Урок.стихи и песенки из книги «рифмы матушки гусыни»
Технология: здоровьесберегающие технологии на уроках по методике Базарного В.Ф., технология развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные.
Приёмы: «Третий глаз», приёмы организации ситуации успеха «Следуй за нами»,
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; различать жанры фольклора: загадки, песенки, потешки; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.
Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам; анализировать структуру произведения.
Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок, уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников
Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; работа в группах и парах; объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам, презентация, карточки с заданиями для работы в группах и парах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Игра Угадай-ка»слайд 2 1 мин 30 сек
Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. А несут меня не кони, А блестящие…
Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Старый друг лучше новых двух.
Голоден, как волк.
Подготовительные упражнения 1 мин
Дыхательная гимнастика
-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе
Вдох носом, выдох ртом - на счет 1-2-3-4-5
Вдох носом, выдох ртом произнося усиливая и ослабевая воздух хвук с
На одном вдохе произнесите 5 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф!
Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
Помните, что при вдохе «надуваем воздушный шарик» в животике, а при выдохе – «сдуваем»
Артикуляционная гимнастика Упр-ие«Лошадка», «Верблюд»
слайд3 ВРУ – ВРЮ ВДА – ВДЯ 2 мин
ГЛУ – ГЛЮ ГНА – ГНЯ
ЛЗУ – ЛЗЮ ТЛА – ТЛЯ
БРУ – БРЮ ХРА - ХРЯ
- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной
Читают хором
Читают по цепочке
Читают мальчики, потом девочки
Читают шепотом, радостно, грустно
Сообщение темы урокаслайд41мин 30сек
Речевая разминка. – Прочтите чистоговорку:
ТА-ПЕ-ТА-ТАУ нас в доме чистота
ТЁ-ТЁ–СЕН-ТЁ Отложили мы шитьё
АТ-АТ-КИ-АТ С собою взяли самокат
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (ПЕСЕНКИ)
- Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, но как она называется вы должны разгадать.
III. Изучение нового материала.3 мин
– Прочтите название этой книги справа налево: «инысугикшутамымфир».слайд5
На уроке вы познакомитесь с английскими песенками из знаменитой книги «Рифмы Матушки Гусыни».слайд6
Почему у нее такое странное имя?Матушка Гусыня, это воображаемый автор детских стихов и песенжизнерадостная пожилая дама, помнит множество веселых стихов, смешных песен, забавных загадок, скороговорок и потешек, первый сборник которых был выпущен в Лондоне не позднее 1780 года. Никому из англичан не надо пояснять, кто такие Robin-the-Bobbin, Шалтай-Болтай, три Мудреца, Человек - Скрюченные Ножки. Эти герои знакомы с детства всем.
В Англии считают, что Матушка-Гусыня была симпатичной женщиной, продававшей цветы на улицах Оксфорда, распевавшей между делом смешные песенки. Вот почему в эти стишках корова взлетает выше облака, люди живут в башмаках, а плавают в дырявом тазике.
слайд7В нашей стране английские детские песенки стали известны прежде всего благодаря переводам С.Я.Маршака и К.И.Чуковского.
Прочитай некоторые из них.
слайд 8 Подготовка к чтению.2 мин
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Вы-стро-ил
Мед-ве-жо-нок
Ис-ку-пать-ся
У-мы-ва-ет-ся
Ско-во-род-ке
Хра-нит-ся(спросить о значении этого слова)+ поработать со словарём
Гимнастика для глазслайд92 мин
III . Работа по теме урока
1.- Послушайте английскую песенку перед тем как начнёте читать? 1 мин
2.- Прочитайте самостоятельно вполголоса песенку «Не может быть» 2 мин 30 сек
Мальчики –громко, девочки -тихо
– Когда автор встретил двух свинок? (В половине шестого)
– Зачитайте строчки, в которых говорится, как выглядели свинки. (Без шляп и ботинок)
– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни? (Нет, это вымысел).
– Какое настроение передает это стихотворение: веселое или грустное? (Весёлое)
3. – Прочтите потешку «Король Пипин» вслух по цепочке. 2 мин 30 сек «Небо-земля»
– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?
– Что необычного в этом стихотворении? (маленький человечек и маленький дворец из сладостей)
–Прочтите, из чего сделаны стены дворца. (Из торта)
–Из чего сделана крыша? (Из леденца)
– Из чего сложили печь? (Из пастилы)
Работа в паре «Первое-последнее»
4.– Прочтите самостоятельно полушёпотом потешку «Я видел озеро в огне», полубуковкой3 мин
– О каких чудесах вы прочитали?
– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?
Что же такое небылица?НЕБЫЛИЦА – малый жанр детского фольклора, рассказывающий необычную, выдуманную, «перевёрнутую» историю. Небольшое по объёму произведение, часто смешная, комичная песенка. Весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.
Работа в парах 3 мин
–Найдите слова, которые рифмуются и допишите их:
- У вас обязательно получится..
1 –й и 3-й ряд «Король Пиппин» (мал-заказал, дворец-леденец, печь-стеречь, готов-котов).
2-й ряд «Я видел озеро…» (огне-коне, крыши-мыши, лису-лесу, мерил-поверил)
Вывод: Рифма может быть в каждой строчке и через строчку или несколько строчек.
Физкультминутка1 мин
Ручки-ручки - потягушки
И ладошки - похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки –Чмок!
5. Чтение диалога «Мама, можно искупаться?» Приём «Перевёртыш» 2 мин
– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?
Методика «Третий глаз»-Почему мама дала такой ответ?
6. Потешка «Мой сыночек молодец» 2 мин
Приём «Шалаш» самостоятельно вслух, «Догонялки», полубуковка
–О каких чудесах вы прочитали?
VI. Продолжение изучения нового материала.слайд 9 4 мин
1. Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».
– Прочтите название стихотворения.
Далее учитель +ученикчитает отрывок из стихотворения.
слайд10 Учитель дочитывает до конца полный вариант
слайд11 Словарная работа
Чулан-подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Шиворот-за часть одежды, прилегающую к шее; за ворот, за воротник
Коровница-Женщина, ухаживающая за коровами; скотница.
Бранится-Выражать свое недовольство в грубых, резких словах
– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.
– Как построено стихотворение?
– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?
слайд 12
Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.
– Сравните выражения:
построить дом; сделать фундамент возвести стены и крышу
построить стихотворение.создать рифмующиеся строчки
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Вот и мы сейчас построим с вами наш дом,
Работа в группах4 мин
-Составьте из букв на листочках названия жанров фольклора, которые мы изучили и постройте наш дом. А как он называется вы отгадаете позже, получив от меня букву.«фольклор».
Небылица-ф пословица-о скороговорка-л считалка-ь
Потешка-к загадка-л поговорка-о колыбельная-р
- Так хочется поскорее увидеть результат вашей работы
Загадка, пословица, поговорка, песенка,колыбельная,небылица – это жанры фольклора.
Фольклор – это устное народное творчество. Фольклор – энциклопедия народной жизни.
В произведениях устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости.
Автором произведений фольклора является народ.
В устном народном творчестве – мудрость народная.
Многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных писателей и поэтов.
«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.
«Народное» - создано народом.
«Творчество» - создание новых по замыслу произведений.
– С какими произведениями вы познакомились?
– Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?
– Какие произведения вам понравились больше всего?
– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?
Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений.
Что дольше всего живет на Земле?История говорит, что это– сказка и песня.У каждого народа рождаются свои сказки, песни, они зачастую похожи друг на друга.
- Оцените свою работу на уроке.
- Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.
Н е б ы л и ц а
П о с л о в и ц а С к о ро го во рк а С ч и т а л к а
П о т е ш к а
З а г а д к а П о г о в о р к а К о лы бе ль н а я
Ф о л ь к л о р
Н е б ы л и ц а
П о с л о в и ц а
С к о р о г о в о р к а
С ч и т а л к а
П о т е ш к а
З а г а д к а
П о г о в о р к а
К о л ы б е л ь н а я
9