Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Организационный этап (мотивация) | - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сядьте ровно, выпрямите спину. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку: лежат ли у вас на партах учебники литературного чтения и читательские дневники? - Сейчас мы проведем гимнастику для глаз. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, крепко зажмурьтесь, поморгайте. | Приветствуют учителя, настраиваются на дальнейшую работу. Проверяют готовность к уроку (наличие необходимых предметов). Выполняют гимнастику для глаз | Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
2. Этап проверки домашнего задания | - Внимательно прослушайте музыкальный фрагмент и вспомните, какому композитору он принадлежит. - Верно, это музыкальное произведение написал Эдвард Григ. Вспомните, главным героем какого рассказа является Эдвард Григ? - Да, «Корзина с еловыми шишками». Автор этого произведения? - Константин Георгиевич Паустовский. Предлагаю провести тестовую работу по рассказу. У вас на столе лежат листочки. Подпишите на них свою фамилию. - Сейчас на слайде будут появляться вопросы и варианты ответа. Ваша задача – написать в листе номер задания и букву правильного ответа. - Кем был Эдвард Григ? - Как звали девочку, которую встретил Э. Григ в лесу? - Какое время года описывается в рассказе, когда Григ встретил девочку? - Как долго писал Григ музыку для девочки? - На каком инструменте играл Эдвард Григ? - Какой подарок от Э. Грига получила девочка на своё 18 – летие? - Почему девочка не испугалась Грига? - О какой игрушке говорила девочка в начале рассказа? - Отложите ручки. Проведем проверку. (…), прочитай получившиеся ответы. Если ваш ответ не совпадает - поднимите красную сигнальную карточку. Если совпадает – зеленую. - Поднимите руки те, у кого нет ошибок или кто допустил одну. Поставьте себе отметку 5. - Поднимите руки те, кто допустил 2 – 3 ошибки. Поставьте себе отметку 4. - Поднимите руки те, кто допустил 4 и больше ошибок. Поставьте себе отметку 3. Я надеюсь, что в будущем вы лучше повторите материал дома и получите отличные отметки. (если это 1 ребенок, спросить, в чем у него было затруднение) - Передайте листочки с последних парт на первую. | Слушают аудио фрагмент и определяют его автора. - Корзина с еловыми шишками. - Константин Георгиевич Паустовский. Подписывают листочки, выполняют условия в соответствии с инструктажем. - Б. композитором - А. Дагни - В. осень - А. больше месяца - Б. на рояле - А. музыкальную пьесу - А. глаза у Грига смеялись - Б. о кукле Сопоставляют свои ответы с ответами других, используют сигнальные карточки, исправляют ошибки, если допустили их. Проводят самооценивание | Коммуникативные: строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. |
3. Этап подготовки обучающегося к восприятию литературного произведения | - Для того, чтобы определить тему урока, вам нужно продолжить известные пословицы и поговорки. - Чтение – вот лучшее … - Хорошая книга – лучший … - Кто много читает, тот много … - Как хорошо уметь … - Обратите внимание, мы смогли открыть зашифрованный слайд. Тема сегодняшнего урока – Марина Ивановна Цветаева. - С помощью опорных слов на слайде сформулируйте цель урока. - С помощью опорных слов на слайде сформулируйте задачи урока. - Итак, прежде чем начать чтение, нам необходимо познакомиться с биографией Марины Цветаевой. Я могу сказать лишь то, что Марина Ивановна Цветаева – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе. Подробнее о творчестве поэтессы расскажете вы. Обратите внимание, на парте у некоторых из вас лежат листочки с текстом и фотографии Марины Цветаевой. Вам необходимо на основании этих данных рассказать о поэтессе. На подготовку вам отводится 4 минуты. Это задание вы будете выполнять в группе. Давайте повторим, как мы работаем в группе? (объединить в группы) - У вас есть 4 минуты. Время пошло. - Время вышло. Группы, представьте вашу работу. - Обратите внимание на слайд. Мы выполнили 1 задачу урока. | - Учение. - Друг. - Знает. - Читать. - Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой. - Познакомиться с биографией М. И. Цветаевой; проанализировать стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»; выразительно прочитать эти стихотворения. Анализируют информацию о новом писателе. Выполняют задание в соответствии с инструктажем. - Говорить шепотом, учитывать мнение всех членов группы, критикуешь – предлагай. Представляют результаты работы вместе с остальными членами группы. Сопоставляют выполненные задачи урока и цель, которую необходимо достигнуть. | Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление проблемы. |
4. Чтение литературного произведения | Откройте учебники на странице 54-й. Прочитаем название стихотворения вместе. «Наши царства». - Внимательно прослушайте стихотворение и приготовьтесь отвечать на вопросы. | Проговаривают название стихотворения. Внимательно слушают стихотворение. Отмечают паузы, ударения, интонационные приемы диктора. | Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи. |
