СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения УМК "Школа России" 4 кл . Марина Ивановна Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения УМК "Школа России" 4 кл . Марина Ивановна Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».»

Тема

Марина Ивановна Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Педагогическая цель

Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой.

Планируемые результаты

Предметные: 1) познакомиться с произведениями М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»;

2) пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя;

3) задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте.

Личностные: 1)осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;

2) сознавать, что благодаря использованию изобразительно – выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Метапредметные:

1) регулятивные УУД: - формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

- нацеливать на успешную деятельность;

- принимать и сохранять учебные задачи.

2) коммуникативные УУД: - строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) познавательные УУД: - предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Задачи урока

Образовательные:ознакомление с биографией Марины Ивановны Цветаевой и ее произведениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…».

Развивающие: развитие способности определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитание интереса к чтению; формирование интереса к изучаемому предмету.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Учебно – методический комплекс

УМК «Школа России»:учебник литературного чтения 4 класс 2 часть, учебная доска, ручки, листочки, компьютер, проектор, текст групповых проектов, портреты Марины Цветаевой.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационный этап (мотивация)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сядьте ровно, выпрямите спину.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку: лежат ли у вас на партах учебники литературного чтения и читательские дневники?

- Сейчас мы проведем гимнастику для глаз. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, крепко зажмурьтесь, поморгайте.

Приветствуют учителя, настраиваются на дальнейшую работу.

Проверяют готовность к уроку (наличие необходимых предметов).

Выполняют гимнастику для глаз

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность.

2. Этап проверки домашнего задания

- Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент и вспомните, какому композитору он принадлежит.

- Верно, это музыкальное произведение написал Эдвард Григ. Вспомните, главным героем какого рассказа является Эдвард Григ?

- Да, «Корзина с еловыми шишками». Автор этого произведения?

- Константин Георгиевич Паустовский. Предлагаю провести тестовую работу по рассказу. У вас на столе лежат листочки. Подпишите на них свою фамилию.

- Сейчас на слайде будут появляться вопросы и варианты ответа. Ваша задача – написать в листе номер задания и букву правильного ответа.

- Кем был Эдвард Григ?

- Как звали девочку, которую встретил Э. Григ в лесу?

- Какое время года описывается в рассказе, когда Григ встретил девочку?

- Как долго писал Григ музыку для девочки?

- На каком инструменте играл Эдвард Григ?

- Какой подарок от Э. Грига получила девочка на своё 18 – летие?

- Почему девочка не испугалась Грига?

- О какой игрушке говорила девочка в начале рассказа?

- Отложите ручки. Проведем проверку. (…), прочитай получившиеся ответы. Если ваш ответ не совпадает - поднимите красную сигнальную карточку. Если совпадает – зеленую.


- Поднимите руки те, у кого нет ошибок или кто допустил одну. Поставьте себе отметку 5.

- Поднимите руки те, кто допустил 2 – 3 ошибки. Поставьте себе отметку 4.

- Поднимите руки те, кто допустил 4 и больше ошибок. Поставьте себе отметку 3. Я надеюсь, что в будущем вы лучше повторите материал дома и получите отличные отметки. (если это 1 ребенок, спросить, в чем у него было затруднение)

- Передайте листочки с последних парт на первую.

Слушают аудио фрагмент и определяют его автора.



- Корзина с еловыми шишками.

- Константин Георгиевич Паустовский.

Подписывают листочки, выполняют условия в соответствии с инструктажем.



- Б. композитором

- А. Дагни 



- В. осень

- А. больше месяца

- Б. на рояле


- А. музыкальную пьесу

- А. глаза у Грига смеялись

- Б. о кукле

Сопоставляют свои ответы с ответами других, используют сигнальные карточки, исправляют ошибки, если допустили их.

Проводят самооценивание

























Коммуникативные: строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.



3. Этап подготовки обучающегося к восприятию литературного произведения

- Для того, чтобы определить тему урока, вам нужно продолжить известные пословицы и поговорки.

- Чтение – вот лучшее …

- Хорошая книга – лучший …

- Кто много читает, тот много …

- Как хорошо уметь …

- Обратите внимание, мы смогли открыть зашифрованный слайд. Тема сегодняшнего урока – Марина Ивановна Цветаева.

