СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на тему "Природа родного края в стихотворениях поэтов-земляков"(проект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация результатов проектной деятельности. Посвящен исследованию жизни  и творчества поэтов Н.Е. Палькина, И. Тобольского,О.Г. Вилкова и их пейзажной лирики.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему "Природа родного края в стихотворениях поэтов-земляков"(проект)»


Урок по литературному чтению в 4 классе

Тема: «Природа родного края в стихотворениях поэтов-земляков»



Форма проведения урока: урок –презентация результатов проектной деятельности

Тип проекта: информационно-творческий

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой.

Тип проекта по продолжительности: долгосрочный

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии учащихся с педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: литературный журнал, сборник художественных произведений учащихся 4 класса.

Тип урока: комбинированный

Проект нацелен на воспитание теплых чувств и бережного отношения к

Природе родного края, развитие творческих способностей у детей. Проект расширит знания учащихся о красоте родной природы, о поэтах Саратовского края, писавших стихотворения о родной природе и родине.

Проект посвящен исследованию жизни и творчества поэтов Н.Е.Палькина, И.Г. Тобольского, О.Г. Вилкова и их пейзажной лирики. Учащиеся знакомятся с понятием

«пейзажная лирика»,совершенствуют свои умения и навыки выразительного

Чтения, создания собственных литературных произведений о родной природе.


Актуальность проекта

Природа, по мнению поэтов – это универсальный мир познания личности

человека. Пейзажная лирика передает настроение, эмоции и чувства человека,

созвучна его душе. Мир души человека, и мир природы взаимосвязаны,

находятся в гармонии. С помощью данного проекта мы сможем увидеть

взаимосвязь природы и человека. Также данный проект ориентирован на

выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры

обучающихся, на их духовно-нравственное развитие.


Цель проекта:

1)Найти информацию о жизни и творчестве поэтов.

2)Научить прочувствовать настроение стихотворений.

3)Обогащать взаимоотношений учащихся через совместную

деятельность.

4)Сформировывать чувства любви и бережного отношения к природе.



5) Создать коллективный сборник литературных произведений учащихся о родной природе .

6) Учить публично презентовать результаты своей работы.


Задачи проекта:

1.Расширять знания учеников 4 класса о поэтах родного края ,об их

произведениях с помощью пейзажной лирики.

2.Способствовать воспитанию у школьников чувства любви к природе.

3. Развивать творческие способности детей через участие в различных

видах творческой деятельности.


Участники проекта: ученики,учитель.


Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о творчестве поэтов-земляков, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы: 1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.)

2. Аудиозапись отрывка « Таинственный лес»( звуки леса)


Ход урока



ОРГМОМЕНТ:

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.



Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Потому что вы, ребята, не только его участники, но и авторы . (слайд1: учитель читает вслух стихотворение Н.И. Рыленкова « Все в тающей дымке….- на фоне герб Саратова, фотография- пейзаж )


- Как вы думаете, на какую тему я вам предлагаю поговорить сегодня на уроке? ( о природе саратовского края, в стихах) –слайд 2.( Тема урока, сформулированная учащимися)

-на этом уроке мы представим результаты работы над проектом «Природа родного края в стихотворениях поэтов-земляков» наших творческих групп , обобщив их в форме литературного журнала. Каждая творческая группа представляет свою страничку , а мы помогаем выступающим не только своим вниманием, но и активным участием в обсуждении прочитанных стихотворений.

Итак, открываем первую рубрику нашего журнала ( слайд 3 « Поэты Саратовского края»)

Первую страницу представляет творческая группа Щелчкова Виктора.

Выступление учащихся:


( слайд №5- )

1. Н. Е. Палькин - участник Великой Отечественной войны, известный саратовский поэт и прозаик, лауреат Всероссийской литературной премии им. Ф.И. Тютчева, областной литературной премии им. М.Н. Алексеева, заслуженный работник культуры, Почетный гражданин г. Саратова и Саратовской области, Почетный гражданин г. Балашова

Родился поэт 3апреля 1927 года в селе Большой Мелик Саратовской области. В семье было много народу, но это никого в доме не стесняло.Именно здесь поэт получил представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих счастье в труде.

В послевоенное время Н. Е. Палькин журналист.

Окончил Балашовский педагогический институт.

