МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект открытого урока
по литературному чтению во 2 классе по теме:
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
учитель начальных классов
высшей категории
Феофанова Татьяна Васильевна.
г. Симферополь 2019
Урок литературного чтения № 39 (28.11.2019 уч. год.)
Домашние животные. 2 класс.
(урок знакомства с новым текстом)
Цели: познакомить учащихся с народной сказкой «Как собака друга искала», с рассказом «Старый пёс» В. А. Сухомлинского; формировать умение вычитывать смысловую информацию из сплошного литературного текста.
Задачи для достижения цели:
Предметная: учить работать с разными текстами, разными источниками информации;
Развивающая: развивать творческое воображение, связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; внимание, память;
Воспитательная: формировать потребность в чтении как средства познания мира; прививать любовь к животным, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: учащиеся должны уметь извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
Регулятивные УУД: учить определять и формулировать цель; достигать поставленных целей;
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать учителя и своих товарищей;
Личностные УУД: развивать умение выражать своё мнение.
Оборудование: изображения домашних животных, выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания, сказка, загадки).
Ход урока
Прозвенел уже звонок – начинается урок.
Какой урок у нас сейчас будет? (Слайд№1).
Мне нравятся уроки литературного чтения.
А вы их любите? А за что вы их любите?
Что бы вам хотелось получить от этого урока? (Слайд №2)
А что нам нужно делать, чтобы у нас всё получилось?
РАБОТАТЬ ДРУЖНО! (Слайд №3).
Мы с вами нацелили себя на серьёзную работу.
Пусть у нас всё получится!
Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем? (Слайд №4)
Кого мы называем братьями нашими меньшими?
Сегодня продолжим говорить о них.
Как называют животных, которые живут с людьми?
(Домашние животные.) «Слайд №5»
Это и есть тема сегодняшнего урока. Но сначала, чтобы начать читать, нужно сделать дыхательную гимнастику.
Белебедя съел медведя,
Утром рано съел барана.
На закуску съел лягушку,
Хотел волка, да неловко,
Хотел гуся, да боюся!
Прочитайте медленно «жужжащим» способом.
(Дети читают.Затем — чтение с разной интонацией: сердито, весело). А теперь СКОРОГОВОРКОЙ! . (Слайд№6)
Какие чувства вызывает это стихотворение? К какому жанру оно относится? Дайте характеристику Белебеде.
Какой он?
Динамическое чтение.
А вот вам зарядка для ума. (Слайд №7)
Какие чувства вызвало у вас произведение о котятах?
К какому жанру относится?
Вы получили домашнее задание принести книги о животных, нарисовать рисунки, прочитать произведения о животных.
Какие произведения о животных вы прочитали?
Какие вы знаете истории о том, как животные воспитывали не своих детенышей.
Беседа о домашних животных.
На урок окружающего мира вы готовили проект
« Мой питомец», рассказывали о том, кто из животных живет у вас дома, как вы за ними ухаживаете. Подумайте и скажите, а для чего человек заводит у себя в квартире или в доме животных? Ведь надо их кормить, ухаживать за ними (мыть, расчесывать), лечить. Что же человек получает взамен? (Ответы детей.)
- Прочитайте стихотворение №2.
Скажите, что человек получает от своего любимца.
Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил. Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня на воздух выводил меня...
За все я щедро отплачу: тебя быть добрым научу! (Слайд №8 )
Какие чувства у вас возникли?
От чьего имени идёт речь в стихотворении? Что же мы можем получить от своего домашнего любимца?
Вот кто может научить нас доброте! Я попросила вас приготовить ЭМБЛЕМЫ ДОБРОТЫ. Давайте сделаем выставку эмблем.
Первичное чтение и обсуждение сказки.
- Как у человека появились домашние животные?
(Дети делятся своими знаниями.)
- Сегодня мы познакомимся с интересным произведением., Подсказка в физкультминутке. К какому жанру относится физкультминутка? (Это народная песня)
Правильно: с народной сказкой.
Давайте предположим, о чём она?- ( Слайд №10)
Предположите по названию – о чём она? (Слайд 11)
«Как собака друга искала». Вы читали такую сказку?
У вас на столах есть карточки с текстом этой сказки.
Сели удобно, стульчики подвинули. Начинаем читать.
Сказка «Как собака друга искала» -
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
-Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
- Зачем лаешь? — говорит он собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
-Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
-Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала. Собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
- Ах, ты! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас. «И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и за лаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
-Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не pyгает ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
Гимнастика для глаз.(кто прочитал , делает гимнастику для глаз)
Какие непонятные слова встретились?
Овраг? Богатырь? Берлога? Конура?
-А теперь — смысловое чтение. Какие вопросы возникают при чтении? Что понятно?
Ответы на вопросы найдите в тексте.
-- Какого друга хотела найти себе собака?
-- С кем она пробовала дружить? --Почему дружба распадалась? (Всегда находился кто-нибудь сильнее.)
Кто же оказался самым смелым? (Самым смелым оказался человек.)Понравилось ли собаке жить вместе с человеком? (Слайд 13)
- Урок литературного чтения – это всегда встреча
С КЕМ или С ЧЕМ? Сегодня у нас тоже встреча. Смысловое чтение. «Старый Пёс».
Диалог с автором – Василием Сухомлинским (Слайд 14)
Был у Человека верный друг — Пёс. Много лет сторожил он хозяйство Человека.
Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть.
Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина.
Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился и спросил:
— Значит, ты уже не узнаёшь меня? В (какие действия?)
Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!
Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка. В
Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую, и сказал Щенку:
— Живи здесь.
Старый Пёс спросил у Человека:
— Зачем тебе ещё один пёс?..В
(Как вы думаете, какой будет ответ , какие действия?)
( конец текста загнут, дети предполагают.)
А что сказал нам автор?
— Чтобы тебе не было скучно. — сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.
Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза.
А на траве кувыркался, играл Щенок.
Давайте вспомним главные слова Н. Сладкова -автора статьи « ОНИ и МЫ»: « Не навреди!» (Слайд 15)
Поработайте парами.
Прочитайте загадки Ольги Дружковой , разгадайте их.
Прочитайте выразительно вслух, назовите отгадку.
В тени под деревом лежит, двор, и сад наш сторожит.
Не то, что настоящий вор, — прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признает,учтиво лапу подает. (Собака.)
Кривоногая Марфутка не сидит ни минутки.
Неуклюже идет — зато ловко плывет. (Утка.)
Важная птица, красная косица —
Не на спине коса лежит, а с клюва висит. (Индюк.)
Каблучками стучит, фырчит и ворчит,
Вся помята и грязна. Хотя вовсе не бедна,
Ей все беды нипочем — у нее есть пятачок! (Свинья.)
Какую из загадок можно отнести к сказке?
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что вам захотелось сделать после этого урока?
Какой раздел мы начали изучать на уроке?
Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел
Чем мы занимались на уроке? Чему вы учились?
Подготовить выразительное чтение сказки по ролям и любого интересного стихотворения о животных.