Тема урока: И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно»
Планируемые результаты:
Предметные:
Уч-ся должны уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать выразительно;
- узнавать художественные приёмы;
- использовать слова для создания картины природы;
- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Личностные.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.
Ход урока:
Организационный момент.
Цветы жизни (звучит медленная музыка).
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу.
-Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать?
(Дети хором читают с доски высказывание "Мир освещается солнцем, а человек знанием"). -Как вы понимаете это выражение? (Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.)
-А где получают знания? (В школе, в колледже, читая книги.) - А кто знает, как объяснить слово школа? (По-гречески слово школа обозначает - досуг.)
Проверка домашнего задания:
Чтение стихотворений А.А. Фета
Актуализация опорных знаний+ приложение 1
Слайд 2
- Чем художники рисуют картины? А музыканты?
- Как думаете, чем изображают картины поэты и писатели?
- Вспомните, какие художественные приёмы они используют?
Слайд 3
* работа в паре, по карточке
- Вспомним эти приёмы - работаем в паре.
Слайд 4
- Вспомните, какой раздел мы изучаем? (поэтическая тетрадь )
- Пройдём в нашу галерею портретов русских поэтов. С произведениями каких поэтов вы уже познакомились?
- О чём их стихотворения?
- В галерее есть ещё один портрет с вопросительным знаком. Как думаете, чей это портрет? (высказывают предположения)
- По окончании изучения раздела «Поэтическая тетрадь» вы тоже попробуете написать свои детские стихи о природе, родине. И ваши портреты займут достойное место в галерее портретов русских поэтов.
4. Постановка темы и целей урока.
Слайд 5
- Кто уже догадался, какая тема урока? Назовите цели урока.
Изучение нового материала.
Слайд 6 + приложение 2
А) Знакомство с биографией поэта – И.С.Никитина
* работа по индивидуальным карточкам - Приложение 2
Слайд 7
- Проверьте себя (тест «Да или нет»)
Б) Подготовка к восприятию стихотворения
- Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?
- К кому обращается автор?
- Что такое степь?
- Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.
Слайд 8
В) Знакомство со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Слайд 9
- Понравилось стихотворение?
- Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения ?
Слайд 10 – 12 + приложение 3
- Ребята, в этом стихотворении встретятся слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы не знаете. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.
Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.
Полно – хватит
Ковыль – степная трава
В угоду косцам – сделать приятное (дать больше травы)
Копна – небольшой округлый стог сена.
Физминутка для глаз
- Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?
Слайд 13
Выборочное чтение, словесное рисование.
- Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт.
- Как называет автор траву ? (Муравой.)
- Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят.
- Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.)
- Как бы вы озаглавили стихотворение ? (Предложение детей.)
- Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?
(Олицетворение - поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакрой, нарядись,
полюбуйся...
Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;
Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»
Метафора – «зима – матушка»)
- С каким настроением автор описывает весну?
- Подготовьтесь выразительно читать.
6. Физминутка
Мишка вылез из берлоги.
Огляделся на пороге.(повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна:
К нам опять пришла весна.(потягивание, руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.(вращение головой)
Наклонился взад- вперед,(наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет Мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (дети садятся)
7. Продолжение изучения новой темы.
- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно,напевно.) - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
- Прочитайте выразительно.
8. Итоги урока
- Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)
Слайд 14
9. Домашнее задание
Выразительное чтение: желающие могут нарисовать свою иллюстрацию к стихотворении
Слайд 15
10 Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
-на уроке я узнал
- я похвалил бы себя за
- мне захотелось
- сегодня я сумел
Приложение 1
Приёмы художественной выразительности |
сравнение | | Красочные определения, выраженные прилагательными |
эпитет | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства |
метафора | Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека |
олицетворение | Сопоставление одного предмета с другим |
Приёмы художественной выразительности |
сравнение | | Красочные определения, выраженные прилагательными |
эпитет | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства |
метафора | Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека |
олицетворение | Сопоставление одного предмета с другим |
Приёмы художественной выразительности |
сравнение | | Красочные определения, выраженные прилагательными |
эпитет | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства |
метафора | Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека |
олицетворение | Сопоставление одного предмета с другим |
Приёмы художественной выразительности |
сравнение | | Красочные определения, выраженные прилагательными |
эпитет | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства |
метафора | Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека |
олицетворение | Сопоставление одного предмета с другим |
Приёмы художественной выразительности |
сравнение | | Красочные определения, выраженные прилагательными |
эпитет | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства |
метафора | Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека |
олицетворение | Сопоставление одного предмета с другим |
Приложение 2
Биография поэта Ивана Саввича Никитина Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. |
Биография поэта Ивана Саввича Никитина Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. |
Биография поэта Ивана Саввича Никитина Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. |
Биография поэта Ивана Саввича Никитина Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. |
Приложение 3
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |
копна | | сделать приятное (дать больше травы) |
ковыль | небольшой округлый стог сена. |
в угоду косцам | степная трава |
копна | хватит |