СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "Ю. Владимиров «Чудаки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Ю. Владимиров «Чудаки»

Цель урока: познакомить обучающихся с биографией и творчеством Ю. Владимирова

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Ю. Владимиров «Чудаки»»

Конспект урока по литературному чтению

Класс 2 УМК «Школа России»

Составила Шайнурова Мария Евгеньевна


Тема урока: Ю. Владимиров «Чудаки»

Цель урока: познакомить обучающихся с биографией и творчеством Ю. Владимирова


Задачи (планируемые результаты) урока:


Предметные:

-ознакомить обучающихся с биографией изучаемого автора в процессе рассказа учителя;

- расширять словарный запас обучающихся;

- развивать речи с помощью проговаривания скороговорки;


Метапредметные:

- совершенствовать умение прогнозировать содержание текста по его заглавию и иллюстрации к нему;

- развивать умение воспринимать на слух прочитанное;

- развитие умения договариваться путем работы в парах


Личностные:

- воспитывать негативное отношение к глупости.

- воспитывать уважительное отношение к чтению, к книге


Дополнительные материалы и оборудование: презентация «Чудаки», мультимедийный проектор, ноутбук, экран.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

Организационный




- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке. Присаживаемся. Для того чтобы наш урок прошел плодотворно, давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….

2. Всё пиши, не отставай,

Слушай, ….

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ….

4. Если хочешь отвечать -

Надо руку ….


Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!


- Ребята, а для вас книга друг?

- Читаете ли вы дома?

- Для чего нужны человеку книги?

Встречают учителя. Присаживаются.






- … внимательным.


- … не перебивай.


- …понятно.


- … поднимать.








- Да.

- Да.

- Они помогают нам развиваться – становиться умными, красиво и правильно говорить.

Задача: создание благоприятного настроя на урок.


Прием: «Доскажи словечко», *актуализация правил поведения (правил вежливости) на уроке.










Задача: воспитание уважительного отношения к книге, к чтению.

Приём: чтение стихотворения, воспитательная беседа.

Подготовка к первичному восприятию


Речевая разминка

- Сегодня мы начнем наш урок с развития нашей речи, а именно- прочитаем скороговорку (слайд 2):

Пётр Петрович,

по прозванью Перов,

поймал птицу пигалицу;

понёс по рынку,

просил полтинку,

подали пятак,

он и продал так.


- В этой скороговорке есть непонятные слова, давайте их обсудим (слайды 3 - 4)

- Пигалица - небольшая луговая птица семейства ржанковых; чибис.

- Рынок - место, где происходит торговля или обмен товарами. (базар)

- Полтинка - монета достоинством в половину рубля (с XVII века — 50 копеек).

- Пятак - монета или сумма в 5 копеек.

(слайд 5)

- Теперь скороговорка более понятна.

- Кто желает прочесть скороговорку быстро. Потренируйтесь несколько раз.

-Сколько просил Петр Петрович за свой товар?

- А за сколько продал?

-Выгодной оказалась продажа?

- На сколько копеек он продал дешевле, чем хотел продать?


- Ребята, а сейчас возможно что-то купить за такие деньги (5 копеек)?

- Вы совершенно правы, сейчас на эту сумму ничего не купишь, но во время Юрия Дмитриевича Владимирова, русского писателя, люди пользовались именно такими монетами.





Чтение скороговорки совместно с учителем.








Некоторые дети зачитывают определения непонятных слов.










Чтение самостоятельно несколько раз.

Чтение скороговорки индивидуально (3-5 желающих).

- Петр Петрович просил 50 копеек.


-Продал за 5 копеек.

- Нет.


- На 45 копеек (50-5=45)



- Нет. Это очень мало.

Задача: развитие речи


Приём: чтение скороговорки


Форма работа: совместная (весь класс)







Прием: работа над лексическим значением незнакомых слов











Приём: чтение скороговорки

Форма работы: индивидуальная



*межпредметная связь с математикой


Постановка темы и целей урока

-Посмотрите на экран (слайд 6)

- Что вы видите?


- Поставьте цель сегодняшнего урока.



- Начнём!

- Владимиров Юрий Дмитриевич, его годы жизни – 1909-1931, его портрет. И книга «Чудаки».

