2. Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми | 2. Актуализация знаний Сегодня мы будем играть. А именно, проведём игровое мероприятие, в которой будут соревноваться две команды: «Вьюги» и «Метели». Я надеюсь, что в командах вы проявите свои знания. С нами будет работать клоун Вася. Он будет давать вам разные задания. И если кто-то из вас что-то забудет, он подскажет, успокоит и развеселит. Давайте вспомним правила в игре: 1. Уважай своих товарищей. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен - предложи свой вариант. Желаю всем на уроке и удачной плодотворной работы. По мере выполнения заданий и конкурсов мы, с клоуном Васей, будем раздавать вам жетончики с льдинками. В конце выберем команду победителей. Какая же тема нашей игры? Для того, чтобы это узнать клоун Вася предлагает первое задание: Клоун Вася: - Я вам раздаю карточки со словами, прочитайте и найдите лишнее слово. Объясните свой ответ. (команды «Вьюги» и «Метели» по очереди читают карточки и называют лишнее слово). Слова на карточках: сказка, рассказ, пословица, считалка, колыбельная песня, дразнилка, загадка, скороговорка, небылица. - Клоун Вася: итак, вы правильно назвали лишнее слово (рассказ) Он не относится к УНТ Учитель: Итак, наша игра посвящена обобщению по теме УНТ. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество и почему его так называют? Послушаем реферат Колбиной Софии из команды «Вьюги» - «Я вам расскажу, почему называется – устное народное творчество. Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – принадлежащее народу. Автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить» -создавать. Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Все произведения сочиняли талантливые люди из простого народа и передавали из уст в уста. Каждый новый сказитель добавлял к услышанному что-то свое». Учитель: Молодцы «Вьюги», получайте льдинку. А вот Хомутова Мария, из команды «Метели» расскажет нам о колыбельных песнях: (показывает книжку-малышку с колыбельными песнями, сделанную своими руками). «Колыбельные песни пели мамы своим деткам, когда укладывали их спать. Мамы пели мелодично, ласково, вкладывая в песню любовь к своему дитя». (поёт песню, укачивая куклу) Баю баюшки баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И укусит за бочок. Учитель: Умницы, «Метели», получайте льдинку. Вывод учителя: - Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Учитель: Клоун Вася даёт вам следующее задание: Задание «Вьюгам»: - Как называются детские стишки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями? (Потешки) Задание «Метели»: - Как называется небольшое произведение, в основе которого лежит вымысел, неверное сообщение. (Небылица) Вопрос «Вьюгам»: - Как называется краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка). Вопрос «Метели»: - Как называется произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка). Вопрос «Вьюгам»: - Как называется фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка). Клоун Вася: Молодцы, получайте свои льдинки. | Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему. Дети читают свои рефераты Поёт колыбельную песню Дети отвечают на вопросы | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки Развитие навыка выразительного чтения. | Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
3. Обобщение изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Учитель: Я буду командам по очереди задавать вопросы. Ваша задача, назвать сказочного героя или предмет из сказки. На обдумывание 10 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 льдинку -Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч) -Самый непослушный ребёнок? (Иванушка) -Самый быстрый сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт) -Самый гостеприимный, вместительный домик.(Теремок) -Самый долгоживущий сказочный герой.( Кащей Бессмертный) -Самый трудно вытаскиваемый овощ. (Репка) Самое шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок) -Самая говорящая речная рыба. (Щука) - Молодцы! Получайте очередные льдинки. | Выполняют задания, предложенные учителем, делают выводы | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки Развитие навыка выразительного чтения. | Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
4. Включение в систему знаний Цель: -обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий (разгадывание загадок) | - Ребята, все жанры УНТ мы вспомнили? Верно, мы не поговорили о загадках. Предлагаю отгадать загадки. За каждый правильный ответ- льдинки. Отвечаете по очереди. Начинаем с «Вьюги» Золотой ушел, серебряный пришел. (Солнце и месяц) * * * Заря-зареница По миру ходила, Слезу уронила; Месяц видел, Солнце скрало. (Роса) * * * Махнула птица крылом, Закрыла весь свет одним пером. (Ночь) * * * Рассыпалось к ночи золотое зерно, Глянули утром — нет ничего. (Звезды на небе) * * * Белая простыня Всю землю обошла. (Облака) * * * Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала. (Туча) * * * Серебряные нити Сшивают землю и небо. (Дождь) Молодцы. Так какой ещё жанр относится к УНТ? Верно, загадки. Учитель: А сейчас проверю, как вы подготовились к нашей игре. Вам было задание написать пословицы и поговорки о зиме Пожалуйста «Вьюги», вам слово Август собирает, да вот зима всё проедает Без шубы и валенок и зима без конца Бойся осени – за нею зима; не бойся зимы – за нею весна Будет зима, будет и лето В зимний холод всякий молод Учитель: Молодцы, получайте льдинку Слово «Метели» В теплой зимней шубке и морозы как шутка Береги нос в большой мороз Год кончается, а зима начинается Готовь сани летом, а телегу зимой Жнут порою, а жуют зимою Учитель: Молодцы, получайте льдинку. Давайте сделаем вывод. Что такое пословица и что такое поговорка? Вывод: Пословица — меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. «Жили в тесноте, да не в обиде» или «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка — краткое устойчивое выражение, обычно образное, рифмованное и не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. | Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества. | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД) |
5. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач. | Подводит итоги А сейчас, ребята, пришло время подвести итоги, посчитать, сколько ваша команда набрала льдинок при выполнении заданий. Подсчет льдинок. Определение команды победителей. Клоун Вася предлагает победу дружбы и он вручает медали командам. Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Фронтальный опрос. Как называются: Детские стишки-забавы, которые сопровождаются определенными движениями (Потешки) Небольшое произведение, в основе которого лежит вымысел, неверное сообщение. (Небылица) Краткое описание событий, явлений, растений, животных, предметов, которые нужно узнать и отгадать по их признакам. (Загадка). Меткое образное выражение, имеющее поучительное содержание, в котором передана народная мудрость. (Пословица). Произведение с вымышленным, иногда фантастическим содержанием, героями, которых являются животные, растения, неживые предметы, которые по характеру и поступкам похожи на людей. (Сказка). Фраза, которая требует правильного и быстрого произношения звуков, слогов, слов. (Скороговорка). Стихотворение, положенное на музыку. (Песня). -Молодцы! | Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы. | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД) Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
6. Рефлексия учебной деятельности Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | - В сказках часто встречается Снеговик. У вас у всех на столе лежат фигурки Снеговиков. Если вы считаете, что вы хорошо усвоили материал по теме «Устное народное творчество», то прикрепляете на доску радостного Снеговика. Ну а если что-то не усвоили, что-то непонятно, прикрепляйте грустного. Вижу только радостных Снеговиков. И мы с клоуном Васей тоже очень рады за вас. Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы с вами делали сегодня на уроке. (ответы детей). Вам было интересно? Я думаю, что наш урок удался, и вы были дружными, активными. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, | | Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль (Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |