СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Сказки Г.Х. Андерсена. Создание выставки книг". УМК «Перспектива»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Сказки Г.Х. Андерсена. Создание выставки книг". УМК «Перспектива»»

Технологическая карта урока

Урок Литературного чтения в 4 классе, программа «Перспектива»

Учитель

Куликова Елена Анатольевна, МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени

Тема урока

Сказки Г.Х. Андерсена. Создание выставки книг.

Цель

Создание условий для знакомства с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена.

Задачи

  • учить прогнозировать содержание произведения;

  • объяснять значение незнакомых слов;

  • выбирать книгу для самостоятельного чтения;

  • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • воспринимать на слух художественное произведение;

  • определять героев произведения;

  • развитие умения планировать свою деятельность;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

  • развитие коммуникативных навыков.

Планируемые

результаты

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

  • повышение уровня рефлексии и адекватной самооценки на основе формирующего критериального оценивания учебной деятельности;

  • осознание алгоритма учебного действия;

Метапредметные

Регулятивные:

  • формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;

  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • высказывание своего мнения о прочитанном произведении;

  • умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг;

  • учиться извлекать информацию из текстов;

  • освоить основы познавательной рефлексии.

Коммуникативные:

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • отвечать на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью;

  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий.

Предметные:

  • знание авторов и произведений зарубежной литературы;

  • определение особенностей волшебной сказки зарубежных авторов;

  • составление подробного плана пересказа сказки;

  • пересказ самых интересных эпизодов произведения от лица главных героев;

  • характеристика главных героев с опорой на схему.

Основные понятия

Литературная, авторская сказка.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Часть 2

Диафильм о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена «Великий сказочник», презентации «Памятники Андерсену и героям его сказок», «Викторина по сказкам Андерсена», видео отрывок из фильма «Старая, старая сказка», выставка книг писателя и рисунков детей.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в группах.




Этап

урока

Содержание педагогического

взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности


- Начинаем урок литературного чтения. Я рада всех приветствовать.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

- Мы продолжаем с вами знакомиться с зарубежными авторами и путешествовать по странам и городам мира. Сегодня мы побываем в Дании, стране, где родился этот великий сказочник.

… Сказками увенчан, как цветами.
Строк его вкушаем благодать.
Наши папы, бабушки и мамы
Брали сказки в детскую кровать.
Открываю том его прекрасный

В поле, в доме, в школе и в лесу…
Сказок его радужные краски,
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!

Трофимов А.

- Прочитайте эти строки про себя.

- Прочитайте тихим шёпотом.

- Прочитайте громко и выразительно.

- Кому посвящены строки этого стихотворения?


На его родном датском языке, так: Hans Christian Andersen. В последнее время во многих учебниках начали называть сказочника по-датски – Ханс Кристиан. Однако, Ганс Христиан, это имя, которое многие годы значилось на обложках книг со сказками, на которых мы выросли. Но есть простой способ избежать трудностей перевода. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: "Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость».

Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга.























Обучающиеся читают строки со слайда.

Строки стихотворения посвящены Г.Х. Андерсену.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

- Итак, отправляемся в наше путешествие! Но вначале проверим домашнее задание, которое вы выполнили в группах.

1 группа должна была приготовить небольшие сообщения об Андерсене, поработав с различными источниками информации.

2 группа – найти в домашней и школьной библиотеках книги Г.Х. Андерсена и принести в класс.

3 группа – нарисовать иллюстрации к любимым сказкам автора.

Пока первая группа обменивается сообщениями и готовится рассказать, что им больше всего запомнилось из биографии Г.Х. Андерсена, предлагаю 2 и 3 группам оформить выставки рисунков и книг.




Дети работают в группах:

Одни обмениваются впечатлениями, другие оформляют выставки на доске и приготовленном стеллаже (обучающие с ОВЗ).

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Представление работы групп.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали!


Обучающиеся рассказывают, что им больше всего запомнилось из биографии Г.Х. Андерсена (несколько фактов);

Какие книги произведения были написаны автором и, к каким из них были сделаны иллюстрации.

4. Изучение материала

А сейчас я предлагаю вашему вниманию диафильм о жизни и творчестве этого великого сказочника. По ходу фильма я рекомендую делать пометки в тетрадях.

Обучающиеся смотрят диафильм и делают пометки (кто может).

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.


- Что нового узнали из фильма?

- Как коротали вечера отец с сыном?

- Кому маленький Андерсен рассказывал свои истории?

- Где учился Г.Х Андерсен? Почему он так и не закончил школу?

- Куда отправился 14 –летних Ганс Христиан?

- Как жилось ему в Копенгагене, какие испытания ему пришлось вынести?

- Где он продолжил своё обучение?

- Как называлась книга, в которой Андерсен расскажет о своей жизни?

- В каком году вышел первый сборник сказок?

- Как встретил Андерсена родной город Оденс после долгих лет?

Вот уже второе столетие живут с нами сказки Андерсена, и поверьте, будут жить еще дольше.

Физминутка.

Работа по учебнику.

- Прочитайте материал нас. 32 – 33. Обратите внимание на виды Дании, которую так любил Андерсен.

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна».

И Дания, и весь мир отвечают Андерсену взаимной любовью.

Памятники Г.Х. Андерсену и героям его сказок разбросаны по всему миру, от Оденса до Сочи. (Показ презентации с фотографиями памятников).

Дети отвечают на вопросы после просмотра фильма.


























Обучающиеся в тетради записывают названия понравившихся и запомнившихся памятников.

6. Закрепление и систематизация знаний

- А вы, ребята, хорошо знаете сказки и героев Андерсена? Давайте проверим!

(Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена частично проводится по учебнику С. 34-35, частично с использованием презентации).

- Почти все сказки Андерсена экранизированы. Это мультипликационные и художественные фильмы, театральные постановки. В репертуаре наших театров они тоже есть. В театре «Ангажемент» уже много лет показывают прекрасную сказку «Стойкий оловянный солдатик», на сцене Театра кукол и масок вы можете увидеть волшебную сказку «Огниво».

Предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть отрывок из художественного фильма «Старая, старая сказка» снятую по мотивам сказки «Огниво». Веселую песенку солдата исполняет замечательный советский актёр Олег Даль. Маршируем вместе с ним.

Физкультминутка.

Обучающиеся смотрят презентацию, сами читают вопросы со слайда и отвечают на них. Оценивают свою работу.









Дети отдыхают, смотрят, маршируют.

7. Информация о домашнем задании

Внимание! Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ любого отрывка из любимой сказки Андерсена.

2. Подготовить выразительное чтение отрывка из любимой сказки (для обучающихся с ОВЗ).

3. Нарисовать иллюстрацию к любой из сказок Андерсена (кто не рисовал) и продолжить оформление выставки рисунков.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник



8. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какому сказочнику мы посвятили наш урок?

- Какие сказки Андерсена вы любите?

- Чем они вам нравятся?

- Почему, на ваш взгляд, некоторые сказки Андерсена грустные?

АМО «Светофор»

- Оцените свою работу на уроке. Согласны ли вы с такими утверждениями:

  • На уроке я много нового узнал о жизни и творчестве Г.Х Андерсена.

  • Я смогу назвать несколько стран и городов, в которых находятся памятники Г.Х Андерсену и героям его сказок.

  • О некоторых сказках до сегодняшнего дня я не знал.

  • У меня есть любимая сказка Андерсена.

  • Я смогу поделиться этими знаниями с другими.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы оценивают свою работу. Делятся впечатлениями, что на их взгляд было самое трудное, и как в последующей работе справиться с этими трудностями.


Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.




Интернет - источники

https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post231309453 (Памятники Андерсену)

https://www.youtube.com/watch?v=m3z1K52f_bc&t=3s (Диафильм «Великий сказочник»)

https://infourok.ru/viktorinaprezentaciya-po-skazkam-ghandersena-2812985.html

https://www.youtube.com/watch?v=lyBVJvBUsOQ (Песенка солдата в исполнении Олега Даля)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!