СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Тема: "Устное народное творчество - обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению составлен в игровой форме. Дети играли и закрепляли материал по теме "Устное народное творчество"Урок цели достиг. В рефлексии выбрали все весёлого Снеговика, а это означает, что материал усвоен.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Тема: "Устное народное творчество - обобщение"»

Технологическая карта урока литературного чтения

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

УМК «Школа России»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий -М.: Просвещение 2012г.


Тема

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок-игра

Цель

Обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Задачи




Задача: Формирование УУД

Личностные УУД:

- чувство сопричастности к культуре русского народа;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

- гордость за свою страну.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Познавательные УУД:

- сравнивать малые фольклорные жанры между собой, собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам);

- развивать умения работать с информацией;

- развивать умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Коммуникативные УУД:

- работать в группе, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные: 

- знать фольклорные жанры, уметь находить их, знать отличие друг от друга;

- знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества;

- знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга.

Метапредметные:

регулятивные:

формулировать самостоятельно, по опорным словам учебную задачу урока;

- работать в соответствии с планом;

оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

познавательные:

- сравнивать фольклорные жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам;

- соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений.

коммуникативные:

- работать в группе, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

.

Раздаточный материал

конверты с заданиями.

Основные понятия

Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества

Оборудование

Классная доска, выставка книг, надписи с названиями жанров фольклора, учебник «Литературное чтение» (3 класс), жетоны-льдинки для оценивания результатов деятельности

Организация пространства

Работа в группах (соревнования в командах), фронтальная работа









 

Технология проведения

 

Содержание

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

 создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

1. Приветствие:

- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.

Подарите улыбку друг другу.

Что вы почувствовали приветствуя друг друга? (хорошее настроение)


Дети улыбаются друг другу.

 

 

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель:

организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми

 

 

 

2. Актуализация знаний

Сегодня мы будем играть. А именно, проведём игровое мероприятие, в которой будут соревноваться две команды: «Вьюги» и «Метели». Я надеюсь, что в командах вы проявите свои знания. С нами будет работать клоун Вася. Он будет давать вам разные задания. И если кто-то из вас что-то забудет, он подскажет, успокоит и развеселит.

 Давайте вспомним правила в игре:

1. Уважай своих товарищей.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предложи свой вариант.

Желаю всем на уроке и удачной плодотворной работы.

По мере выполнения заданий и конкурсов мы, с клоуном Васей, будем раздавать вам жетончики с льдинками. В конце выберем команду победителей.

Какая же тема нашей игры? Для того, чтобы это узнать клоун Вася предлагает первое задание:

Клоун Вася:

- Я вам раздаю карточки со словами, прочитайте и найдите лишнее слово. Объясните свой ответ.

(команды «Вьюги» и «Метели» по очереди читают карточки и называют лишнее слово).

Слова на карточках: сказка, рассказ, пословица, считалка, колыбельная песня, дразнилка, загадка, скороговорка, небылица.

- Клоун Вася: итак, вы правильно назвали лишнее слово (рассказ) Он не относится к УНТ

Учитель:

Итак, наша игра посвящена обобщению по теме УНТ.

Давайте вспомним, что такое устное народное творчество и почему его так называют?

Послушаем реферат Колбиной Софии из команды «Вьюги»

- «Я вам расскажу, почему называется – устное народное творчество.

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – принадлежащее народу. Автора установить нельзя.

Творчество – от слова «творить» -создавать.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Все произведения сочиняли талантливые люди из простого народа и передавали из уст в уста. Каждый новый сказитель добавлял к услышанному что-то свое».

Учитель: Молодцы «Вьюги», получайте льдинку.

А вот Хомутова Мария, из команды «Метели» расскажет нам о колыбельных песнях: (показывает книжку-малышку с колыбельными песнями, сделанную своими руками).

«Колыбельные песни пели мамы своим деткам, когда укладывали их спать. Мамы пели мелодично, ласково, вкладывая в песню любовь к своему дитя». (поёт песню, укачивая куклу)

Баю баюшки баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И укусит за бочок.

Учитель: Умницы, «Метели», получайте льдинку.

Вывод учителя:

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Учитель:

 Клоун Вася даёт вам следующее задание:

Задание «Вьюгам»:

- Как называются детские стишки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями? (Потешки)

Задание «Метели»:

- Как называется небольшое произведение, в основе которого лежит вымысел, неверное сообщение. (Небылица)

Вопрос «Вьюгам»:

- Как называется краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка).

Вопрос «Метели»:

- Как называется произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка).

Вопрос «Вьюгам»:

- Как называется фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка).

