СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения (обучение грамоте) Послебукварный период " Умеет ли природа разговаривать?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения в послебукварный период нацелен на обучение смысловому чтению, привитие интереса к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (обучение грамоте) Послебукварный период " Умеет ли природа разговаривать?"»

1 класс

Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

Послебукварный период



Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга

Гордеева Ольга Васильевна









Тема

«Умеет ли разговаривать природа?»

Цель темы:

Создание благоприятных условий для формирования таких понятий и качеств как

  • живое как ценность;

  • моральные качества: ответственность, бережливость, забота, трудолюбие;

  • не природа существует во имя меня, а я – во имя природы.

Основное содержание урока, термины и понятия

Закрепление представления о доброжелательном отношении к природным объектам (на основе художественно-образного восприятия художественных текстов) ; природа, домашние животные, дикие животные, человек – часть природы.


Предметные умения

УУД

  • Научиться читать небольшой текст выразительно (делать паузы между словами ив конце предложения, соблюдать интонацию предложений.

  • Объяснить название текста.

  • Плодотворная работа в группах, парах.

  • Разные рассказы детей по заданной теме.




Личностные: умение оценивать жизненные ситуации, выражать свои эмоции.

Регулятивные: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; принятие цели урока.

Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию; разыгрывание диалогов.

Коммуникативные: формирование культуры общения, умения сотрудничать при работе в паре, формулировать собственное мнение и позицию.



Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир.

Объекты природы, отношение человека к природе.


Фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного и сменного состава.

Л.Ф. Климанова С.Г. Макеева Азбука, ч.2, стр.84 – 85; УМК «Перспектива»

Интерактивная доска SMART,

Презентация к уроку; видеоролик «Голоса весеннего леса,

картинки сказочных героев.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Самоопределение к деятельности

- Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы встретимся со сказочными героями, которые будут помогать вам во всех делах. И у нас с вами все получится, потому что вы все большие молодцы, а если что-то не получится, то мы с вами исправим на следующих уроках.


1.Актуализация знаний.

До чтения.

Планируемые результаты:

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации, выражать свои эмоции.


- Закройте глаза и послушайте мелодию. Что вы представили?

- Что увидели? Услышали?

Посмотрите на доску и догадайтесь о чем мы будем говорить и читать на уроке?

Я вам помогу – я буду читать стихотворение, которое кому-нибудь поможет определить тему урока.

( чтение стихотворения )

Опушка леса. Ясный день,

Лучи играют по росе,

Сосна отбрасывая тень,

Волной стелиться по траве.

А если взглянешь на просвет,

Через сплетения ветвей,

Увидишь в мареве рассвет,

Предвестник ярких светлых дней.

Прислушайся к тиши лесной,

И ты услышишь много песен,

Природа говорит с тобой,

Она поёт, как мир чудесен.





- красивая музыка, голоса птичек, шум воды, листвы.





Слушают, пытаются понять смысл стихотворения и тему урока.


2.Постановка учебной задачи.

- Итак, о чем пойдет речь на уроке.

Правильно, о природе.

- Что такое Природа?

- Но давайте уточним тему урока.

- Вы, наверное, помните мальчика, который в 4 года научился читать и сам варить себе суп.

- Как его зовут? (слайд )

- И был у него удивительный кот, который умел разговаривать и писать. И звали этого кота…

Вот и вам кот Матроскин написал несколько слов.






- Итак, у кого есть домашнее животное? Давайте превратимся в животного и попробуем рассказать нам и своем питомце от имени животного, как будто ВЫ – это они.

- о красоте природы.


- все. что нас окружает




ДЯДЯ ФЕДОР


МАТРОСКИН

Ученик открывает конверт и читает:

«Здравствуйте, ребята!» У меня есть галчонок. Он умеет разговаривать. А у кого из вас есть кошка, собака, или птички? О чем они вам рассказывают?»

(примеряют маски животного и рассказывают. После каждого рассказа, все хлопают)

3. Динамическая пауза.


Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Тише, мыши, тише,

Рыжий кот сидит на крыше! Мяу…




Встают, повторяют движения за учителем или за учеником.

4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Планируемые результаты:

Регулятивные: определять и формулировать цель урока с помощью учителя; принятие цели урока.

Регулятивные, познавательные: рассматривание иллюстрации к тексту, слайда, чтение заголовка. Высказывают предположение о содержании стихотворения. Готовность к чтению и обсуждению текста.



- Так о чем мы сегодня будем говорить и читать?

- Значит. Мы должны выяснить «Умеет ли разговаривать природа» (слайд №6)


- Откройте Азбуку на стр. 84.

- Проверьте, правильно ли мы назвали тему урока?

- Прочитайте тему по учебнику вверху страницы все вместе.

- А какая будет цель урока?




- А что такое природа?

- А домашние животные – это природа?



- Только ли домашние животные умеют разговаривать?

- Посмотрите на доску, прочитайте, что там написано.

( слайд №)

(разминка артикуляционного аппарата)

Пи- пи – пи

Ш – ш – ш

Шур – шур – шур

Кар – кар – кар !

- Кто так говорит?


- О чем они могут нам рассказать?

- о животных и о природе.

- животные могут снами говорить и мы должны понимать их язык.

- читают тему хором.

- научиться разговаривать с Природой и понимать, как и о чем она нам говорит.


- все, что нас окружает.

- да



Читают хором и отдельно.




- мыши, змеи, листья, вороны.


Предположения детей.

5. Открытие нового знания


- Итак, мы должны прислушиваться к звукам в природе, к голосам животных. Бережно к ним относиться, потому что человек – это часть большой Природы.



6. Построения проекта выхода из затруднения.








7. Чтение стихотворения.

Планируемые результаты:

Регулятивные, предметные:

Самостоятельное чтение стих. в соответствии с требованиями программы к качеству чтения (техника и осмысленность)

Познавательные, предметные: умение отвечать на вопросы с опорой на текст.

Коммуникативные: проявление внимания к суждениям товарищей.


8. Беседа после чтения.

Планируемые результаты:

Личностные: эмоциональное переживание.

Коммуникативные: умение выразительно читать текст.











- Посмотрите на картинку на стр. 85 и прочитайте заголовок рядом.

- О ком будет стихотворение?

- А что вы знаете о воробьях?

- Что мы узнаем в этом стихотворении?

- О чем могут петь воробьи?



- Чтобы проверить наши предположения, что надо сделать?



- Прочитайте стихотворение тихо, шепотом.











- О чем поют воробушки?

Прочитайте об этом в тексте.



- Чье предположение оказалось правильным?

- Какое время года наступает? Как вы догадались?

- Прочитайте ту строчку, которая вам помогла ответить на это вопрос.


- Сейчас вы прочитаете это стихотворение вполголоса, чтобы понять, как надо прочитать его, чтобы выразить настроение воробушек.

- Каким голосом надо прочитать стихотворение?

- Почему?

- Дети, а что надо делать, чтобы все птички, которые зимуют снами, могли радоваться весне?

Читают заголовок «О чем поют воробушки?»

- о воробьях


Дети высказывают свои мысли.

- о хорошей погоде, о солнышке, о дождике, что пришла весна.


- прочитать стихотворение.












- о том, что живут, что выжили после долгой зимы.


- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы ! Живы мы!



О чем поют воробушки

в последний день зимы?



Учащиеся перечитывают текст.



- весело, громко радостно


- надо уметь наблюдать, ухаживать, кормить птиц в зимнее время.

9. Динамическая пауза.

Планируемые результаты:

Личностные: умение эмоционально «проживать» песню. Выражать свои эмоции в движениях.

Регулятивные: учиться высказывать свою версию на основе темы урока.

Познавательные: соотносить автора с темой урока.






Музыкальная физминутка.



- А сейчас посмотрите на доску. Вы видите портрет И. Токмаковой.


- Как вы думаете, почему портрет этой женщины появился на уроке?










Дети высказывают свои мысли.

10.Первичное закрепление. Работа в группах

Планируемые результаты:

Личностные: умение эмоционально «проживать» свою роль, выражать свои эмоции, понимать эмоции других.

Познавательные: воспринимать на слух рассказы в исполнении обучающихся.


- На стр. 84 есть стихотворение И. Токмаковой.

Прочитайте, как оно называется. Посмотрите на иллюстрации к нему.

- Как вы думаете, кто главные герои?

- А что они будут делать?

- О чем могут говорить Ива и Дождик?

- Сейчас в группах обсудите и придумайте рассказ в лицах на тему «Разговор Ивы и Дождя». Сами распределите роли. Не забудьте изобразить характер и настроение героем.

Я включу мелодию дождя вам в помощь.


Смотрят на картинку в учебнике, высказывают свои предположения.

- главные герои дерево и дождевая тучка.

- о том, какая вокруг красивая природа, что всем деревьям и травам хорошо, когда светит солнце. Но все рады и дождю, когда очень жарко.



Дети обсуждают тему разговора ивы и дождя.


Выступление артистов. Аплодисменты.

- Чем похожи были ивы и дождики?


- Чем отличались?

Ива – спокойная, терпеливая,

Дождь – беспокойный, быстрый, нетерпеливый.

Ива и Дождь – веселые, заботливые, добрые


11. Самостоятельная работа с проверкой.

Работа в группах.

- На партах лежат слова. Прочитайте их и выберите те из них, которые можно отнести к дождю. Иве и вашему настроению.

1ряд: Дождь (какой?) веселый, радостный, заботливый, добрый

2 ряд. Ива (какая?) веселая, радостная, заботливая, добрая

3 ряд. Настроение (какое?) веселое, печальное, тревожное, радостное.

(На доске те же самые слова. После того, как каждая пара покажет свои карточки, мы коллективно определим, какие у нас Дождик, Ива и настроение.

Учащиеся читают и обсуждают в парах, какие слова относятся к главным героям и какие к настроению детей.






Лишние слова дети убирают.

12. Домашнее задание.

Планируемые результаты:

Регулятивные: определять цель с помощью учителя.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике.

Предметные: умение осмысленно, правильно читать.


- А кто хочет узнать, о чем действительно говорили Ива и Дождь?


-Что для этого надо сделать?


- А если, кто-то захочет ближе познакомиться с Ивой, то может прочитать другое стих.И. Токмаковой

«Ива» на стр. 85 в учебнике.




- надо прочитать стихотворение И. Токмаковой «Разговор Старой ивы и Дождя»

12. Подведение итогов.

Планируемые результаты:

Предметные: демонстрация главного итога: ответы на вопросы учителя.


- Вспомните, какой был главный вопрос урока?

Прочитайте в учебнике этот вопрос?

- Как вы думаете, ответили мы на этот вопрос?

- что надо делать, для того, чтобы слышать,о том, что говорит Природа?



Читают вопрос.

Ответы детей.

- надо правильно вести на природе, быть внимательным, заботливым, терпеливым. Быть готовым прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

13. Рефлексия деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: оценка и рефлексия собственной деятельности своего настроения.


- Понравился вам урок?

- А что больше понравилось?

- А что-то не понравилось, может быть кому-то? Почему?

- Оцените свою работу и настроение.

- Покажите смайлик. Улыбающийся – все понравилось на уроке, унылый – было грустно, скучно.

(Подводится общий итог зависимости от того, какой смайлик использовали дети)

- И я вместе с вами оценю нашу работу.

Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен.
















настроение





Дождь



Ива