Урок литературного чтения 1 –Б классе
Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков»
Цели: формировать навыки чтения слов с ь – показателем мягкости согласных звуков; совершенствовать умение у учащихся работать с текстом;развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы; развивать фонематический слух;воспитывать чувство отзывчивости, сопереживания.
Планируемые результаты:
Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква.
Регулятивные: начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Тип урока: решение учебной задачи
Оборудование: карточки с буквами и словами; раздаточный материал; иллюстрации растений и животных
Ход урока
I. Организационный момент
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Актуализация опорных знаний
-Ребята, отгадайте загадку:
-Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. ( Мягкий знак)
III. Сообщение темы и целей урока
-У кого мы сегодня побываем в гостях? ( у мягкого знака)
-Какие задачи мы поставим на урок? ( читать словав с мягким знаком, определять какую работу выполняет мягкий знак)
-Сформулируйте тему урока.
-А теперь послушайте сказку.
Идет по улице мягкий знак , идет и зазывает:
-Кому смягчить? Буквы из окон выглядывают, приветствуют мягкий знак.Хоть и нет у него звука, а без мягкого знака не обойтись никак.Интересный он знак.На все руки мастер.Вот подбежали к нему разные буквы.Суетятся , никак выстроиться не могут.
«Нам смягчить! Нам смягчить!- кричат они.Присоединился к ним мягкий знак,все сразу успокоились.Все на месте. И мягкий знак рядом. Здесь он смягчающий мягкий знак.
-Ребята, давайте прочитаем. ( читают слова на карточках)
Был мел, а стала мель.
Был угол, а стал уголь.
Была полка, а стала полька.
Была галка, а стала галька.
-Давайте сравним слова мел и мель.
-Сколько слогов в слове мел? А в слове мель?
-Сколько букв в слове мел? А в слове мель?
-Почему же звуков меньше, чем букв, кто знает?
Вывод: мягкий знак, такая буква – помощница, звука не образует, но помогает всем согласным, которые в ней нуждаются.
-Как читаются согласные с мягким знаком? ( мягко)
Развитие речевого аппарата.Работа над дикцией.
-Помогите мне правильно прочитать буквосочетания.
1 столбик читаем хором; 2-столбик- 1 ряд; 3-столбик- 2 ряд; 4столбик- 3 ряд
Физкультминутка
Вы, наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
IV. Работа над новым материалом
1. Работа по учебнику.
Откройте учебники на стр.12. Чтение слов по столбикам. Давайте сравним слова.
-Какие слова обозначают много предметов.Читают слова парами.
-Ребята, а какое сегодня число? ( 5 декабря)
-А декабрь- это месяц какого времени года?
-Какие признаки зимы вы знаете?
-А сейчас внимательно послушайте рассказ и подумайте, как бы вы его назвали? (читаю текст)
-Ребята, а что значит ударили морозы? ( наступили, пришли)
-А сейчас почитаем рассказ по предложениям. Читает 1 ряд.
-Найдите в этом тексте слова с мягким знаком в конце слова.А теперь в середине.
-Давайте еще раз прочитаем рассказ и придумаем конец рассказа.
-Как вы думаете, хорошо ли поступил Коля?
-Чтобы вы ему посоветовали? Как вы считаете изменится Коля после этого случая? Тогда в следующий раз Коля обязательно будет заливать каток вместе с ребятами.
Вывод: этот небольшой рассказ учит нас отличать правильный поступок от неправильного.
Физкультминутка
-А сейчас отдохнем.Я называю названия месяцев,а вы если в слове есть мягкий знак приседаете, если нет хлопаете в ладоши.
Январь,февраль,март,апрель,май,июнь,июль,август,сентябрь,октябрь,ноябрь,декабрь.
V. Закрепление знаний учащимися
-А теперь посмотрите на картинки.
-Кто это? Называют животных ,изображенных на картинках.
Помогите мне назвать изображенные предметы одним словом. ( звери)
Амурский тигр, белый медведь
Лебедь и фламинго- это кто? – птицы.
-Что это? Называют растения.
Подснежник и тюльпан Шренка- что это ?- цветы.
Тополь ( бальзамический) и сосна густоцветная- а это что? – деревья.
– Что вы знаете об этих растениях и животных?
Все эти растения и животные занесены в Красную книгу. Найдите названия животных и растений, где есть мягкий знак.
–Какую работу он выполняет? ( он делает согласные мягкими)
-Я расскажу вам про амурского тигра. Амурский тигр занесен в Красную книгу, так как люди часто убивали его из-за красивой шкуры.Да и детеныши у них рождаются редко- 1 раз в 2-3года.Чтобы сохранить этого красивого зверя, места их обитания стали заповедниками, где охота на них запрещена.Охраной амурских тигров занимается специальный фонд, который был создан по инициативе нашего президента Владимира Путина.
-Какие слова отвечают на вопрос кто? (это живые предметы-олдушевленные)
-А на вопрос что? ( это неодушевленные предметы)
VI. Итог урока
-О какой букве мы сегодня говорили?
-Какую работу он выполняет?
-Придумайте слова ,в которых есть мягкий знак?
VII. Рефлексия
У вас на столах лежат сигнальные карточки.
Если у вас все на уроке получалось покажите зеленый сигнал.
Если немножечко было непонятно- желтый.
Если ничего не получилось- красный.Поднимите карточки.
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам:
За то, что упорно и дружно трудились.
И знания точно уж вам пригодились.