СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме Г. Сапгир "Про медведя" с элементами скорочтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит приёмы работы над скорочтением и артикуляцией.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока »

Тема урока: Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»

Программа: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс:  1

УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина., М. Просвещение,

Никитина Ольга Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 12 г. Урай.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Название используемых технологий

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время, мин.


осуществляемые

действия


формируемые

умения

I.

Мобилизация. Организа­ционный момент

Эмоциональная, мотивационная подготовка уча­щихся к усвое­нию изучаемого материала

- Здравствуйте, ребята! Желаю всем крепкого здоровья, хорошего настроения на уроке! Покажите мне Ваш настрой на урок и Вашу готовность к уроку с помощью сигнальных карточек.

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики,

На меня все посмотрели, и работать захотели!





Все мы слышали звонок, начинается урок. Кто хочет хорошо читать, не будет время зря терять, и потому без промедленья начинаем мы учение!

Приветствуют учителя, организуют своё рабо­чее место, проверяют наличие учебных при­надлежностей

Воспринимать на слух речь педа­гога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

1 мин

II.

Формирование навыков полноценного чтения

Развитие речевого аппарата (дыхательных (упражнений)

- Мы с вами к уроку готовы, а теперь давайте подготовим к уроку наши ротики и язычки. Чтобы ваши глазки хорошо читали, язычки говорили, проведём для них зарядку.

Показывает упражнения:

- Лошадки

-Часики

-Варенье

-Чистим зубы

-Улыбка – трубочка

-Язык здоровается с верхней губой

-Хомяк.


– Поиграем в игру «кто быстрее».

Я быстро показываю табличку со словом, а вы постарайтесь успеть про-читать её (мёд, пчела, липа, цветы, лес).

-Сейчас ваши глазки превращаются в фотоаппараты. Вы должны «сфото-графировать» этот столбик слов и выдать мне «фотографию», т.е. назовите те слова, которые запомнили.

Медведь

Берлога

Малина

Лес

Мёд

Молодцы! Я смотрю, ваши глазки уже готовы к чтению.



Повторяют упражнения

Точно повторять упражнения за учителем

5 мин.

III.

Актуали­зация зна­ний, сообще­ние целей

Повторение пройденного урока .
















(Загадка).



Показ слайдов

































Постановка цели урока

- Ребята, дома вы должны были подготовить рисунки о буквах!


- Чей рисунок вам больше всего нравится?

- Давайте определим три самые лучшие рисунка.


- Кто желает прочесть стихотворение о буквах?




- А теперь давайте отгадаем загадки:

На странице я стою,
Всем вопросы задаю,
Согнут я всегда в дугу – 
Разогнуться не могу.


- Что это? Правильно, вопросительный знак (открывает слайд)


Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —...


- Кто отгадает эту загадку? Правильно, это восклицательный знак (открывает слайд)


- А кто отгадает последнюю, самую сложную загадку?

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю...

- Правильно, и эту загадку вы отгадали.







- А кто знает, какую роль эти знаки выполняют в устной речи?


- А в письменной?


- На самом деле знаки препинания – волшебники. Давайте посмотрим, как они могут изменить интонацию

На интерактивной доске предлагаются 3 предложения различных по интонации.

- Кто прочтет предложения?

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться верно передавать голосом при чтении различную инто­нацию.

Интонация - тон, манера произношения, отра­жающие какие-либо чувства говорящего

Показывают свои ри­сунки о буквах, выпол­ненные дома.




Определяют лучшие рисунки.




Читают стихотворения о буквах.



Отгадывают загадки.


























Читают предложения с различной интонацией






Совместно с учителем формулируют целепологание

Адекватно вос­принимать оценку учителя и одно­классников.




Взаимооценка










Понимать смысл загадки и смысл текста.









Осознанно стро­ить речевое вы­сказывание.














Осуществлять поиск существен­ной информации (из рассказа учи­теля)

6 мин

IV.

Изучение нового мате­риала

Чтение скоро­говорки.

- А теперь давайте прочтем хором скороговорку снача­ла медленно, чётко произнося слова, затем в бы­стром темпе:

У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаю, почему:

«Чёлка пчёлке ни к чему».