5.Этап выявления специфики восприятия | - Встретились ли вам незнакомые слова или слова, вызвавшие затруднения при прочтении? - Ребята, что такое «скаты»? Что такое «мох»? - Какие произведения называют лирическими? - Это произведение можно назвать лирическим? - Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? - Прочитайте первые 3 строфы. - С чем связан мир детства? - Какое чудо происходит в этом царстве? - Кто такие «мы»? - Да, только не подруга – а сестра – Анастасия Цветаева. - Как вы понимаете фразу «на фею нужен глаз»? - Как вы понимаете фразу «их красоты не рассказать стиху»? - Прочитайте четвертую строфу. - О ком говорится в этой строфе? - Какое слово указывает на взрослых? - Кто это может быть? - Почему лишь дикими девочками видят взрослые лирических героинь? - Какой период жизни человека описан в стихотворении поэтессой? - Какую главную мысль можно выделить в стихотворении? - Прочитайте пятую строфу. - О чем здесь говорится? - Какой знак стоит в конце? - На что еще нужно обратить внимание перед выразительным чтением стихотворения? Меняется ли его настроение? - Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в стихотворении? | - Скаты, мху. - Скат – склон, крутая местность. - Мох - зелёное растение без корней и цветков. - Произведения, выражающие чувства, эмоции. - Да. - Воспоминания о детстве, радостные эмоции. - С природой. - Девочки ощущают себя феями. - Это Марина Цветаева и ее подруга. - Не всякий сможет разглядеть то волшебство, которое видят сами девочки. - Стихотворение не сможет передать вей красоты владений лирических героинь. - О взрослых. - Большие. - Родители. - Они бегают, играют с палками, качаются на деревьях. - Период детства. - Пока мы дети – для нас все волшебно, необычно и беззаботно. - О возвращении в реальный мир. - Вопросительный знак. - Настроение меняется. Нужно отметить паузы и ударения - Эпитеты: владенья царственно – богаты, добрые соседки, темный лес, диких девочек, воздух летний) - Метафоры: делит лес, на фею нужен глаз, воздух свеж. - Сравнения: деревья нам качели. - Олицетворения: не рассказать стиху. | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения. |
6.Этап перечитывания | - Внимательно прослушайте стихотворение еще раз. Отметьте паузы, ударения, интонации в нужных местах. - Как вы отметите паузы? - Как вы отметите интонацию? - (…), прочитай это стихотворение вслух. (спросить 2 – 3 человека) | - Палочками. - Стрелками. Слушают чтение учителя, расставляют интонацию, ударения, паузы. Затем читают вслух. | Коммуникативные:осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
7. Чтение литературного произведения | - Обратите внимание на страницу 55-ую. Внимательно прослушайте стихотворение и приготовьтесь отвечать на вопросы. | Внимательно слушают стихотворение. Отмечают паузы, ударения, интонационные приемы диктора. | Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи. |
8. Этап выявления специфики восприятия | - Встретились ли вам незнакомые слова или слова, вызвавшие затруднения при прочтении? - Ребята, кто знает значение этих слов? - Бугорок – небольшая выпуклость на чем - либо - Мальва – род травянистых растений - Шпага – холодное оружие, разновидность меча - Скат – склон, крутая местность - Это произведение можно назвать лирическим? - Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? - О чём Марина Цветаева вспоминает с радостью? Прочитайте эти фрагменты. - О чём автор грустит? Прочитайте эти фрагменты. - Какой период жизни человека описан в стихотворении? - Какую главную мысль можно выделить в стихотворении? - Какой знак стоит в конце стихотворения? - Предположите, для чего он? - Это стихотворение насыщено сравнениями. Найдите их. - Также в тексте много олицетворений. Найдите их. | - Да: бугорок, мальва, шпага, скат. Выдвигают свои предположения по поводу значения этих слов. Запоминают незнакомые слова. - Да. - Грусть по ушедшему детству. Находят фрагменты в тексте, зачитывают их. Находят фрагменты в тексте, зачитывают их. - Период детства. - Обратно в беззаботное детство уже не вернешься. - Многоточие. - Автора переполняли чувства и эмоции. Находят сравнения в тексте, зачитывают их. Находят олицетворения в тексте, зачитывают их. | Личностные: сознавать, что благодаря использованию изобразительно – выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений. |
9. Этап перечитывания | - Внимательно прослушайте стихотворение еще раз. Отметьте паузы, ударения, интонации в нужных местах. - (…), прочитай это стихотворение вслух. (спросить 2 – 3 человека) - Скажите, чем похожи эти стихотворения? - Верно. - Обратите внимание на слайд. Мы выполнили вторую и третью задачи урока (проанализировать стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»; выразительно прочитать эти стихотворения). - С помощью выполненных задач мы достигли цели урока. (Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой) | Читают про себя, расставляют интонацию, ударения, паузы. Затем читают вслух. - Они о детстве. Сопоставляют выполненные задачи урока и цель, которую необходимо достигнуть. | Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. |
10. Итог урока | - Как зовут автора, с которым мы сегодня познакомились? - С какими произведениями мы сегодня работали? - Понравились ли вам произведения? Какие чувства они у вас вызывали? - О чем заставляют задуматься? - Оценку «отлично» на уроке получают (…), так как читали выразительно, не допуская ошибок, работали активно, давая точные и полные ответы на вопросы. - Оценку «хорошо» получают (…), так как читали выразительно, но давали неполные ответы на вопросы. | - Марина Ивановна Цветаева - «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…» - Понравились. Они вызвали чувство ностальгии по детству. - О том, что детство уже не вернуть назад. Нужно наслаждаться сегодняшним днем. Не спешить взрослеть. | Регулятивные: сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. |
11. Этап объяснения домашнего задания | - Ваше домашнее задание следующее: выразительное чтение стихотворений на странице 54 – 55. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи. |
12. Рефлексия. | - Предлагаю вам самим оценить свою деятельность на уроке. Если вы активно работали на уроке и материал был понятен для вас – поднимите зеленую карточку. Если же вы были неактивны на уроке и у вас остались вопросы – поднимите красную карточку. - Спасибо за урок, до свидания. | Оценивают свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек в соответствии с критериями. | Коммуникативные: строить диалог в группе, паре, во время фронтального обсуждения, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. |