Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Романа Александровича Турского г. Амурска
Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Коровайко Надежда Анатольевна,
учитель начальных классов
Тема урока: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,«Парус».
Цель урока: познакомить с произведениями М.Ю. Лермонтова
Задачи урока:
-продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям.
-вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, тетради на печатной основе
Ход урока.
1.Актуализация знаний
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной.
Лермонтов ...
Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел,
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ ...
В книгах -
трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он - живой,-
не памятником в сквере
Вновь и вновь
рождается для нас!
О творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (Слайд 2)
В этом году исполнилось 203 года со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местами, познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус». (Слайд 3)
Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями.
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.
- С какими произведениями М.Ю. Лермонтова вы уже знакомы?
- Кому они понравились?
- Чем понравились?
Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
2.Знакомство со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»
2.1. Введение в тему
- Посмотрите на годы жизни М.Ю. Лермонтова.
- Какое великое историческое событие произошло за 2 года до его рождения?
(Слайд 4) В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И. Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.
Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе. (Слайды 5, 6)
2.2. Первичное восприятие текста. Учитель читает стихотворение.
-Ребята, какие чувства вызывает у вас это произведение?
- В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?
Работа в тетрадях на печатной основе. На с. 47 в р.т. найдите 1 задание и выполните его.
2.3. Анализ стихотворения.
-Прочитайте самостоятельно стихотворение и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве.
(Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль зубчатый, безмятежный)
-Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан).
- «Столетний великан» - это метафора.
-Прочитайте определение слова метафора.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
-Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? (Наполеона, занявшего Кремль)
-Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть)
-Как вы понимаете эти слова?
-Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!)
-Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине.Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной).
2.4. Самостоятельное чтение
-Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки. (Работа в парах.)
Проверка выразительного чтения. ( Читают 2-3 ученика).
3.Физминутка
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт,
Побежим скорее в море,
Окунёмся, поплывём.
Заигрались мы чего-то,
Надо на урок бежать.
4. Работа над стихотворением «Парус».
4.1. Эмоциональный настрой
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
(Звучит шума моря - аудиозапись).
-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (Морской пейзаж). (Слайд 7)
-Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
-Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
- Какое море в тихую погоду?
-А в бурю?
-Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
4.2. Первичное восприятие текста (учитель читает стихотворение «Парус») (Слайд 8)
Работа с текстом стихотворения «Парус».
В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
4.3. Самостоятельное чтение стихотворения и анализ текста.
-Какими словами рисует автор море? (голубое, лазурь, луч солнца)
-А какого цвета парус? (белый)
-Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости).
-Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления).
-Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? (картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)
-Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)
-Сколько раз употребляется слово парус? (один)
- Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури).
-Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?
-Почему Лермонтов так пишет о парусе?
-Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край, ищет не счастья, а просит бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей, которые ничего не боятся)
Работа с таблицей:
-Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица. (Слайд 9)
Что читаем? | Что видим? | Как читаем? |
1 строфа | | |
2 строфа | | |
3 строфа | | |
1строфа.
Что видим? (море, небо, паруса, затишье) (Слайд 10)
-Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!
Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)
2 строфа.
-Что видим? (парус, шторм, волны, ветер, мачта) (Слайд 11)
-Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
-А парус? (и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
-А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты).
- Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.
3 строфа.
-Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
-Как читаем? (светло, торжественно) (Слайд 12)
- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину. (Слайд 13)
В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова? (тревожный, неспокойный, бурный.)
-Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.)
-На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, бунтаря, гордится им.)
4.4. Выразительное чтение стихотворения «Парус»
-А теперь давайте попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
5.Итог урока.
-Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня. Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! -Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю. Лермонтова вас ждёт впереди!
-Достигли ли мы цели?
-Докажите.
6.Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.