СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Научно-естественные сведения о природе в рассказе Виктора Астафьева «Стрижонок Скрип»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Научно-естественные сведения о природе в рассказе Виктора Астафьева «Стрижонок Скрип»"»

Урок

Научно-естественные сведения о природе в рассказе

Виктора Астафьева «Стрижонок Скрип»

Дата: 25. 02. 2025 года


ЦЕЛИ: - учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на основе полученных сведений, составлять синквейны;

- учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей;

- развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные, экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою точку зрения.

   - учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на  основе полученных сведений, составлять синквейн;

   -  учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей ;

   -  развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные,экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать  свою точку зрения; 

    - воспитывать культуру поведения на уроке.


ЗАДАЧИ: - формировать условия для успешной реализации творческой деятельности школьников, его эмоционально- ценностных отношений к деятельности;

- формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострадания, любви.


ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент

II. Введение в тему

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

-У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

-Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы будем путешествовать по этой стране. Мы продолжим работать с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».

III. Актуализация знаний

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения?

( Природа и мы)

- С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк,

С.А. Есенин, М.М.Пришвин)

- Что вы знаете о творчестве В.П.Астафьева?    (СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

-Дома вы прочитали рассказ «Стрижонок Скрип».

- Почему автор дал такое название произведению? (Он главный герой)

- Какой следующий этап после прочтения произведения? Какую мы поставим цель урока? (Проанализировать рассказ, подготовиться к пересказу.)

- Что нам необходимо сделать, чтобы достичь цель? Составим план урока.

1)Обсудить поступки героев. Проанализируем, какие уроки жизни получил главный герой.

2) Разделить текст на части и озаглавить каждую часть.

3)Пересказать текст по плану.

IV.Анализ художественных образов

1 . Мы сегодня проанализируем, какие уроки жизни получил главный герой. (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)

- Кто является первым учителем Скрипа?    (Мать- стрижиха).

-Почему мама воспитывала своих детей одна? (Папу сшибли из рогатки мальчишки)

− Легко ли ей было? (Сосем нелегко)

- Зачитайте эпизоды, связанные с матерью стрижихой и определите, каким она была воспитателем?

- Как Скрип догадался, что его мама серьёзная и строгая? Как вы думаете, какая она? Тогда зачем она ударила Скрипа? (мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других, она его воспитывает, мама заботливая, добрая)

- Для чего мама-стрижиха с рассвета и до вечера носилась над берегом и водой? (Она добывала пищу для деток) ВИДЕО «Стрижи на берегу»

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?  (Материнская любовь). 

- Какой урок преподала  мать - стрижиха сыну?

- Как озаглавим первую часть рассказа? (1.«Рождение стрижат и забота матери о них».)

2. Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.   

  - Какие враги у стрижей? (Гадюки, сокол )

- Как звали вожака стрижей? (Белое брюшко)

- Что делали стрижи, когда нападал враг? (все стрижи прилетали и нападали на врага )

- Что стало с мамой Скрипа? (Её убил сокол)

- Какой   урок преподали Скрипу враги? Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (цепь питания)

- Как бы вы озаглавили эту часть? (2. «Волнение и гибель мамы-стрижих)

3.Составление синквейна на тему «Стирижиха»

(работа в тетрадях)

Проверка ( на доске): 1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать

4.Физминутка.

5. - Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (Вожак стрижей Белое брюшко, другие стрижи)

Научные сведения о стрижах, отвечают заранее подготовленные дети.

- Расскажите, как помогали стрижи Скрипу и его братьям и сёстрам.

- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи)

- Вас ничего не удивляет в этих словах? (Народ).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу? ЗАЧИТАТЬ

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

- ( работа на зеленых листочках, работа в парах )

Подчеркни.

На листочках: ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй)

- Как бы вы озаглавили эту часть? «3. Самостоятельная жизнь осиротевших стрижат».

- Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент? ( Зачитать с. 87)

-Какой вывод сделал Скрип для себя? (Что норка должна быть глубокая, тогда враги не страшны)

-Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Мальчишки бывают хорошие, бывают  плохие).

- Какие черты характера присущи мальчикам в рассказе?

- Отчего стрижи стали беспокоиться? (Стрижи питаются насекомыми в воздухе, не лету. Это комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелёт птиц. Отсутствие питания, пришла пора улетать в теплые края)

- Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? (они не хотели улетать). Для чего автор выбрал именно эти слова?

- Что сказали мальчишки Скрипу? (До свидания, Скрип! Возвращайся скорее!!)

- Как назовём эту часть? (4. До свидания, Скрип!)


- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу?  (Как выжить, что  для этого нужно).  

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?
Стрижонок Скрип.

2.Маленький, несмышленый.

3.Вылупился, усвоил, вырос.

4.Он получил много уроков жизни.

5. Птица


- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас?

- Какая главная мысль рассказа? (Бережное отношение к беспомощным существам, приносящим большую пользу окружающей среде.)

- Подумайте, что В. Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа? Как писатель, используя прием олицетворения «оживил» историю?

-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето».

Работа с пословицами

- Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.


4. Итоговый анализ урока. Рефлексия.

- Вы бы внесли изменения в рассказ, если да, то какие?

- Какова идея произведения?

- Какой урок вынесли вы для себя?

 - Какое открытие сделали на уроке?

V. Закрепление изученного

У каждого ученика белая карточка, где он ставит + или - .

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

  5. Скрип был любопытный стрижонок.

  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

  7. Стрижи – очень дружный народ.

  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

0-1 ошибка – 5.
2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

VII. Домашнее задание

Пересказать рассказ по составленному плану.










Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ


Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ


Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ


Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Подчеркни.

ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ



Творчество В. Астафьева


Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по- сибирски значит  «врунишка». Позднее  довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт. На войне был шофёром, разведчиком, связистом. Несколько раз был тяжело ранен. До самого конца войны он оставался рядовым солдатом. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши». Тяжелые ранения лишили  Астафьева профессии - остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы его были все случайны и ненадёжны.  Однажды он попал на заседание литературного кружка при газете «Чусовой рабочий». После этого он за одну ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек». Вскоре автор стал литературным работником газеты. Так быстро и круто изменилась жизнь В. П. Астафьева.
























Семейство стрижи

        Стрижи - маленькие птицы, но с плотным, сильным и вытянутым туловищем, короткой шеей и широкой, довольно плоской головой, которая оканчивается маленьким, очень коротким, слабым, треугольным, на конце сплющенным и несколько согнутым клювом; челюсти клюва так глубоко расщеплены, что рот может раскрываться чрезвычайно широко.
        Стрижи хотя и похожи по внешнему виду, а также по некоторым особенностям внутреннего строения на ласточек, но во многом отличаются не только от них, но и от всех других птиц.
        Стрижи распространены по всему свету и живут во всех климатических поясах, за исключением холодного; встречаются также на различных высотах от морского берега до снежной линии. Они поселяются как в лесах, так и в безлесных странах, преимущественно же в горах и городах, так как скалы и стены доставляют им самые удобные места для устройства гнезд.
        Стрижи более всех других птиц живут в воздухе и деятельны с раннего утра до поздней ночи; силы их, по-видимому, никогда не ослабевают, и ночной покой ограничивается лишь немногими часами. Прекрасный летательный аппарат дает им возможность без затруднения пролетать такие пространства, что если их сложить вместе, то окажутся сотни километров. По полету они отличаются от ласточек тем, что летают в высоких слоях атмосферы, а некоторые виды поднимаются до такой высоты, что совершенно ускользают от нашего взора. Их можно узнать издали: когда крылья распущены, то они похожи на серп луны и двигаются так быстро и сильно, что более напоминают порхание насекомых и колибри, чем полет других птиц. Стрижи мастерски умеют поворачиваться и кружиться на лету, но по красоте движений стоят далеко ниже настоящих ласточек. На земле это самые беспомощные существа: они не способны ни ходить, ни даже ползать. Зато они лазают, если не очень искусно, то по крайней мере сносно, по стенам и скалам, пролезая вверх и вниз в щели и трещины.
        Стрижи гораздо прожорливее ласточек и уничтожают в один день сотни тысяч насекомых, составляющих их исключительную пищу. Даже самые крупные виды этого семейства, туловище которых достигает размера тела дрозда, питаются главным образом мелкими насекомыми, носящимися высоко в воздухе и, вероятно, нам еще очень мало знакомы. Сколько нужно съесть стрижу насекомых в один день, чтобы насытиться, количество пищи должно быть значительное, так как привычки этих птиц ясно доказывают, что стрижи летают только для того, чтобы ловить себе добычу.
        По большим глазам, лишенным ресниц, можно догадаться, что зрение у стрижей развито лучше других внешних чувств, за ним, по всей вероятности, следует слух, а о других чувствах мы сказать ничего не можем. Стрижи живут обществами, но вовсе не миролюбивы. Напротив того, это задорные и драчливые создания, часто ссорящиеся не только с себе подобными, но и с другими птицами. Их нельзя назвать ни умными, ни хитрыми: в характере их преобладает необыкновенная вспыльчивость, которая иногда даже заставляет забыть собственную безопасность.