В ночь под новый, 1955 год по Всесоюзному радио прозвучала песня на стихи Николая Егоровича. Всего около ста патриотических, лирических, шуточных песен — таков итог творческой дружбы поэта с В. Захаровым, В. Левашовым, С, Туликовым, и другими советскими композиторами. Песни «У моей России очи голубые», «Что хотите говорите», «Не ругай меня, мама» и другие вошли в репертуар хора имени Пятницкого, Волжского, Уральского, Сибирского, Пензенского хоров.

Около десяти лет Н. Е. Палькин возглавлял Саратовскую писательскую организацию, в течение семи лет был главным редактором журнала «Волга».

Слайд 6.

2.Родина… Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и гордого, ежеминутного и вечного. «Родимая сторона-мать, чужая мачеха»,- говорит пословица. И верно: родимая сторона дает силы, чужая отнимает.

Вот как выразил свое отношение к стороне родной поэт Николай Палькин:

ОТЧИЙ КРАЙ

         Отчий край удваивает силы.

         И под звон застенчивой ольхи

         Мне опять березы и осины

         Помогают сочинять стихи.

         Гнется месяц тонкою подковой,

         Луговая стелется трава.

         И Хопер водою родниковой

         Промывает старые слова.



Слайд 7

3. Воспевая красу родной природы, поэты саратовского края описывают русскую березу как символ России, как женщину, как мать…

И у Н. Палькина тоже есть такое стихотворение


У КАЖДОГО В ЖИЗНИ БЕРЕЗКА СВОЯ


У каждого в жизни березка своя.

В каком бы я ни был краю,

Всегда и повсюду я помнил, друзья,

Родную березку свою.

Не раз я от дома бывал далеко,

И горькой разлука была.

Но мне оттого становилось легко,

Что дома березка ждала.

Спешу к ней навстречу знакомой тропой

В сиянии вешнего дня.

И снова родная березка со мной,

И снова цветет для меня.

Слайд 8.

СОЛОВЬИ РОССИИ


Когда бродил в полях подростком

Я в свете утренней зари,

Зажгли во мне любовь к березкам

Твои, Россия, соловьи.


Ко мне любовь пришла в апреле,

Присев на краешке скамьи.

И над моей любовью пели

Твои, Россия, соловьи.


Дымились дальние дороги,

Гремели ближние бои,

Со мной делили все тревоги

Твои, Россия, соловьи.


И, убеленный сединою,

Я вновь иду в поля твои,

Чтоб вечно пели надо мною

Моей России соловьи


Стихи его лиричны, искренни, задушевны, музыкальны. Именно это побуждает композиторов к созданию песен.

( ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « У МОЕЙ РОССИИ»)



ВОППРОСЫ К КЛАССУ И УЧАСТНИКАМ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:

1) Каким вы увидели образ родной природы в стихотворениях Н. Палькина? ( все приметы нашей саратовской природа: березы, осины, реки и родники- незатейливое простое, но близкое, родное. Через природу Палькин передает любовь к родной земле)

2) Есть ли, по-вашему , какая-то особенная черта у стихотворений этого поэта? ( в каждом его стихотворении упоминается непременно какой-нибудь образ символ России: береза, соловей. И через эти упоминания поэт рисует дорогу к дому, дорогу, по которой каждый человек в мыслях или на самом деле стремиться на родину.)


_____________________________________________________________________________

Следующую страницу представляет группа Подъячевой Татьяны.


Слайд 9

1.Ученик. тОБОЛЬСКИЙ исай григорьевич. Слайд 9.

Родился в Саратове 26 августа 1921 года в семье рабочего. В 1940 году был призван в армию.

Первый сборник стихов «Дорога на запад» вышел в годы войны с фашизмом.
Долгое время Исай Тобольский был известен как детский поэт.
Юному читателю полюбились его книги «Зверинец», «Весенние ручьи», «Джуба», «Солнце над Волгой» и другие.
Особую популярность и признание получила его поэма «Исповедь», опубликованная в журнале «Огонек. За эту поэму Исай Григорьевич Тобольский удостоен звания лауреата премии журнала «Огонек».
И. Г. Тобольский много сил и времени отдает работе с молодыми авторами, встречается с читателями.
В Москве и на родине поэта вышло более тридцати книг. Произведения Исая Тобольского появляются на страницах газеты «Правда», журналов «Огонек», «Москва», «Волга», часто звучат по радио и телевидению.
За плодотворную литературную и общественную деятельность поэт удостоен Почетных грамот, в том числе областного Комитета защиты мира , общества любителей книги . Почетных знаков: «Отличник культурного шефства над селом» ,«Активист советского Фонда мира» и др. В 1995году поэта не стало,но его стихи продолжают оставаться светлым лучом в поэзии родного края. Послушаем их


Слайд 10

Осень

Еще не тронута листва,

Еще луга в зеленой дымке,

Еще полощет паутинки

В притихшем озере трава.

И все же нет того тепла.

И даль не та. И реже просинь.

И понимаешь, что пришла,

Но только притаилась осень…


Слайд 11

Снежинки

Снежинки в отблеске огней

На искорки похожи.

От них на улице светлей

Становится прохожим.

В пушок оденут малыша,

Сверкнут на юных лицах

И, вздрогнув, тают не спеша

На вскинутых ресницах.

И вновь летят, летят, летят,

Над всей страной белея,

Как будто всю ее хотят

Укутать потеплее…


Слайд 12

Ищите радость


Ищите радость!

Отправляйтесь в рощи,

Шагайте в горы,

Шествуйте в поля.

Торжественней,

Таинственней

И проще

Там говорит

И думает земля.

Сгребайте звезды

Жадными руками,

В простом зерне

Ищите колдовство,

Меж человеком,

Деревом

И камнем

Отыскивайте

Кровное родство.

И, удивленьем

Сердце переполнив,

Учитесь ласке

У речной волны,

Крутому гневу –

У грозы и молний,

Спокойствию –

У мудрой тишины!…


ВОПРОСЫ К ГРУППЕ :

1) Почему вы назвали стихи Тобольского « светлым лучиком» в поэзии о родном крае? ( потому что в них действительно много светлых и добрых красок, образов: тихая осень в просини паутинок, снежинки похожие на искры и пух, от которых тепло становится малышу), ( поэт и читателей своих призывает искать у природы радость, учиться у нее быть мудрыми и счастливыми) ( его стихи очень красивые, в них все краски светлые и настроение спокойное , доброе)


Учитель: Открываем новую рубрику журнала ( слайд 13 « Поэты земли Лысогорской»)

Первую страницу этой рубрики представляет творческая группа Миронова Алексея.


Слайд 14--15

3. Олег Вилков-это поэт –лысогорец. Родом из г. Ершова. Закончил Саратовский педагогический институт имени Константина Федина , получив профессию учителя русского языка и литературы. 35 лет работал в Лысогорской школе №1, преподавал русский язык, литературу, а также немецкий язык, историю, обществознание. Отличник просвещения РРСФСР, отличник народного образования СССР. О себе как-то в шутку поэт сказал стихами:

« Все 10 лет учился в школе,

4 года-институт,

И 40 лет( чуть-чуть поболе)

Работал в школе-весь я тут!»

И это действительно так. Познакомившись со стихотворениями Олега Вилкова , мы поняли, что это был учитель и в поэзии, потому что всем своим творчеством этот поэт учил людей любить родину, родные края, видеть прекрасное в незатейливом , но родном пейзаже нашей Лысогории.


Слайд 16-18.

Его поэзию мы решили представить стихотворением


РОДНОМУ КРАЮ


Иногда подымаюсь на гору я

И с её небольшой высоты

Залюбуюсь тобой, Лысогория,

Душу вновь мою радуешь ты.


Перелески, леса и Медведица,

Небольшие пригорки, холмы-

Все красою природною светится

В изумруде зеленой волны.


По душе твоя жизнь приозёрная,

Неумолчная речь родника

И грибная тропиночка торная

В белом тереме березняка.


Всё родным в сердце мне отзывается,

Свежей памятью прожитых лет

И тоскою по тем возвращается,

С нами рядом которых уж нет.


Ты со мною всегда , Лысогория,

Прикипевший к душе уголок!

Как хочу, чтобы радость и горе я

Постоянно делить с тобой мог!

_____________________________________________________________________________

ВОПРОС ГРУППЕ: Ребята, а почему вы решили представить поэзию Олега Викторовича Вилкова именно этим стихотворением?


_________________________________________________________


Учитель: Поэты, стихи которых сегодня прозвучали, обладали уникальной способностью чувствовать душу родной природы, слышать ее и понимать.





ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

УЧИТЕЛЬ: попробуем и мы с вами почувствовать и принять тихую радость природы: услышать ее мудрый разговор. ( физминутка: встанем из-за парт, представьте что вы шагаете по лесной тропе , закройте глазки , поднимите голову лицом к солнцу , потянитесь руками навстречу его лучам, опустите руки, там справа тропа ведет в лесные хоромы, а слева –веет прохладой лесного ручья; послушаем . что нам расскажет лес( РЕЛАКСИРУЕМ С ОПОРОЙ НА АУДИОЗАПИСЬ «ЗВУКИ ЛЕСА» - слайд 19)


Составление кластера ( слайд 20)



Творческое задание : составить синквейн, выбрав понравившийся образ из составленного кластера. Что вы увидели, услышали, почувствовали-опишите в форме синквейна , употребив известные вам художественно-изобразительные средства языка


СИНКВЕЙН ( слайд 21)

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

● Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

● Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

● Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

● Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


.


ВЫСТУПЛЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ УЧАЩИХСЯ С СОБСТВЕННЫМИ МИНИАТЮРАМИ

____________________________________________________________________________


УЧИТЕЛЬ:Молодцы ! Это была импровизация. Которая показала, что и вы, ребята, обладаете способностью говорить с природой, чувствовать ее сердцем.

А теперь мы открываем последнюю страницу нашего журнала под названием « Юные поэты»( слайд 22) , в которой творческая группа Кузьминского Ильи представит ваше творчество-словесное и художественное.


Слайды ( 23-27)

4. Выступление 4 группы со стихотворениями, авторами которых являются учащиеся 4 класса.


Ученик: мы решили представить творчество наших ребят несколькими стихотворениями, которые наряду с другими произведениями( рассказами, загадками) входят в наш коллективный сборник « Юные поэты и прозаики» ( показать книгу всем).



Скоро весна

Березы приветно ветвями качают,

И птицы запели. Весну встречая,

Зима еще злится, на них серчает

И снегом седым все ещё докучает,

Но солнце румяное греет лучами,

И тают снега, и ручьи зажурчали! ( Зубрицькая Алена)

Мечтатель

Зима. Сижу перед окном:

Мороз и солнце! Снег кругом!

И с Рэксом я могу гулять,

Морозным воздухом дышать,

Ещё на лыжах покататься,

На горку снежную взобраться,

Чтоб съехать после с ветерком,

Потом идти домой пешком. ( Кузьминский Илья)


Родное село

Вдоль села течет река,

Широка и глубока,

А на берегах зеленых

Шелестят листвою клёны,

В небе ласточка поет,

На лугу пасется скот,

В жарком поле

Трактор пашет-

Это все родное, наше! ( Стратонова Анжела)






Первый подснежник

О, первый подснежник, предвестник весны!

Ты робко ладонь из-под снега протянешь

И ,солнцем согретый, вдруг смело восстанешь,

Разрушив холодные зимние сны!

Ручьи зазвенят все, тебя ободряя,

И верба приветно ветвями кивнёт,

Ты первый, ты смелый , и все это знают,

Весны открываешь сезон каждый год! ( Миронов Алексей



Край родной, Широкий Карамыш!

Речка тихой лентою течет,

Что-то шепчет с берега камыш,

Птица нежным голосом поёт.

Про луга поёт и про цветы,

И про то, как каждый год весной

В ожиданье счастья и тепла

Возвратиться хочется домой.

Мы с пернатым другом земляки.

Слушаю его я чуть дыша,

Ведь в одном краю мы с ним живём,

Об одном у нас поёт душа. ( автор: Рябков Богдан. Март. 2015год)



Ученик: Этим стихотворением мы закрываем последнюю страницу нашего журнала и хотим пожелать всем нашим землякам, чтоб душа каждого отзывалась на песни родной природы , слышала и любила их. ( просмотр последнего слайда Журнала с пожеланиями и напутствием)

____________________________________________________________________



Учитель: Спасибо, вам ребята!

Подошёл к концу наш урок. За очень короткое время мы с вами выполнили очень интересную работу.



Подведение итогов. Рефлексия:


- Какую? Чем мы сегодня занимались?


-Довольны ли вы результатом своей работы ?


- Что нам пока не удается?

- Где могут пригодиться полученные знания и умения?


- Многие из вас попробовали себя в качестве художника, писателя, оформителя, и наконец , в качестве участника команды, выполнившей общее интересное творческое дело. И эти навыки и умения могут пригодиться вам в любой жизненной ситуации.



- Оцените свою работу , украсив наше Дерево настроения яблоками: желтый – вы довольны своей работой, зеленый – что-то пошло не так, как положено.



Вот какое замечательное получилось у нас фруктовое дерево! Спасибо, ребята за вашу работу. Урок закончен. Ваш труд я оцениваю сегодня по самому высокому баллу-на «5».


























11