2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (25 мин) Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, темы и плана урока. (по Т.Г. Фирсовой «Подготовка к восприятию текста»; «Первичное восприятие») Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения; знакомство с текстом изучаемого произведения | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; упражнение); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) | - Перед тем, как узнать тему нашего урока проведем речевую разминку. Речевая разминка (на слайде) Дыхательные упражнения. Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку». Представить, что на руке 3 свечи, глубокий вдох и выдох тремя порциями. Задуть каждую свечу. Сначала учитель, потом вместе, затем выборочно. ОЙ – ОЙ – ОЙ – это ластик твой? АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май. ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей. Читает учитель быстро, учитель читает в нормальном темпе, вместе в медленном темпе, вместе быстрее, произносим с интонацией в виде вопроса, радостно, грустно, самостоятельное чтение скороговорки 1-2 обучающимися. ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ, ТАЩИЛ ГОРДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ. АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ. ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ. - У вас отлично получается! - Ребята, скажите, какой раздел по литературному чтению мы завершаем изучать? (Литература зарубежных стран – на доске название раздела) - Верно. - Мы с вами путешествуем по разным странам, знакомимся с авторами из этих стран и их произведениями. - Сейчас предлагаю вспомнить произведения, с которыми мы познакомились в этом путешествии. - На экране будет появляться герой произведения, ваша задача – по поднятой руке назвать из какого произведения этот герой, а также вспомнить автора. - Женя, что нужно сейчас сделать? - Отлично. Начнем. (Мама кошка и ее дети («Перчатки». Перевод С.Я. Маршака); Улитка и портные («Храбрецы». Перевод С.Я. Маршак, К.И. Чуковский; Кот в сапогах («Кот в сапогах» Ш. Перро); Переодетый в одежду бабушки волк («Красная шапочка Ш. Перро); принцесса на матрасе (Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен») – на экране. - Здорово, ребята, я очень рада, что многие из вас запомнили произведения, которые мы изучали в этом разделе. Порадовали те, кто вспомнил авторов или переводчиков этих произведений. Молодцы. - На нашем уроке мы с вами продолжаем путешествовать. - На чем мы с вами путешествуем? (На самолёте) (на слайде) - Ребята, для начала нам необходимо узнать место, куда мы отправимся в путешествие. - Посмотрите на экран. Чтобы узнать название 1 страны вам нужно отгадать шифр. Артем, как нужно прочитать? (Справа-налево: ЯИЦНАРФ – ФРАНЦИЯ) - Итак, в какую 1 страну мы отправимся? (Франция) - Верно. Отгадайте 2 шифр и узнаете 2 страну. (Спрятаны некоторые буквы: Германия) Как называется 2 страна нашего путешествия? (Германия) - Ребята, в этих странах говорят на одном языке? (Нет, на разных) На каких? (На французском и немецком) - А как вы думаете, песенки на каком языке поют в этих странах? (На французском и немецком) - Тогда как называются эти песенки? (Французские и немецкие) - Сегодня мы познакомимся с двумя песенками этих стран. - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Французские и немецкие народные песенки) (На доске вывешивается тема урока) - Отлично. - Чтобы узнать, как называются эти песенки, откройте учебник странице 150-151. - Маша, прочитай, как называется 1 песенка? (Сюзон и мотылек) - Это французская народная песенка. - Артем, как называется 2 песенка? (Знают мамы, знают дети) - Это немецкая народная песенка. - Прежде чем начать, я предлагаю поставить цель на наш урок. – На экране представлено незаконченное предложение, подумайте и закончите цель (Познакомиться и прочитать выразительно…) С чем мы познакомимся и прочитаем выразительно? - Катя, озвучь полностью цель урока. (Цель: познакомиться и прочитать выразительно французские и немецкие народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети») - Для того чтобы познакомиться с песенками - отправимся в путешествие во Францию и Германию и послушаем народные песенки. - Итак, мы начинаем наше путешествие! Пристегните ремни, мы отправляемся во Францию. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! (Звуки самолета+демонстрация изображений) - Откройте страницу 150. Женя, как называется французская песенка? (Сюзон и мотылек) - Прочитайте после произведения, кто перевёл на русский язык эту песенку (Н. Гернет и С. Гиппиус «Сюзон и мотылек»). - Исходя из названия этой песенки, предположите, о ком или о чем она будет? (Высказываются) - Что вы знаете о мотыльках? (Мотылек – это небольшая бабочка). (Показ изображения) -Как вы думаете «Сюзон» это что? (Имя девочки). - Послушаем английскую народную песенку «Сюзон и мотылек». (Слушание аудиозаписи) - Понравилась ли вам песенка? - О чем эта песенка? - Что особенно вам запомнилось? - С каким настроением мы прочитаем эту песенку? - Выполним гимнастику для наших глаз, чтобы в процессе чтения они не уставали. - В тексте вам могли встретиться незнакомые слова. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркивать незнакомые слова. - Я начну читать, затем кто-то из вас продолжит и так по цепочке. (Чтение учителем и детьми) – Ребята, какие слова вы отметили? (Объяснение незнакомых слов учителем) -Как вы думаете, почему Сюзон не хотела дружить с мотыльком? - Почему она называла мотылька счастливым? -Как вы думаете, почему Сюзон не осталась кружиться с мотыльком, а пошла в школу? -Ребята, автор приготовил для нас картинки к песенке, посмотрите. -К каждой картинке своё четверостишье. Давайте проанализируем их. (на экране) -Первая картинка, что мы видим? (Сюзон с сумкой, шагает в школу, а над ней мотылек) -Да, значит, какие слова подходят к это картинке? Сюзон шагала в школу, А путь был недалёк. Над нею закружился Красивый мотылёк. Над нёю закружился красивый мотылек. -Посмотрим на следующую картинку, что мы видим? (Сюзон подаёт руку мотыльку). -Верно, послушайте, подходят ли эти строки к этой картинке? Она ему сказала: -Дай лапку, мой дружок! Не учишь ты уроков, счастливый мотылёк -Да, подходит. -Посмотрите на следующую картинку. -Что происходит? (Она что-то говорит мотыльку) -У нас есть ещё одни повторяющаяся строчки Не учишь ты уроков, счастливый мотылёк Давай с тобою вместе Кружиться весь денек! -Ну и последняя картинка, что мы видим? (школу) -Следовательно, на это картинке Сюзон уже пошла, учиться в школу. -И у нас осталась последняя строчка. Прощай, прощай, мой милый, Уже звенит звонок! Прием развития ЭИ - Ребята, мне очень интересно узнать, какое впечатление произвела на вас эта песенка. - Выберите, пожалуйста, цвет бабочки, который описывает вашу эмоцию. (На слайде пояснение) Красная бабочка – радость, веселье Зеленая бабочка – интерес Синяя бабочка – грусть, печаль. - Покажите, какой цвет бабочки вы выбрали. - Спасибо за мнения. Валя, а почему ты выбрал такой цвет бабочки? Артем, а ты? - Мы с вами познакомились с песенкой «Сюзон и мотылек». Перед тем, как познакомиться со следующей песенкой, немного отдохнем. Встаньте из за своих мест так, чтобы вокруг вам ничего не мешало. Я буду рассказывать стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте эти движения за мной. Физкультминутка - Молодцы, мы отдохнули, поднабрались сил и можем приступать дальше. Какая следующая страна нашего путешествия? (Германия). Мы прибыли в Германию. - Откройте учебники на странице 151-ой. - Как называется немецкая народная песенка? (Знают мамы, знают дети) - Прочитайте после произведения, кто перевёл на русский язык эту песенку (В. Викторов). - Исходя из названия этой песенки, предположите, о ком или о чем она будет? (Высказываются) - Послушаем немецкую народную песенку «Знают мамы, знают дети». (Слушание аудиозаписи) - Понравилась ли вам песенка? - О чем эта песенка? - Что особенно вам запомнилось? - С каким настроением мы прочитаем эту песенку? - В тексте вам могли встретиться незнакомые слова. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркивать незнакомые слова. - Я начну читать, затем кто-то из вас продолжит и так по цепочке. (Чтение учителем и детьми) – Ребята, какие слова вы отметили? - Когда мы не знаем толкование какого – либо слова, к каким источникам можем обратиться, чтобы это уточнить? -Предлагаю уточнить их значение в словаре. Толкование данных слов я нашла в словаре С.И. Ожегова. Маша, прочитай, что такое табурет. Валя, что такое воз. Аня, прочитай, что такое ушко в иголке. Табурет – стул. Воз – телега с чем-либо. Ушко в иголке – то место, куда продевается нитка. (+демонстрация изображений) -Как вы думаете, почему эта песенка имеет такое название «Знают мамы, знают дети»? -Можно ли сказать, что эта песенка шуточная? Почему? -Ребята. Художник пошутил, и вместо некоторых слов он вставил картинки, давайте попробуем прочитать это стихотворение с картинками. (на экране) Знают мамы, | Знают дети, | Знают и : | На табурете | Ни за что не усидишь, | Без не сдвинешь воза, | Хоть впряги в него , | Не спасёшься от , | Если в нет , | От мало толка, | Если без ушка иголка. | Так и без труда | Не годятся никуда. | -Сначала прочитаю я вам, а вы внимательно следить и проговаривайте про себя. (Чтение учителем, затем с детьми) - Мы с вами познакомились с немецкой народной песенкой «Знают мамы, знают дети». Прием развития ЭИ - Ребята, мне очень интересно узнать, какое впечатление произвела на вас эта песенка. -У каждого из вас на столах лежат картинки с выражением разных эмоций. Обведите в кружок ту эмоцию, которую испытали при знакомстве с этой песенкой. Покажите мне. Отлично. Покажите соседу по парте. У кого соседу нет – покажите мне. А теперь сосед должен узнать, какая это эмоция. - Итак, пара Кати и Жени. Женя, какую эмоцию выбрала Катя (называет). Катя, объясни, почему ты выбрала эту эмоцию? (Объясняет) Катя, какую эмоцию выбрал Женя. (называет) Женя, объясни, почему ты выбрала эту эмоцию? (Объясняет) - Спасибо, ребята, отложите на край стала карточки. | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся демонстрируют восприятие литературного произведения как особого вида искусства, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей (проявления ЭИ). Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; овладение навыками смыслового чтения произведения в соответствии с целями и задачами; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о содержании раздела «Литература зарубежных стран»; знакомы с французскими и немецкими народными песенками «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»; обучающиеся демонстрируют умения: прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение, объяснять значение незнакомых слов, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |