Тема | «Умеет ли разговаривать природа?» |
Цель темы: | Создание благоприятных условий для формирования таких понятий и качеств как живое как ценность; моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие; не природа существует во имя меня, а я – во имя природы. |
Основное содержание урока, термины и понятия | Закрепление представления о доброжелательном отношении к природным объектам (на основе художественно-образного восприятия художественных текстов) ; природа, домашние животные, дикие животные, человек – часть природы. |
| Предметные умения | УУД |
Научиться читать небольшой текст выразительно (делать паузы между словами ив конце предложения, соблюдать интонацию предложений. Объяснить название текста. Плодотворная работа в группах, парах. Разные рассказы детей по заданной теме. | Личностные: умение оценивать жизненные ситуации, выражать свои эмоции. Регулятивные: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; принятие цели урока. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию; разыгрывание диалогов. Коммуникативные: формирование культуры общения, умения сотрудничать при работе в паре, формулировать собственное мнение и позицию. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир. Объекты природы, отношение человека к природе. | Фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного и сменного состава. | Л.Ф. Климанова С.Г. Макеева Азбука, ч.2, стр.84 – 85; УМК «Перспектива» Интерактивная доска SMART, Презентация к уроку; видеоролик «Голоса весеннего леса, картинки сказочных героев. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. Самоопределение к деятельности | - Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы встретимся со сказочными героями, которые будут помогать вам во всех делах. И у нас с вами все получится, потому что вы все большие молодцы, а если что-то не получится, то мы с вами исправим на следующих уроках. | |
1.Актуализация знаний. До чтения. Планируемые результаты: Личностные: умение оценивать жизненные ситуации, выражать свои эмоции. | - Закройте глаза и послушайте мелодию. Что вы представили? - Что увидели? Услышали? Посмотрите на доску и догадайтесь о чем мы будем говорить и читать на уроке? Я вам помогу – я буду читать стихотворение, которое кому-нибудь поможет определить тему урока. ( чтение стихотворения ) Опушка леса. Ясный день, Лучи играют по росе, Сосна отбрасывая тень, Волной стелиться по траве. А если взглянешь на просвет, Через сплетения ветвей, Увидишь в мареве рассвет, Предвестник ярких светлых дней. Прислушайся к тиши лесной, И ты услышишь много песен, Природа говорит с тобой, Она поёт, как мир чудесен. | - красивая музыка, голоса птичек, шум воды, листвы. Слушают, пытаются понять смысл стихотворения и тему урока. |
2.Постановка учебной задачи. | - Итак, о чем пойдет речь на уроке. Правильно, о природе. - Что такое Природа? - Но давайте уточним тему урока. - Вы, наверное, помните мальчика, который в 4 года научился читать и сам варить себе суп. - Как его зовут? (слайд ) - И был у него удивительный кот, который умел разговаривать и писать. И звали этого кота… Вот и вам кот Матроскин написал несколько слов. - Итак, у кого есть домашнее животное? Давайте превратимся в животного и попробуем рассказать нам и своем питомце от имени животного, как будто ВЫ – это они. | - о красоте природы. - все. что нас окружает ДЯДЯ ФЕДОР МАТРОСКИН Ученик открывает конверт и читает: «Здравствуйте, ребята!» У меня есть галчонок. Он умеет разговаривать. А у кого из вас есть кошка, собака, или птички? О чем они вам рассказывают?» (примеряют маски животного и рассказывают. После каждого рассказа, все хлопают) |
3. Динамическая пауза. | Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Тише, мыши, тише, Рыжий кот сидит на крыше! Мяу… | Встают, повторяют движения за учителем или за учеником. |
4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. Планируемые результаты: Регулятивные: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; принятие цели урока. Регулятивные, познавательные: рассматривание иллюстрации к тексту, слайда, чтение заголовка. Высказывают предположение о содержании стихотворения. Готовность к чтению и обсуждению текста. | - Так о чем мы сегодня будем говорить и читать? - Значит. Мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа» (слайд №6) - Откройте Азбуку на стр. 84. - Проверьте, правильно ли мы назвали тему урока? - Прочитайте тему по учебнику вверху страницы все вместе. - А какая будет цель урока? - А что такое природа? - А домашние животные – это природа? - Только ли домашние животные умеют разговаривать? - Посмотрите на доску, прочитайте, что там написано. ( слайд №) (разминка артикуляционного аппарата) Пи- пи – пи Ш – ш – ш Шур – шур – шур Кар – кар – кар ! - Кто так говорит? - О чем они могут нам рассказать? | - о животных и о природе. - животные могут снами говорить и мы должны понимать их язык. - читают тему хором. - научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чем она нам говорит. - все, что нас окружает. - да Читают хором и отдельно. - мыши, змеи, листья, вороны. Предположения детей. |
5. Открытие нового знания | - Итак, мы должны прислушиваться к звукам в природе, к голосам животных. Бережно к ним относиться, потому что человек – это часть большой Природы. | |
6. Построения проекта выхода из затруднения. 7. Чтение стихотворения. Планируемые результаты: Регулятивные, предметные: Самостоятельное чтение стих. в соответствии с требованиями программы к качеству чтения (техника и осмысленность) Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы с опорой на текст. Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей. 8. Беседа после чтения. Планируемые результаты: Личностные: эмоциональное переживание. Коммуникативные: умение выразительно читать текст. | - Посмотрите на картинку на стр. 85 и прочитайте заголовок рядом. - О ком будет стихотворение? - А что вы знаете о воробьях? - Что мы узнаем в этом стихотворении? - О чем могут петь воробьи? - Чтобы проверить наши предположения, что надо сделать? - Прочитайте стихотворение тихо, шепотом. - О чем поют воробушки? Прочитайте об этом в тексте. - Чье предположение оказалось правильным? - Какое время года наступает? Как вы догадались? - Прочитайте ту строчку, которая вам помогла ответить на это вопрос. - Сейчас вы прочитаете это стихотворение вполголоса, чтобы понять, как надо прочитать его, чтобы выразить настроение воробушек. - Каким голосом надо прочитать стихотворение? - Почему? - Дети, а что надо делать, чтобы все птички, которые зимуют снами, могли радоваться весне? | Читают заголовок «О чем поют воробушки?» - о воробьях Дети высказывают свои мысли. - о хорошей погоде, о солнышке, о дождике, что пришла весна. - прочитать стихотворение. - о том, что живут, что выжили после долгой зимы. - Мы выжили! - Мы дожили! - Мы живы ! Живы мы! О чем поют воробушки в последний день зимы? Учащиеся перечитывают текст. - весело, громко радостно - надо уметь наблюдать, ухаживать, кормить птиц в зимнее время. |
9. Динамическая пауза. Планируемые результаты: Личностные: умение эмоционально «проживать» песню. Выражать свои эмоции в движениях. Регулятивные: учиться высказывать свою версию на основе темы урока. Познавательные: соотносить автора с темой урока. | Музыкальная физминутка. - А сейчас посмотрите на доску. Вы видите портрет И. Токмаковой. - Как вы думаете, почему портрет этой женщины появился на уроке? | Дети высказывают свои мысли. |
10.Первичное закрепление. Работа в группах Планируемые результаты: Личностные: умение эмоционально «проживать» свою роль, выражать свои эмоции, понимать эмоции других. Познавательные: воспринимать на слух рассказы в исполнении обучающихся. | - На стр. 84 есть стихотворение И. Токмаковой. Прочитайте, как оно называется. Посмотрите на иллюстрации к нему. - Как вы думаете, кто главные герои? - А что они будут делать? - О чем могут говорить Ива и Дождик? - Сейчас в группах обсудите и придумайте рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». Сами распределите роли. Не забудьте изобразить характер и настроение героем. Я включу мелодию дождя вам в помощь. | Смотрят на картинку в учебнике, высказывают свои предположения. - главные герои дерево и дождевая тучка. - о том, какая вокруг красивая природа, что всем деревьям и травам хорошо, когда светит солнце. Но все рады и дождю, когда очень жарко. Дети обсуждают тему разговора ивы и дождя. |
| Выступление артистов. Аплодисменты. - Чем похожи были ивы и дождики? - Чем отличались? | Ива – спокойная, терпеливая, Дождь – беспокойный, быстрый, нетерпеливый. Ива и Дождь – веселые, заботливые, добрые |
11. Самостоятельная работа с проверкой. Работа в группах. | - На партах лежат слова. Прочитайте их и выберите те из них, которые можно отнести к дождю. Иве и вашему настроению. 1ряд: Дождь (какой?) веселый, радостный, заботливый, добрый 2 ряд. Ива (какая?) веселая, радостная, заботливая, добрая 3 ряд. Настроение (какое?) веселое, печальное, тревожное, радостное. (На доске те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас Дождик, Ива и настроение. | Учащиеся читают и обсуждают в парах, какие слова относятся к главным героям и какие к настроению детей. Лишние слова дети убирают. |
12. Домашнее задание. Планируемые результаты: Регулятивные: определять цель с помощью учителя. Познавательные: умение ориентироваться в учебнике. Предметные: умение осмысленно, правильно читать. | - А кто хочет узнать, о чем действительно говорили Ива и Дождь? -Что для этого надо сделать? - А если, кто-то захочет ближе познакомиться с Ивой, то может прочитать другое стих.И. Токмаковой «Ива» на стр. 85 в учебнике. | - надо прочитать стихотворение И. Токмаковой «Разговор Старой ивы и Дождя» |
12. Подведение итогов. Планируемые результаты: Предметные: демонстрация главного итога: ответы на вопросы учителя. | - Вспомните, какой был главный вопрос урока? Прочитайте в учебнике этот вопрос? - Как вы думаете, ответили мы на этот вопрос? - что надо делать, для того, чтобы слышать,о том, что говорит Природа? | Читают вопрос. Ответы детей. - надо правильно вести на природе, быть внимательным, заботливым, терпеливым. Быть готовым прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. |
13. Рефлексия деятельности. Планируемые результаты: Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности своего настроения. | - Понравился вам урок? - А что больше понравилось? - А что-то не понравилось, может быть кому-то? Почему? - Оцените свою работу и настроение. - Покажите смайлик. Улыбающийся – все понравилось на уроке, унылый – было грустно, скучно. (Подводится общий итог зависимости от того, какой смайлик использовали дети) - И я вместе с вами оценю нашу работу. Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. | |