Литературное чтение
2 класс
УМК „Школа России”
Речевая разминка
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
К какому жанру относится стихотворение?
Работа по теме урока
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи свободно слагались. Так появилось на свет «………………………….»
Соотнеси слова, с их значением.
Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки .
1. большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2. широко раскрыла;
3. толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
4. сделали пушистыми;
5. вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6. рыжий таракан.
Словарная Работа
предмет с сеткой для просеивания сыпучих материалов.
Сито -
Кочерга -
толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Прусаки -
рыжие тараканы.
корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей;
кадушка – небольшая кадка – бочка с прямыми боками и одним днищем;
блюдо - большая тарелка, круглая или продолговатая, для подачи кшанья.
Бренчать – звякать, издавать резкий отрывистый звук.
Желторотый – у совсем маленьких птенцов около клюва есть желтизна, которая помогает родителям кормить их. В переносном значении это слово означает неопытный, наивный.
Закоптить – пропитать дымом и покрыть копотью или сажей, приготовляя пищу.
Замараха – тот, кто запачкался, испачкал лицо и руки.
Кадушка – небольшая деревянная емкость цилиндрической формы, обтянутая обручами; используется в деревнях для хранения сыпучих продуктов и воды.
Кишеть – так говорят, когда шевелится, медленно двигается большое множество кого-то.
Метла – предмет для подметания, прикрепленный к палке пучок листьев.
Неряха – неаккуратный, не следящий за чистотой одежды и тела человек.
Помои – вода с пищевыми отходами после мытья посуды.
Прусак – рыжий таракан
Расфуфырить – нарядиться крикливо и безвкусно; коты показали так свои хвосты.
Самовар – металлический сосуд с краном для кипячения воды; имеет внутреннюю трубу, которую наполняют углем.
Сирота – ребенок, у которого умер один или оба родителя; в сказке это немытая и заброшенная хозяйкой посуда.
Скалка – длинный утолщенный деревянный валик для раскатывания теста.
Тараторить – говорить быстро без умолку.
Ушат – кадка с ушами .Раньше в нем носили воду, теперь для этого используют ведро.
Первичная проверка понимания
- Какое же горе случилось с Федорой?
- Почему это произошло?
- Для кого была написана эта сказка?
- Для чего она была написана, как вы думаете?
- А почему это стихотворение названо сказкой?
- Назовите главных персонажей в этой сказке?
- Как ведут себя эти предметы?
- С какого эпизода начинаются события в сказке?
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства.
Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
- Какой Федора была в начале сказки?
Выборочное чтение
- Найдите в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"?
- Как вы думаете, почему?
- Какой звук повторяется?
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают?
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся?
- Прочитайте, как убегают блюдца .
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках?
- Чуковский не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Как жилось посуде у Федоры?
Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть?
Подберите строки стихотворения к иллюстрациям.
четверг,
25 января
лит. чтение
у.с.13-22, выр.чтение, подготовиться к чтению по ролям