- Познакомиться с автором, Юрием
Владимировым и его произведением «Чудаки».

Задача: формировать у обучающихся умение определять (формулировать) цель урока

Приём: работа с презентацией

Подготовка к первичному восприятию.





























Установка на первичное восприятие.


















Первичное восприятие.


Проверка первичного восприятия.




- Юрий Дмитриевич Владимиров (1909 - 1931) – русский поэт, автор книг для детей. Родился в Петербурге в дворянской семье. Его мама была редактором журнала «Аполлон», поэтому мальчик рос в литературном окружении.

Стихи он начал сочинять в раннем возрасте, когда еще не умел писать. Позже, в школе, он играл в драмкружке, был знаменитым школьным поэтом.

После школы он работал в журнале совместно с Самуилом Яковлевичем Маршаком, Корнеем Чуковским, Даниилом Хармсом и другими известными поэтами.

Рассказывают, что однажды он дал ехавшему в Москву Д. Хармсу две пятирублевые бумажки и попросил купить ему на одну пятерку книг, на другую – рыболовные принадлежности. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся, хотя и закричал: «Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи: «Я на рынок послал чудаков…»


- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с этим произведением.

- Откройте страницу учебника 176.

Прочитайте название стихотворения.

- Что значит это слово?

- Прочитайте на слайде (слайд 7) кого называют чудаком.

- Давайте посмотри на иллюстрацию к нашему стихотворению (слайд 8 + стр. 176 у детей)

- Сколько чудаков?

- Обратите внимание, что они держат в руках?



- Интересно ли вам узнать, что произошло с этими героями, почему автор назвал их «Чудаками»?



Учитель (или хорошо читающий ребенок) читает стихотворение


- Сколько герой дал пятаков чудакам?

-Давайте вспомнил что такое пятак?

- Куда отправились чудаки?

- На что должны были потратить чудаки каждый пятак. Зачитайте строчки.



- Что такое колпак и что такое кушак?

- Посмотрите на экран (слайд 9)

Кушак – широкий пояс из ткани.

Колпак – конусообразный головной убор.

- Что означает фраза «… А третий пятак так»?


- Какая беда произошла на базаре с чудаками?


- Как они поступили дальше?




- Хорошо, а сейчас немного отдохнем и продолжим нашу работу.

Дети слушают информацию учителя.


































- Чудаки.

- Чудаки – это люди, которые что-то делают странно.

Зачитывание определения на слайде.




- Трое.


- Монеты.





- Да.




Дети слушают чтение учителя.


- Три пятака.

- Пятак – 5 копеек.

- На базар.



- … Один пятак на колпак,

Другой пятак на кушак,

А третий пятак так.

Ответы детей.





- Значит они могут его потрать хоть на что. Герой дал им дополнительный (на свои нужды, возможно заплатил за работу).

- Они забыли какой пятак для чего, перепутали пятаки.

- Чудаки только ночью вернулись домой вместе со всеми пятаками и извинились перед тем, кто им дал пятаки (лирическим героем).

Задачи:

- ознакомить обучающихся с биографией изучаемого автора в процессе рассказа учителя;

- развивать умение воспринимать на слух прочитанное


Прием: демонстрация портрета автора, обложки его книги и чтение учителем биографии.























Задача: совершенствовать умение прогнозировать содержание текста по его заглавию и иллюстрации к нему;


Прием: работа с презентацией и учебником – обсуждение названия и иллюстрации к стихотворению.


Задача: развивать логическое мышление


Прием: высказывание предположений в процессе обсуждения иллюстрации к произведению










Задача: выявить уровень восприятия


Приём: обсуждение прочитанного







*Лексическая работа


Физкультминутка

(слайд 10)

Мы бежали по дорожке

Вдруг, порвались босоножки!

Что же делать нам? Как быть?

Где же обувь нам добыть?


Будем туфли покупать!

Станем денежки считать!

Один, два, три четыре,

Вот мы туфельки купили!

Бег на месте

Один громкий хлопок в ладоши

Разводим поочередно руки в стороны

Обнять щечки ладошками и покачать головой

Потопать ногами в ритм словам

Потереть большим пальчиком другие пальцы

Указываем руками на обувь, выставляя пяточки поочередно вперед.