Клоун Вася: Молодцы, получайте свои льдинки.

 

Отвечают на вопросы.
















С помощью учителя формулируют тему.












Дети читают свои рефераты















Поёт колыбельную песню










Дети отвечают на вопросы

Знать жанры  устного народного творчества, их отличительные признаки

Развитие навыка выразительного чтения.

Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


3. Обобщение изученного

Цель:

обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания




Учитель:

Я буду командам по очереди задавать вопросы.

Ваша задача, назвать сказочного героя или предмет из сказки.

На обдумывание 10 секунд.

За каждый правильный ответ команда получает 1 льдинку

-Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

-Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

-Самый быстрый сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

-Самый гостеприимный, вместительный домик.(Теремок)

-Самый долгоживущий сказочный герой.( Кащей Бессмертный)

-Самый трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

Самое шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

-Самая говорящая речная рыба. (Щука)


- Молодцы! Получайте очередные льдинки.

Выполняют задания, предложенные учителем,

делают выводы

Знать жанры  устного народного творчества, их отличительные признаки

Развитие навыка выразительного чтения.

Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


4.   Включение в систему знаний

Цель:

-обеспечить фор­мирование у школь­ников обобщенных понятий (разгадывание загадок)

- Ребята, все жанры УНТ мы вспомнили?

Верно, мы не поговорили о загадках. Предлагаю отгадать загадки. За каждый правильный ответ- льдинки. Отвечаете по очереди. Начинаем с «Вьюги»

Золотой ушел, серебряный пришел.
(Солнце и месяц)

* * *
Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила;
Месяц видел,
Солнце скрало.
(Роса)

* * *
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером.
(Ночь)

* * *
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего.
(Звезды на небе)

* * *
Белая простыня
Всю землю обошла.
(Облака)

* * *
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)

* * *
Серебряные нити
Сшивают землю и небо.
(Дождь)

Молодцы. Так какой ещё жанр относится к УНТ? Верно, загадки.

Учитель: А сейчас проверю, как вы подготовились к нашей игре. Вам было задание написать пословицы и поговорки о зиме

Пожалуйста «Вьюги», вам слово

Август собирает, да вот зима всё проедает

Без шубы и валенок и зима без конца

Бойся осени – за нею зима; не бойся зимы – за нею весна

Будет зима, будет и лето

В зимний холод всякий молод

Учитель: Молодцы, получайте льдинку

Слово «Метели»

В теплой зимней шубке и морозы как шутка

Береги нос в большой мороз

Год кончается, а зима начинается

Готовь сани летом, а телегу зимой

Жнут порою, а жуют зимою

Учитель: Молодцы, получайте льдинку.

Давайте сделаем вывод. Что такое пословица и что такое поговорка?

Вывод:

Пословица — меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

«Жили в тесноте, да не в обиде» или «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Поговорка — краткое устойчивое выражение, обычно образное, рифмованное и не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.



Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества.































Знать жанры  устного народного творчества, их отличительные признаки

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса,

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД)

 

 

5. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.

 

 

 

 

 

Подводит итоги

А сейчас, ребята, пришло время подвести итоги, посчитать, сколько ваша команда набрала льдинок при выполнении заданий.

Подсчет льдинок. Определение команды победителей. Клоун Вася предлагает победу дружбы и он вручает медали командам.

Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора.

Фронтальный опрос.

Как называются:

Детские стишки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями (Потешки)

Небольшое произведение, в основе которого лежит вымысел, неверное сообщение. (Небылица)

Краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка).

Меткое образное выражение, имеющее поучительное содержание, в котором передана народная мудрость. (Пословица).

Произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка).

Фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка).

Стихотворение, положенное на музыку. (Песня).

-Молодцы!

Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу  групп, делают выводы.
 

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД)

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

 

- В сказках часто встречается Снеговик. У вас у всех на столе лежат фигурки Снеговиков. Если вы считаете, что вы хорошо усвоили материал по теме «Устное народное творчество», то прикрепляете на доску радостного Снеговика. Ну а если что-то не усвоили, что-то непонятно, прикрепляйте грустного.


Вижу только радостных Снеговиков. И мы с клоуном Васей тоже очень рады за вас. Молодцы!

 

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы с вами делали сегодня на уроке. (ответы детей). Вам было интересно?

Я думаю, что наш урок удался, и вы были дружными, активными.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

 

Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

(Регулятивные УУД)

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

 

7. Домашнее задание

Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Дома вам нужно будет сочинить волшебную сказку, соблюдая все её признаки.

Итак, д/з уч.стр.58, сочинить сказку.

-Урок окончен. Всем спасибо за работу. Вы большие молодцы!