почему вы решили представить поэзию Олега Викторовича Вилкова именно этим стихотворением?
_________________________________________________________
Учитель: Поэты, стихи которых сегодня прозвучали, обладали уникальной способностью чувствовать душу родной природы, слышать ее и понимать.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
УЧИТЕЛЬ: попробуем и мы с вами почувствовать и принять тихую радость природы: услышать ее мудрый разговор. ( физминутка: встанем из-за парт, представьте что вы шагаете по лесной тропе , закройте глазки , поднимите голову лицом к солнцу , потянитесь руками навстречу его лучам, опустите руки, там справа тропа ведет в лесные хоромы, а слева –веет прохладой лесного ручья; послушаем . что нам расскажет лес( РЕЛАКСИРУЕМ С ОПОРОЙ НА АУДИОЗАПИСЬ «ЗВУКИ ЛЕСА» - слайд 19)
Составление кластера ( слайд 20)
Творческое задание : составить синквейн, выбрав понравившийся образ из составленного кластера. Что вы увидели, услышали, почувствовали-опишите в форме синквейна , употребив известные вам художественно-изобразительные средства языка
СИНКВЕЙН ( слайд 21)
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
● Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
● Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
● Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
● Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
.
ВЫСТУПЛЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ УЧАЩИХСЯ С СОБСТВЕННЫМИ МИНИАТЮРАМИ
____________________________________________________________________________
УЧИТЕЛЬ:Молодцы ! Это была импровизация. Которая показала, что и вы, ребята, обладаете способностью говорить с природой, чувствовать ее сердцем.
А теперь мы открываем последнюю страницу нашего журнала под названием « Юные поэты»( слайд 22) , в которой творческая группа Кузьминского Ильи представит ваше творчество-словесное и художественное.
Слайды ( 23-27)
4. Выступление 4 группы со стихотворениями, авторами которых являются учащиеся 4 класса.
Ученик: мы решили представить творчество наших ребят несколькими стихотворениями, которые наряду с другими произведениями( рассказами, загадками) входят в наш коллективный сборник « Юные поэты и прозаики» ( показать книгу всем).
Скоро весна
Березы приветно ветвями качают,
И птицы запели. Весну встречая,
Зима еще злится, на них серчает
И снегом седым все ещё докучает,
Но солнце румяное греет лучами,
И тают снега, и ручьи зажурчали! ( Зубрицькая Алена)
Мечтатель
Зима. Сижу перед окном:
Мороз и солнце! Снег кругом!
И с Рэксом я могу гулять,
Морозным воздухом дышать,
Ещё на лыжах покататься,
На горку снежную взобраться,
Чтоб съехать после с ветерком,
Потом идти домой пешком. ( Кузьминский Илья)
Родное село
Вдоль села течет река,
Широка и глубока,
А на берегах зеленых
Шелестят листвою клёны,
В небе ласточка поет,
На лугу пасется скот,
В жарком поле
Трактор пашет-
Это все родное, наше! ( Стратонова Анжела)
Первый подснежник
О, первый подснежник, предвестник весны!
Ты робко ладонь из-под снега протянешь
И ,солнцем согретый, вдруг смело восстанешь,
Разрушив холодные зимние сны!
Ручьи зазвенят все, тебя ободряя,
И верба приветно ветвями кивнёт,
Ты первый, ты смелый , и все это знают,
Весны открываешь сезон каждый год! ( Миронов Алексей
Край родной, Широкий Карамыш!
Речка тихой лентою течет,
Что-то шепчет с берега камыш,
Птица нежным голосом поёт.
Про луга поёт и про цветы,
И про то, как каждый год весной
В ожиданье счастья и тепла
Возвратиться хочется домой.
Мы с пернатым другом земляки.
Слушаю его я чуть дыша,
Ведь в одном краю мы с ним живём,
Об одном у нас поёт душа. ( автор: Рябков Богдан. Март. 2015год)
Ученик: Этим стихотворением мы закрываем последнюю страницу нашего журнала и хотим пожелать всем нашим землякам, чтоб душа каждого отзывалась на песни родной природы , слышала и любила их. ( просмотр последнего слайда Журнала с пожеланиями и напутствием)
____________________________________________________________________
Учитель: Спасибо, вам ребята!
Подошёл к концу наш урок. За очень короткое время мы с вами выполнили очень интересную работу.
Подведение итогов. Рефлексия:
- Какую? Чем мы сегодня занимались?
-Довольны ли вы результатом своей работы ?
- Что нам пока не удается?
- Где могут пригодиться полученные знания и умения?
- Многие из вас попробовали себя в качестве художника, писателя, оформителя, и наконец , в качестве участника команды, выполнившей общее интересное творческое дело. И эти навыки и умения могут пригодиться вам в любой жизненной ситуации.
- Оцените свою работу , украсив наше Дерево настроения яблоками: желтый – вы довольны своей работой, зеленый – что-то пошло не так, как положено.
Вот какое замечательное получилось у нас фруктовое дерево! Спасибо, ребята за вашу работу. Урок закончен. Ваш труд я оцениваю сегодня по самому высокому баллу-на «5».
11