I. | Мобилизация. Организационный момент | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята! Желаю всем крепкого здоровья, хорошего настроения на уроке! Покажите мне Ваш настрой на урок и Вашу готовность к уроку с помощью сигнальных карточек. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики, На меня все посмотрели, и работать захотели! | Все мы слышали звонок, начинается урок. Кто хочет хорошо читать, не будет время зря терять, и потому без промедленья начинаем мы учение! Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей | 1 мин |
II. | Формирование навыков полноценного чтения | Развитие речевого аппарата (дыхательных (упражнений) | - Мы с вами к уроку готовы, а теперь давайте подготовим к уроку наши ротики и язычки. Чтобы ваши глазки хорошо читали, язычки говорили, проведём для них зарядку. Показывает упражнения: - Лошадки -Часики -Варенье -Чистим зубы -Улыбка – трубочка -Язык здоровается с верхней губой -Хомяк. – Поиграем в игру «кто быстрее». Я быстро показываю табличку со словом, а вы постарайтесь успеть про-читать её (мёд, пчела, липа, цветы, лес). -Сейчас ваши глазки превращаются в фотоаппараты. Вы должны «сфото-графировать» этот столбик слов и выдать мне «фотографию», т.е. назовите те слова, которые запомнили. Медведь Берлога Малина Лес Мёд Молодцы! Я смотрю, ваши глазки уже готовы к чтению. | Повторяют упражнения | Точно повторять упражнения за учителем | 5 мин. |
III. | Актуализация знаний, сообщение целей | Повторение пройденного урока . (Загадка). Показ слайдов Постановка цели урока | - Ребята, дома вы должны были подготовить рисунки о буквах! - Чей рисунок вам больше всего нравится? - Давайте определим три самые лучшие рисунка. - Кто желает прочесть стихотворение о буквах? - А теперь давайте отгадаем загадки: На странице я стою, Всем вопросы задаю, Согнут я всегда в дугу – Разогнуться не могу. - Что это? Правильно, вопросительный знак (открывает слайд) Какая погода! И снег замечательный! Поставлю в конце Знак другой —... - Кто отгадает эту загадку? Правильно, это восклицательный знак (открывает слайд) - А кто отгадает последнюю, самую сложную загадку? Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю... - Правильно, и эту загадку вы отгадали. - А кто знает, какую роль эти знаки выполняют в устной речи? - А в письменной? - На самом деле знаки препинания – волшебники. Давайте посмотрим, как они могут изменить интонацию На интерактивной доске предлагаются 3 предложения различных по интонации. - Кто прочтет предложения? Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? - Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться верно передавать голосом при чтении различную интонацию. Интонация - тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего | Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома. Определяют лучшие рисунки. Читают стихотворения о буквах. Отгадывают загадки. Читают предложения с различной интонацией Совместно с учителем формулируют целепологание | Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Взаимооценка Понимать смысл загадки и смысл текста. Осознанно строить речевое высказывание. Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя) | 6 мин |
IV. | Изучение нового материала | Чтение скороговорки. | - А теперь давайте прочтем хором скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе: У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки? Отвечаю, почему: «Чёлка пчёлке ни к чему». - С какой интонацией надо читать первое предложение? | Читают скороговорку. Отвечают на вопросы учителя. | Принимать и сохранять учебную задачу. Формулировать ответы на вопросы учителя. | 12 мин |
| | Работа с карточками. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя». Словарная работа в парах и анализ прочитанного произведения. Организация беседы по стихотворению | Учитель демонстрирует с помощью документ-камеры карточки с картинками и предлагает выполнить задание: - Назовите предметы, изображённые на карточках. Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1). - А теперь давайте откроем наши учебники на странице 14 и прочтем стихотворение - Кто автор стихотворения? - А теперь предлагаю вам поработать в парах. Найдите в стихотворении слова, которые вам незнакомы (приятель, восторг, нацарапай)? Посмотрите, на доске написаны значения этих слов (друг, радость, напиши). Какие из предложенных слов подходят к найденным словам? Как выражал свои чувства медведь? Какие звуки он произносил? Что выражал звуками? Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь. - Давайте найдем и зачитаем строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «...нам письмо ты нацарапай». - Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? - Почему? | Самостоятельно выполняют задание педагога. Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы. Запоминают значение слов, отвечают на вопросы. Находят и зачитывают ответ медведя. | Находить разнообразные способы решения задач. Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме. Выделять существенную информацию из текстов разных видов. | |
| | Физкультминутка (Приложение 2). Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой». Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения | Слово — серебро, молчание - золото. Слово дано человеку, а животному - немота. Какая пословица отражает идею стихотворения? Объясните смысл этой пословицы. Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника. - Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно? «О-о-о!» (Удивленно.) - А теперь давайте немного отдохнем (проводит физкультминутку). Шли наши ножки по лугу, по дорожке Шли, не устали, пчелками мы стали. Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза). Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются) Раз - росой они умылись (умываются) Два - изящно покружились (кружатся) Три - нагнулись и присели на четыре полетели (летают и жужжат). - Прочтите фамилию автора и название стихотворения. Как называется стихотворение? Как вы понимаете название стихотворения? Как вы думаете, о ком это стихотворение? Обратите внимание во время чтения на пунктуационные знаки. Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.) С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.) Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.) Почему поссорились мальчик и пчела? - Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? | Читают пословицы и объясняют значение. Читают с различной интонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.) Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя). Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) Зачитывают только слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась | Сохранять поставленную задачу. Владеть навыком смыслового чтения текста. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |
V. | Формирование навыков полноценного чтения Работа в рабочей тетради | Выработка внимания к слову и его частям. | - Посмотрите, это таблица не простая, а волшебная (открывает таблицу) И прочитать ее сможет только волшебник. Кто из вас хочет стать волшебником? А теперь запишите все «волшебные» слова в тетрадь. | Читают слова таблицы | Развивает зоркость, внимание к слову | 4 мин |
VI. | Закрепление знаний и способов действий | Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3) | - А сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить. | Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем | 3 мин. |
VII. | Итог урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений и знаний | С произведениями каких авторов мы познакомились? Что объединяет эти произведения? Как можно передать чувства говорящего? Что интересного вы узнали на уроке? Какое задание показалось трудным? За что вы похвалили бы себя? | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке На интерактивной доске выбирают смайлики и оценивают свою работу на уроке | Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок Самооценка детьми своей работы на уроке | 4 мин. |