СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: "С.Баруздин "Как Алёше учиться надоело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по УМК "Начальная школа 21 век"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: "С.Баруздин "Как Алёше учиться надоело"»

Урок 12. С. Баруздин «Как Алеше учиться надоело»


Цели:

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Формирование навыка монологической речи;

• Закрепление навыка составления плана художественного произведения;

• Познакомиться с новым произведением.


Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.

Вопрос

Ответ

Какое стихотворение вы читали дома?

Я. Аким «Жадина».

Что это за слово - ЖАДИНА?

Это человек, который никому ничего не дает, ни с кем не делится.

Какие стихи Я. Акима вы знаете?

«Мой верный чиж», «Мама».

На прошлом занятии мы читали стихотворение А. Барто «Катя».




Какой порок человека описывается в стихотворении?

Лень.

Какой порок обнажается в стихотворении Я. Акима?

Жадность.


  1. Знакомство с новым материалом.

Вопросы:

- Сегодня мы опять поговорим о человеке - о его делах, словах, поступках.

- Давайте прочитаем рассказ С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело».

- Пролистайте рассказ. Из скольких частей состоит рассказ? (три части)

- Вы будете читать рассказ и думайте, как озаглавить каждую из трех частей.(самост. читают рассказ)

- Как зовут главного героя рассказа? (Алешка)

- Чему научился школе? Прочитайте. («... и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить»)

_Озаглавьте эту часть рассказа. (Учиться надоело.)

- Выскажите предположение: что сделает Алешка, когда придет домой из школы?

(Самостоятельные мышления учеников)

- А теперь узнаем, что же случилось с Алешкой дома. Прочитаем вторую часть.

- Почему Алешка не смог выписать рецепт? (Он не учился этому)

- Как пишутся рецепты? (Латинскими буквами)

- Прочитайте определение латинских букв в учебнике на 41 (Ученики читают определение).


Как мать отнеслась к пос­тупку сына?

Она поступила мудро - не ругала его, а дала понять, что без учения невозможно овладеть профессией и чего-то достичь в жизни.

Озаглавьте эту часть рассказа.

Чтобы работать, нужно учиться.

Почему Алешка решил вернуться в школу?

Он понял, что и для профессии врача, и для профессии инженера и мастера, и для других профессий нужны определенные знания. Без учения ничего знать не будешь, поэтому надо ходить в школу.

Этот рассказ относится к юмористическим. Что такое юмор?

Прочитайте на странице 41 учебника «справочный материал».

(Ученики читают опре­деление).

Рассмотрите иллюстрацию на странице 40 учебника. Найдите эпизод в рассказе, к которому она относится.

«Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым и серьезным».

Объясните пословицу: «Не говори: не умею, а говори: научусь».

(Самостоятельные размы­шления учеников).

Подходит ли эта пословица к нашему рассказу?

Да.

Давайте попробуем пере­сказать этот рассказ. Начнем свой рассказ следующим образом -прочитайте вступление («под­сказку») на странице 42 учебника.

(Ученики читают «под­сказку»).


III. Практические задания.

1. РТ «Уроки слушания»: стр. 17-18 № 1-4.

2. Запишите план рассказа, который мы проговаривали при анализе произведения.


IV. Домашнее задание.

Подготовить пересказ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело».