СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,«Парус».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить узучение по творчетву М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его творчеству. Вспомнить основные сведения о М.Ю. Лермонтове, познакомиться с некоторыми страницами биографии .

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,«Парус».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Романа Александровича Турского г. Амурска

Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Начальная школа XXI века»



Коровайко Надежда Анатольевна,

учитель начальных классов



Тема урока: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,«Парус».

Цель урока: познакомить с произведениями М.Ю. Лермонтова

Задачи урока:

-продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям.

-вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, тетради на печатной основе


Ход урока.

1.Актуализация знаний

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов ...

Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

Это жизни дни его вернулись,

Он в нее хозяином вошел,

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ ...

В книгах -

трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз.

Он - живой,-

не памятником в сквере

Вновь и вновь

рождается для нас!


О творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (Слайд 2)

В этом году исполнилось 203 года со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местами, познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус». (Слайд 3)

Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями.

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

- С какими произведениями М.Ю. Лермонтова вы уже знакомы?

- Кому они понравились?

- Чем понравились?

Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

2.Знакомство со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»

2.1. Введение в тему

- Посмотрите на годы жизни М.Ю. Лермонтова.

- Какое великое историческое событие произошло за 2 года до его рождения?

(Слайд 4) В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И. Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.

Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе. (Слайды 5, 6)

2.2. Первичное восприятие текста. Учитель читает стихотворение.

-Ребята, какие чувства вызывает у вас это произведение?

- В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?

Работа в тетрадях на печатной основе. На с. 47 в р.т. найдите 1 задание и выполните его.

2.3. Анализ стихотворения.

-Прочитайте самостоятельно стихотворение и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве.

(Люблю священный блеск твоих седин,

И этот Кремль зубчатый, безмятежный)

-Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан).

- «Столетний великан» - это метафора.

-Прочитайте определение слова метафора.

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.

-Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? (Наполеона, занявшего Кремль)

-Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть)

-Как вы понимаете эти слова?

-Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!)

-Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине.Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной).

2.4. Самостоятельное чтение

-Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки. (Работа в парах.)

Проверка выразительного чтения. ( Читают 2-3 ученика).


3.Физминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт,

Побежим скорее в море,

Окунёмся, поплывём.

Заигрались мы чего-то,

Надо на урок бежать.


4. Работа над стихотворением «Парус».

4.1. Эмоциональный настрой

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

(Звучит шума моря - аудиозапись).

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (Морской пейзаж). (Слайд 7)

-Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

-Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

- Какое море в тихую погоду?

-А в бурю?

-Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

4.2. Первичное восприятие текста (учитель читает стихотворение «Парус») (Слайд 8)

Работа с текстом стихотворения «Парус».

В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.

4.3. Самостоятельное чтение стихотворения и анализ текста.

-Какими словами рисует автор море? (голубое, лазурь, луч солнца)

-А какого цвета парус? (белый)

-Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости).

-Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления).

-Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? (картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)

-Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)

-Сколько раз употребляется слово парус? (один)

- Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури).

-Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?

-Почему Лермонтов так пишет о парусе?

-Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край, ищет не счастья, а просит бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей, которые ничего не боятся)

Работа с таблицей:

-Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица. (Слайд 9)

Что читаем?

Что видим?

Как читаем?

1 строфа



2 строфа



3 строфа



1строфа.

Что видим? (море, небо, паруса, затишье) (Слайд 10)

-Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

2 строфа.

-Что видим? (парус, шторм, волны, ветер, мачта) (Слайд 11)

-Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

-А парус? (и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

-А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты).

- Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.

3 строфа.

-Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

-Как читаем? (светло, торжественно) (Слайд 12)

- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину. (Слайд 13)

В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова? (тревожный, неспокойный, бурный.)

-Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.)

-На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, бунтаря, гордится им.)

4.4. Выразительное чтение стихотворения «Парус»

-А теперь давайте попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

5.Итог урока.

-Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня. Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! -Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю. Лермонтова вас ждёт впереди!

-Достигли ли мы цели?

-Докажите.

6.Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.