- С помощью опорных слов на слайде сформулируйте цель урока.

- С помощью опорных слов на слайде сформулируйте задачи урока.







- Итак, прежде чем начать чтение, нам необходимо познакомиться с биографией Марины Цветаевой. Я могу сказать лишь то, что Марина Ивановна Цветаева – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе. Подробнее о творчестве поэтессы расскажете вы. Обратите внимание, на парте у некоторых из вас лежат листочки с текстом и фотографии Марины Цветаевой. Вам необходимо на основании этих данных рассказать о поэтессе. На подготовку вам отводится 4 минуты. Это задание вы будете выполнять в группе. Давайте повторим, как мы работаем в группе?


(объединить в группы)

- У вас есть 4 минуты. Время пошло.

- Время вышло. Группы, представьте вашу работу.



- Обратите внимание на слайд. Мы выполнили 1 задачу урока.





- Учение.

- Друг.

- Знает.

- Читать.




- Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой.

- Познакомиться с биографией М. И. Цветаевой; проанализировать стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»; выразительно прочитать эти стихотворения.

Анализируют информацию о новом писателе.




Выполняют задание в соответствии с инструктажем.




- Говорить шепотом, учитывать мнение всех членов группы, критикуешь – предлагай.


Представляют результаты работы вместе с остальными членами группы.

Сопоставляют выполненные задачи урока и цель, которую необходимо достигнуть.










Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.












Коммуникативные: строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление проблемы.






4. Чтение литературного произведения

Откройте учебники на странице 54-й. Прочитаем название стихотворения вместе. «Наши царства».

- Внимательно прослушайте стихотворение и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Проговаривают название стихотворения.

Внимательно слушают стихотворение. Отмечают паузы, ударения, интонационные приемы диктора.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи.

5.Этап выявления специфики восприятия

- Встретились ли вам незнакомые слова или слова, вызвавшие затруднения при прочтении?

- Ребята, что такое «скаты»? Что такое «мох»?





- Какие произведения называют лирическими?


- Это произведение можно назвать лирическим?

- Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало?


- Прочитайте первые 3 строфы.

- С чем связан мир детства?

- Какое чудо происходит в этом царстве?


- Кто такие «мы»?

- Да, только не подруга – а сестра – Анастасия Цветаева.

- Как вы понимаете фразу «на фею нужен глаз»?



- Как вы понимаете фразу «их красоты не рассказать стиху»?



- Прочитайте четвертую строфу.

- О ком говорится в этой строфе?

- Какое слово указывает на взрослых?

- Кто это может быть?

- Почему лишь дикими девочками видят взрослые лирических героинь?


- Какой период жизни человека описан в стихотворении поэтессой?

- Какую главную мысль можно выделить в стихотворении?


- Прочитайте пятую строфу.

- О чем здесь говорится?


- Какой знак стоит в конце?

- На что еще нужно обратить внимание перед выразительным чтением стихотворения? Меняется ли его настроение?



- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в стихотворении?


- Скаты, мху.

- Скат – склон, крутая местность.

- Мох - зелёное растение без корней и цветков.

- Произведения, выражающие чувства, эмоции.

- Да.

- Воспоминания о детстве, радостные эмоции.


- С природой.

- Девочки ощущают себя феями.

- Это Марина Цветаева и ее подруга.

- Не всякий сможет разглядеть то волшебство, которое видят сами девочки.

- Стихотворение не сможет передать вей красоты владений лирических героинь.

- О взрослых.

- Большие.

- Родители.

- Они бегают, играют с палками, качаются на деревьях.


- Период детства.


- Пока мы дети – для нас все волшебно, необычно и беззаботно.

- О возвращении в реальный мир.

- Вопросительный знак.

- Настроение меняется. Нужно отметить паузы и ударения


- Эпитеты: владенья царственно – богаты, добрые соседки, темный лес, диких девочек, воздух летний)

- Метафоры: делит лес, на фею нужен глаз, воздух свеж.

- Сравнения: деревья нам качели.

- Олицетворения: не рассказать стиху.