- С какой интонацией надо читать первое предложение?


Читают скороговорку.







Отвечают на вопросы учителя.


Принимать и со­хранять учебную задачу.






Формулировать ответы на вопро­сы учителя.

12 мин



Работа с карточ­ками.










Чтение стихо­творения Г. Сапгира «Про мед­ведя».





Словарная рабо­та в парах и анализ про­читанного про­изведения.





Организация беседы по стихотворению


Учитель демонстрирует с помощью документ-камеры карточки с картинками и предлагает выполнить задание:

- Назовите предметы, изображённые на карточках.

  • Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифму­ются (Приложение 1).


- А теперь давайте откроем наши учебники на странице 14 и прочтем стихотворение

- Кто автор стихотворения?

  • Как называется произведение?

  • Как вы думаете, о ком это стихотворение?


- А теперь предлагаю вам поработать в парах. Найдите в стихотворении слова, которые вам незнакомы (приятель, восторг, нацарапай)? Посмотрите, на доске написаны значения этих слов (друг, радость, напиши). Какие из предложенных слов подходят к найденным словам?


  • Как выражал свои чувства медведь?

  • Какие звуки он произносил? Что выражал звуками?

  • Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь.


- Давайте найдем и зачитаем строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предло­жение автора «...нам письмо ты нацарапай».

- Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произ­нести слово, выразить свою мысль?


- Почему?

Самостоятельно вы­полняют задание педа­гога.









Самостоятельно чита­ют стихотворение, от­вечают на вопросы.





Запоминают значение слов, отвечают на во­просы.






Находят и зачитывают ответ медведя.

Находить раз­нообразные спо­собы решения задач.








Владеть навыком смыслового чте­ния художествен­ных текстов.





Принимать и со­хранять учебную цель и задачу.







Формулировать своё мнение и по­зицию по задан­ной теме.








Выделять сущест­венную информацию из текстов разных видов.






















Физкультминутка (Приложение 2).


















Чтение стихо­творения М. Бо­родицкой «Раз­говор с пчелой».











Беседа по теме «Интонация» и по содержанию стихотворения

  • Прочтите пословицы:

Слово — серебро, молчание - золото.

Слово дано человеку, а животному - немота.

  • Какая пословица отражает идею стихотворения?

  • Объясните смысл этой пословицы.

  • Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника.


- Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?

«О-о-о!» (Удивленно.)





- А теперь давайте немного отдохнем (проводит физкультминутку).


Шли наши ножки по лугу, по дорожке

Шли, не устали, пчелками мы стали.


Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).


Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз - росой они умылись (умываются)

Два - изящно покружились (кружатся)

Три - нагнулись и присели

на четыре полетели (летают и жужжат).



- Прочтите фамилию автора и название стихотворения.

  • Как называется стихотворение?

  • Как вы понимаете название стихотворения?

  • Как вы думаете, о ком это стихотворение?

  • Обратите внимание во время чтения на пунктуационные знаки.




  • Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)

  • С какой интонацией надо прочитать слова маль­чика? (Возмущенно.)

  • Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)

  • Почему поссорились мальчик и пчела?

- Какие звуки в словах нужно произнести протяжно?

Читают пословицы и объясняют значение.








Читают с различной ин­тонацией восклицания: «Э-э-э!» (Важно.) «У-у-у!» (Обиженно.) «А-а-а!» (Нежно.)






















Самостоятельно чита­ют стихотворение «Разговор с пчелой» (по выбору учителя).








Отвечают на вопросы. Зачитывают слова из стихотворения, кото­рые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.) Зачитывают только слова пчелы, показы­вая голосом, что она рассердилась











Сохранять постав­ленную задачу.


























Владеть навыком смыслового чте­ния текста.











Оценивать пра­вильность выпол­нения действия на уровне адек­ватной ретроспек­тивной оценки


V.

Формирование навыков полноценного чтения













Работа в рабочей тетради

Выработка внимания к слову и его частям.






- Посмотрите, это таблица не простая, а волшебная (открывает таблицу)

И прочитать ее сможет только волшебник. Кто из вас хочет стать волшебником?



А теперь запишите все «волшебные» слова в тетрадь.

