Урок Литературного чтения в 4 классе, программа «Перспектива» |
Учитель | Куликова Елена Анатольевна, МАОУ СОШ № 65 г. Тюмени |
Тема урока | Сказки Г.Х. Андерсена. Создание выставки книг. |
Цель | Создание условий для знакомства с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена. |
Задачи | учить прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведения; развитие умения планировать свою деятельность; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях; развитие коммуникативных навыков. |
Планируемые результаты | Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося; повышение уровня рефлексии и адекватной самооценки на основе формирующего критериального оценивания учебной деятельности; осознание алгоритма учебного действия; Метапредметные Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение; планировать учебное сотрудничество. Познавательные: высказывание своего мнения о прочитанном произведении; умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг; учиться извлекать информацию из текстов; освоить основы познавательной рефлексии. Коммуникативные: активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; отвечать на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы; готовность слушать собеседника и вести диалог; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий. Предметные: знание авторов и произведений зарубежной литературы; определение особенностей волшебной сказки зарубежных авторов; составление подробного плана пересказа сказки; пересказ самых интересных эпизодов произведения от лица главных героев; характеристика главных героев с опорой на схему. |
Основные понятия | Литературная, авторская сказка. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Часть 2 Диафильм о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена «Великий сказочник», презентации «Памятники Андерсену и героям его сказок», «Викторина по сказкам Андерсена», видео отрывок из фильма «Старая, старая сказка», выставка книг писателя и рисунков детей. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, в группах. |
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | - Начинаем урок литературного чтения. Я рада всех приветствовать. Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! - Мы продолжаем с вами знакомиться с зарубежными авторами и путешествовать по странам и городам мира. Сегодня мы побываем в Дании, стране, где родился этот великий сказочник. … Сказками увенчан, как цветами. Строк его вкушаем благодать. Наши папы, бабушки и мамы Брали сказки в детскую кровать. Открываю том его прекрасный В поле, в доме, в школе и в лесу… Сказок его радужные краски, Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу! Трофимов А. - Прочитайте эти строки про себя. - Прочитайте тихим шёпотом. - Прочитайте громко и выразительно. - Кому посвящены строки этого стихотворения? На его родном датском языке, так: Hans Christian Andersen. В последнее время во многих учебниках начали называть сказочника по-датски – Ханс Кристиан. Однако, Ганс Христиан, это имя, которое многие годы значилось на обложках книг со сказками, на которых мы выросли. Но есть простой способ избежать трудностей перевода. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: "Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». | Обучающиеся приветствуют учителя и друг друга. Обучающиеся читают строки со слайда. Строки стихотворения посвящены Г.Х. Андерсену. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. | - Итак, отправляемся в наше путешествие! Но вначале проверим домашнее задание, которое вы выполнили в группах. 1 группа должна была приготовить небольшие сообщения об Андерсене, поработав с различными источниками информации. 2 группа – найти в домашней и школьной библиотеках книги Г.Х. Андерсена и принести в класс. 3 группа – нарисовать иллюстрации к любимым сказкам автора. Пока первая группа обменивается сообщениями и готовится рассказать, что им больше всего запомнилось из биографии Г.Х. Андерсена, предлагаю 2 и 3 группам оформить выставки рисунков и книг. | Дети работают в группах: Одни обмениваются впечатлениями, другие оформляют выставки на доске и приготовленном стеллаже (обучающие с ОВЗ). |
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. | Представление работы групп. - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали! | Обучающиеся рассказывают, что им больше всего запомнилось из биографии Г.Х. Андерсена (несколько фактов); Какие книги произведения были написаны автором и, к каким из них были сделаны иллюстрации. |
4. Изучение материала | А сейчас я предлагаю вашему вниманию диафильм о жизни и творчестве этого великого сказочника. По ходу фильма я рекомендую делать пометки в тетрадях. | Обучающиеся смотрят диафильм и делают пометки (кто может). |
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. | - Что нового узнали из фильма? - Как коротали вечера отец с сыном? - Кому маленький Андерсен рассказывал свои истории? - Где учился Г.Х Андерсен? Почему он так и не закончил школу? - Куда отправился 14 –летних Ганс Христиан? - Как жилось ему в Копенгагене, какие испытания ему пришлось вынести? - Где он продолжил своё обучение? - Как называлась книга, в которой Андерсен расскажет о своей жизни? - В каком году вышел первый сборник сказок? - Как встретил Андерсена родной город Оденс после долгих лет? Вот уже второе столетие живут с нами сказки Андерсена, и поверьте, будут жить еще дольше. Физминутка. Работа по учебнику. - Прочитайте материал нас. 32 – 33. Обратите внимание на виды Дании, которую так любил Андерсен. «В цветущей Дании, где свет увидел я, Берёт мой мир своё начало; На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя… Люблю тебя, родных морей волна, Люблю я вас, старинные курганы, Цветы садов, родных лесов поляны, Люблю тебя, отцов моих страна». И Дания, и весь мир отвечают Андерсену взаимной любовью. Памятники Г.Х. Андерсену и героям его сказок разбросаны по всему миру, от Оденса до Сочи. (Показ презентации с фотографиями памятников). | Дети отвечают на вопросы после просмотра фильма. Обучающиеся в тетради записывают названия понравившихся и запомнившихся памятников. |
6. Закрепление и систематизация знаний | - А вы, ребята, хорошо знаете сказки и героев Андерсена? Давайте проверим! (Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена частично проводится по учебнику С. 34-35, частично с использованием презентации). - Почти все сказки Андерсена экранизированы. Это мультипликационные и художественные фильмы, театральные постановки. В репертуаре наших театров они тоже есть. В театре «Ангажемент» уже много лет показывают прекрасную сказку «Стойкий оловянный солдатик», на сцене Театра кукол и масок вы можете увидеть волшебную сказку «Огниво». Предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть отрывок из художественного фильма «Старая, старая сказка» снятую по мотивам сказки «Огниво». Веселую песенку солдата исполняет замечательный советский актёр Олег Даль. Маршируем вместе с ним. Физкультминутка. | Обучающиеся смотрят презентацию, сами читают вопросы со слайда и отвечают на них. Оценивают свою работу. Дети отдыхают, смотрят, маршируют. |
7. Информация о домашнем задании | Внимание! Домашнее задание. 1. Подготовить пересказ любого отрывка из любимой сказки Андерсена. 2. Подготовить выразительное чтение отрывка из любимой сказки (для обучающихся с ОВЗ). 3. Нарисовать иллюстрацию к любой из сказок Андерсена (кто не рисовал) и продолжить оформление выставки рисунков. | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник |
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | - Какому сказочнику мы посвятили наш урок? - Какие сказки Андерсена вы любите? - Чем они вам нравятся? - Почему, на ваш взгляд, некоторые сказки Андерсена грустные? АМО «Светофор» - Оцените свою работу на уроке. Согласны ли вы с такими утверждениями: На уроке я много нового узнал о жизни и творчестве Г.Х Андерсена. Я смогу назвать несколько стран и городов, в которых находятся памятники Г.Х Андерсену и героям его сказок. О некоторых сказках до сегодняшнего дня я не знал. У меня есть любимая сказка Андерсена. Я смогу поделиться этими знаниями с другими. Молодцы, ребята! Спасибо за урок! | Дети отвечают на вопросы оценивают свою работу. Делятся впечатлениями, что на их взгляд было самое трудное, и как в последующей работе справиться с этими трудностями. Обучающиеся оценивают свою работу на уроке. |