Задача: смена видов учебной деятельности.


Прием: двигательная активность под стишок.


*связь с темой урока


Первичное закрепление

- Сейчас я приготовила для вас интересное задание, которое вы выполните в парах.

- Пока я раздаю вам карточки, вы еще раз прочитайте стихотворение «Чудаки».

Учитель раздает карточки (слайд 11)

- В наших карточках не хватает слов, кто догадался, что вам нужно сделать?

- Вместе с соседом по парте, договорившись, вы вписываете пропущенные слова. На это задание я даю вам 2 минуты. После мы проверим. В учебники подглядывать нельзя, поэтому закройте их.

-Вспомните правила работы в парах. Приступаем.


- Предлагаю проверить вашу работу по образцу. (Слайд 12)

- Поднимите руки у кого, совсем нет ошибок. Остальные, сколько ошибок?

Выставление отметок.


-Молодцы, ребята, вы отлично справились.

- Как вы можете охарактеризовать чудаков? Какие они?



-Вот мы с вами и подошли к главной мысли этого стихотворения. Как вы думаете, в чем заключается главная мысль стихотворения?

-Посмотрите на слайд (слайд 13)

- Главная мысль стихотворения: глупость рождает несуществующие проблемы.

- И далее я приготовила для вас пословицы о глупости, прочитайте их, подумайте над их смыслом. Кто попробует объяснить любую из пословиц?














- Чему учит произведение?


Дети самостоятельно читают стихотворение.







- Вставить пропущенные слова.








Дети в парах заполняют пропущенные слова в карточках




Проверка.






- Чудаки – странные и глупые. Так и не поняли, что разницы между монетами никакой нет.


- Главная мысль в том, что чудаки по глупости создали себе проблему, которой по сути и нет. День одинаковы. И не важно, какой именно пятак на что потратить.



Обсуждение пословиц:

- Глупому лучше молчать, нежели много болтать. (лучше молчать, чем говорить глупости)

- Дурака учить – решетом воду носить. (из решета вода всегда утекает – это бессмысленно, как и учит дурака – все равно не научишь)

- От умного научишься, от глупого разучишься. (у умного есть чему поучиться, а от глупого ничего полезного не узнаешь, только плохому можно научиться)

- Лучше не учён, да умен, чем учён, да глуп.(когда человек глуп, это может привести к беде)


- Нужно стремиться к своему развитию, быть умным, мудрым, осведомленным

Задача: выявить уровень усвоения изученного произведения.

- развитие умения договариваться путем работы в парах


Прием: работа на карточках в парах










*Тем, кто заполнил всю карточку правильно или есть один пропуск, выставлены отметки 5 (отлично), у кого было 2-3 пропуска – отметки 4 (хорошо). Работ, где более 3 пропусков, не было.






Задача: выявить уровень усвоения изученного произведения


Прием: беседа.











Задача: воспитание негативного отношения к глупости

Прием: обсуждение пословиц






Итог урока












Инструктаж о домашнем задании (слайд 14)

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?


- Если бы у этого стихотворения не было названия, как бы вы его озаглавили?


-Кто написал это стихотворение?

- Хотели бы вы прочитать другие произведения? Где вы можете их найти?

- Ребята, дома я предлагаю вам прочитать это стихотворение выразительно, показать ваше настроение при чтении. Запишите в дневник. И здание по желанию- нарисовать рисунок к этому стихотворению.

- Стихотворение понравилось, …

- Стихотворение удивило, ….

- Стихотворение подняло настроение…



- Веселые ребята. На базар с пятаками. И др.

- Юрий Дмитриевич Владимиров

- Да. В библиотеке или в интернете.





Записывают домашнее задание




Задача: выявить уровень усвоения и понимания детьми содержания урока


Прием: аналитическая беседа по содержанию урока


*Расширение читательского кругозора детей




Рефлексия

(слайд 15)

Как ты работал на уроке?
Покажи рукой:

Красный – если вы недовольны своей работой

Желтый – если вы все поняли, но что-то далось трудно

Зеленый – всё отлично!

Показывают соответствующий жест рукой.


Ответы детей.

Задача: самооценка, самоанализ.

Фото работы на карточке


Фото страниц учебника