СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение (обучение грамоте) 

Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость впередистоящего согласного;

 развивать речь, память, логическое мышление.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе»



Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема:

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

учитель начальных классов

МБОУ Куйбышевской СОШ

имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко

Куйбышевский район

Ростовская область

Козаченко Валентина Ивановна





Цели:

познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость впередистоящего согласного;

развивать речь, память, логическое мышление.

Тип урока:

урок открытия нового знания

Технология построения урока:

проблемно-диалогическая

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

– особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)

Уметь:

– отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.

Метапредметные

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  • ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,

  • осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.

  • Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и слышать учителя;

  • строить речевые высказывания в устной форме;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своих действий;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Средства обучения: учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению.



Ход урока

1.Этап самоопределения к деятельности

-Добрый день, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к нашим гостям и подарим им наши солнечные улыбки, чтобы им стало тепло и уютно. Потому что добрая улыбка всегда поднимает настроение и улучшает наше здоровье.

- А теперь присаживаемся на свои места. И начнем наш урок.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в деятельности


  1. Беседа.

-Дети, скажите, пожалуйста, с помощью чего люди общаются друг с другом?

-А какая речь бывает?

-Устная-это , когда мы что делаем?

- А письменная?

-Звуки мы произносим и слышим. А буквы, что делаем?

- Буквы –это знаки, с помощью которых мы можем записать звуки речи, и живут они в домике, который называется Алфавит.

-А сколько букв в русском алфавите?

-На какие группы делятся все буквы?

(Гласные, согласные и буквы, которые звука не обозначают)

-Называем гласные буквы, которые показывают мягкость согласного звука? Твердость согласного звука?

-А на какие группы делятся все согласные звуки?

- и последняя группа – буквы, которые звука не обозначают, но играют очень важную роль в русском языке. С одной такой необычной буквой мы сегодня и познакомимся.

А чтобы узнать о какой букве пойдет речь, нужно отгадать загадку.


Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить,
Знай, что это …ЛОСЬ
- А что интересного вы можете рассказать о лосе? Что это за животное.


2.Постановка целей и определение темы урока.

Учитель показывает детям предметную картинку с изображением ЛОСЯ и просит составить звуковую схему этого слова.

- Сколько слогов в этом слове? (Слог-слияние и мягкий согласный, образующий один слог).

- Как обозначим слог слияния? А последний согласный звук?

- Сколько звуков получилось в этом слове?


- А теперь ниже под схемой напечатаем слово ЛОСЬ в тетради.

(Ученик работает у доски и может напечатать слово без мягкого знака)

- Прочитайте записанное слово. (ЛОС)

- А нам нужно слово ЛОСЬ.

- Какой звук мы слышим на конце слова ЛОСЬ? (Мягкий согласный)

- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и прочитать, что получится? (ЛОСИ, ЛОСЯ)

- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что ЖЕ указывает на мягкость согласного?

- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?

3. Смотрим сказку о ь


Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? — возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.

Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.

Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.

Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.

Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.

Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.


- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ЛОСЬ?

- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ЛОСЬ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой мягкий знак , которая обозначает мягкость согласного звука, но сама по себе звука не обозначает.

( табличка ь)

3. Этап построение проекта выхода из затруднений

-Скажите, а кого напоминает вам ь?

Самостоятельная работа детей ( по карточкам) , находят и закрашивают ь.



  1. Чтение буквосочетаний с мягким знаком

- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)

- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)

ль вь пь рь сь мь нь бь ть

- Сколько букв в каждом сочетании? (две)

- А звуков? (один)

- Звуков меньше чем букв?

- В чем же секрет мягкого знака?

(Он не обозначает звука, но показывает, что согласный перед ним нужно читать мягко)

  1. Звуко-буквенный анализ слов. стр. 11

-А какие зимние месяцы вы знаете?

- А сейчас обратимся к учебнику, стр. 11.

-Какое время года там изображено?

-Давайте составим схемы этих слов

-Напечатаем название месяца

-Какая буква обозначает мягкость согласного р?

- Теперь составим звуковую схему этого слова. Сколько в нем слогов? (слог-слияние и согласный звук вне слога слияния)

- Сравним количество букв и звуков в этих словах? Почему звуков меньше, чем букв?

( на доске напечатаны слова: декабрь, январь и февраль)-касса букв

Ну коль мы заговорили о зиме, то скажите, пожалуйста, какие зимние забавы вы знаете?

Физминутка («Веселые снеговики»)


  1. Развитие речи (с.10).

-Продолжаем работать по картинке на стр.10

– Кто изображен?

Чем заняты лось и заяц?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались, что это ночь?

- Назовите предметы, в названиях которых есть мягкий знак (лось, ель, пень, зверь)

- Прочитаем пословицу вверху страницы (Красна птица опереньем, а человек – уменьем)

- Как вы понимаете эти слова? (На птицу любуются, когда она красива. Человека ценят за то, что он что-то умеет делать хорошо.)



  1. Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа


  1. Чтение слов в столбиках (с. 11) Образование слов единственного и множественного числа.


- В каких словах встретился мягкий знак? (они обозначают один предмет или стоят в единственном числе)

- А давайте придумаем свои пары слов и образуем единственное число (окуни – окунь, лоси – лось, гуси – гусь, кони – конь)

- А в каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)


  1. Чтение текста на (с. 11)

  2. Вопросы:

– О ком говорится в рассказе?

- А что нового вы узнали о лосе?

– Чем питается лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)

Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь.

Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?


  1. Работа по группам (карточка)


  1. Этап рефлексии учебной деятельности

– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- В чем секрет этой буквы?

- Что она обозначает?

Читаем правило на стр. 11

- Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите весёлый смайлик, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите смайлик, ну а если ничего не понятно – поднимите грустный смайлик.


























ль

вь

пь

рь

сь

мь

нь

бь