Читают слова таблицы

Развивает зоркость, внимание к слову

4 мин

VI.

Закреп­ление знаний и способов действий

Игра «Продолжи рифму» (При­ложение 3)

- А сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете его закончить.

Заканчивают вторую строчку словом, под­ходящим по звучанию и смыслу

Учитывать ориен­тиры действия, предложенные учителем

3 мин.

VII.

Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведе­ний и знаний

  • С произведениями каких авторов мы позна­комились?

  • Что объединяет эти произведения?

  • Как можно передать чувства говорящего?

  • Какое стихотворение понравилось больше всего? Что у вас особенно получилось?

Что интересного вы узнали на уроке?

Какое задание показалось трудным? За что вы похвалили бы себя?

  • Выберите смайлик и оцените свою работу на уроке.


Размышляют и отве­чают на вопросы. Определяют своё эмо­циональное состояние на уроке




На интерактивной доске выбирают смайлики и оценивают свою работу на уроке

Вносить коррек­тивы в действие после его завер­шения на основе оценки и учёта ошибок



Самооценка детьми своей работы на уроке

4 мин.


Приложение 1.




Ответ: сом-дом; губы – шубы, кошка – ложка

Приложение 2



Шли наши ножки по лугу, по дорожке
Шли, не устали, пчелками мы стали.

Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)
Раз - росой они умылись (умываются)
Два - изящно покружились (кружатся)
Три - нагнулись и присели
на четыре полетели (летают и жужжат).

Приложение 3


В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Блиц турнир.

Блиц турнир.

  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Назови гласные буквы.
  • Назови буквы, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки.
  • Назови буквы, которые всегда обозначают твёрдые согласные звуки.
  • Какие буквы не обозначают звука?
Артикуляционный аппарат «Лошадки» «Часики» «Варенье» «Чистим зубы» «Улыбка-трубочка» «Язык здоровается с верхней губой» «Хомяк»

Артикуляционный аппарат

  • «Лошадки»
  • «Часики»
  • «Варенье»
  • «Чистим зубы»
  • «Улыбка-трубочка»
  • «Язык здоровается с верхней губой»
  • «Хомяк»

ы и о у э М а

ы

и

о

у

э

М

а

ы и ё ю е М я

ы

и

ё

ю

е

М

я

у е ё я ю К и

у

е

ё

я

ю

К

и

у е ё я ю Ч и

у

е

ё

я

ю

Ч

и

Отгадай ребусы. за М ОК ма слон за Б ОР во семь семь я сорок а

Отгадай ребусы.

за М ОК

ма слон

за Б ОР

во семь

семь я

сорок а

Зрительная память + поле зрения  «Слова по кругу» медведь мед земля липа коса зерно пчела оса бочка цветок

Зрительная память + поле зрения «Слова по кругу»

медведь

мед

земля

липа

коса

зерно

пчела

оса

бочка

цветок

Зрительная память + поле зрения  «Слова по кругу» мед

Зрительная память + поле зрения «Слова по кругу»

мед

Зрительная память + поле зрения  «Слова по кругу» с лес липа бочка мед коса оса медведь жук осина цветок

Зрительная память + поле зрения «Слова по кругу»

с

лес

липа

бочка

мед

коса

оса

медведь

жук

осина

цветок

Зрительная память + поле зрения  «Слова по кругу» медведь

Зрительная память + поле зрения «Слова по кругу»

медведь

Отгадай ребусы. за М ОК ма слон за Б ОР во семь семь я сорок а

Отгадай ребусы.

за М ОК

ма слон

за Б ОР

во семь

семь я

сорок а

Урок литературного чтения в 1 классе  ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ САПГИР  «ПРО МЕДВЕДЯ»

Урок литературного чтения в 1 классе

ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ САПГИР «ПРО МЕДВЕДЯ»

Марина Яковлевна Бородицкая  28 июня 1954

Марина Яковлевна Бородицкая 28 июня 1954

Найди  лишнее.

Найди лишнее.

Марина Бородицкая  «Разговор с пчелой»

Марина Бородицкая «Разговор с пчелой»

РЕФЛЕКСИЯ Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научилась… Меня удивило… Мне захотелось…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научилась…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!