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения.

6.Этап перечитывания

- Внимательно прослушайте стихотворение еще раз. Отметьте паузы, ударения, интонации в нужных местах.

- Как вы отметите паузы?

- Как вы отметите интонацию?

- (…), прочитай это стихотворение вслух. (спросить 2 – 3 человека)



- Палочками.

- Стрелками.

Слушают чтение учителя, расставляют интонацию, ударения, паузы. Затем читают вслух.

Коммуникативные:осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

7. Чтение литературного произведения

- Обратите внимание на страницу 55-ую. Внимательно прослушайте стихотворение и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Внимательно слушают стихотворение. Отмечают паузы, ударения, интонационные приемы диктора.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи.

8. Этап выявления специфики восприятия

- Встретились ли вам незнакомые слова или слова, вызвавшие затруднения при прочтении?

- Ребята, кто знает значение этих слов?

- Бугорок – небольшая выпуклость на чем - либо

- Мальва – род травянистых растений

- Шпага – холодное оружие, разновидность меча

- Скат – склон, крутая местность

- Это произведение можно назвать лирическим?

- Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало?

- О чём Марина Цветаева вспоминает с радостью? Прочитайте эти фрагменты.

- О чём автор грустит? Прочитайте эти фрагменты.


- Какой период жизни человека описан в стихотворении?


- Какую главную мысль можно выделить в стихотворении?


- Какой знак стоит в конце стихотворения?

- Предположите, для чего он?


- Это стихотворение насыщено сравнениями. Найдите их.


- Также в тексте много олицетворений. Найдите их.


- Да: бугорок, мальва, шпага, скат.

Выдвигают свои предположения по поводу значения этих слов. Запоминают незнакомые слова.

- Да.

- Грусть по ушедшему детству.

Находят фрагменты в тексте, зачитывают их.

Находят фрагменты в тексте, зачитывают их.

- Период детства.


- Обратно в беззаботное детство уже не вернешься.

- Многоточие.

- Автора переполняли чувства и эмоции.

Находят сравнения в тексте, зачитывают их.

Находят олицетворения в тексте, зачитывают их.

Личностные:

сознавать, что благодаря использованию изобразительно – выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

9. Этап перечитывания

- Внимательно прослушайте стихотворение еще раз. Отметьте паузы, ударения, интонации в нужных местах.

- (…), прочитай это стихотворение вслух. (спросить 2 – 3 человека)

- Скажите, чем похожи эти стихотворения?

- Верно.

- Обратите внимание на слайд. Мы выполнили вторую и третью задачи урока (проанализировать стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»; выразительно прочитать эти стихотворения).

- С помощью выполненных задач мы достигли цели урока. (Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой)

Читают про себя, расставляют интонацию, ударения, паузы. Затем читают вслух.


- Они о детстве.


Сопоставляют выполненные задачи урока и цель, которую необходимо достигнуть.









Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

10. Итог урока

- Как зовут автора, с которым мы сегодня познакомились?

- С какими произведениями мы сегодня работали?



- Понравились ли вам произведения? Какие чувства они у вас вызывали?


- О чем заставляют задуматься?


- Оценку «отлично» на уроке получают (…), так как читали выразительно, не допуская ошибок, работали активно, давая точные и полные ответы на вопросы.

- Оценку «хорошо» получают (…), так как читали выразительно, но давали неполные ответы на вопросы.

- Марина Ивановна Цветаева

- «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…»

- Понравились. Они вызвали чувство ностальгии по детству.

- О том, что детство уже не вернуть назад. Нужно наслаждаться сегодняшним днем. Не спешить взрослеть.


Регулятивные: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

11. Этап объяснения домашнего задания

- Ваше домашнее задание следующее: выразительное чтение стихотворений на странице 54 – 55.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи.

12. Рефлексия.

- Предлагаю вам самим оценить свою деятельность на уроке. Если вы активно работали на уроке и материал был понятен для вас – поднимите зеленую карточку. Если же вы были неактивны на уроке и у вас остались вопросы – поднимите красную карточку.

- Спасибо за урок, до свидания.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек в соответствии с критериями.

Коммуникативные: строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.