Тема В. Осеева «Хорошее»
Цель: познакомить обучающихся с рассказом В.Осеевой «Хорошее»;
формировать умение выделять главную мысль произведения и давать
характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Развивать связную речь, память, мышление обучающихся, умение
анализировать и делать выводы.
Воспитывать честность, ответственность за свои поступки, доброе отношение к
людям, интерес к чтению и литературному творчеству В.А. Осеевой.
Оборудование: портрет В.Осеевой, раздаточные индивидуальные карточки «Да -
нет», демонстрационная таблица «Толстые и тонкие вопросы»,
числовой веер, шесть разноцветных шляп, солнышко, выставка книг
В.А.Осеевой, раздаточные учебные пособия А.И. Ляховой «Учимся
читать быстро», презентация к уроку, телевизор, ноутбук.
Тип урока: комбинированный, урок с использованием технологии развития
критического мышления.
Ход урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА
І. Организация класса СЛАЙД 1 - 2
Литературатурное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
Прогнозирование - Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.)
II Актуализация знаний
1. Речевая разминка. Игра «Вспомни скороговорку». СЛАЙД 3
- Скажите, пожалуйста, над чем нам надо поработать, чтобы речь наша была внятная и разборчивая?
- Сейчас мы поиграем в игру «Вспомни скороговорку». Я буду показывать вам на веере число, а вы дожны найти под этим номером скороговорку, вспомнить её и быстро проговорить. (Обучающиеся находят скороговорки в учебном пособии А.И.Ляховой «Учимся быстро читать», стр. 50 – 51)
2. Подведение итога речевой разминки.
ІІІ. Проверка домашнего задания
1. Составление кластера «В. А. Осеева» (краткая биография писательницы) СЛАЙД 4

- А сейчас давайте вспомним основные моменты из биографии Валентины Александровны Осеевой и составим кластер. Помогут вам в составлении опорные слова.
Родилась … Мечтала стать …




Валентина
Александровна
Осеева Семья переехала в
Первые рассказ
и книжка …

В 21 год …
Валентина Александрована Осеева родилась в Киеве в 1902 году ( одна тысяча девятьсот втором году).
Мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет института имени Лысенко в Киеве.
Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.
В 21 год Осеева поняла, что её настоящее призвание – воспитывать детей. Она отдала 16 лет этому делу.
Первый её рассказ «Гришка». А затем вышла её первая книжка «Рыжий кот».
2. Приём «Да-нетка» СЛАЙД 5
- Какой рассказ В.Осеевой вы читали дома? («Волшебное слово»)
- Возьмите каждый карточку «Да-нет» и заполните таблицу.
- Я называю вам утверждение, а вы в таблице ставите соответствующую отметку. Каждый ученик получит за это оценку.
1) Павлик при встрече со стариком на скамейке вёл себя уважительно. (Нет)
2) Поведение мальчика изменилось после встречи со стариком. (Да)
3) Лена дала брату зелёную краску. (Нет)
4) Говорить волшебное слово надо тихим голосом, глядя прямо в глаза, с кем говоришь. (Да)
5) Волшебное слово имеет большую силу. (Да)
3. Подведение итога проверки домашнего задания
4. Физкультминутка СЛАЙД 6
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу повернулись.
Быстро за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста)
IV. Сообщение темы, цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказами В.А.Осеевой. Прогнозирование СЛАЙД 7
- Какую задачу мы поставим перед собой на уроке? Послушайте и сделайте вывод.
Когда В.А.Осеева была такой как вы, она любила читать маленькие рассказы. Любила за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила её:
- Понравился тебе рассказ?
Она ответила:
-Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась:
- Мало уметь читать, надо уметь думать.
С тех пор, прочитав рассказ, она стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. Ей в своей жизни очень это помогло.
Когда она повзрослела, написала для ребят короткие рассказы, чтобы вам было легче
научиться читать и думать.
- Ребята, сегодня на уроке будем с вами работать под девизом:
«Мало уметь читать, надо уметь думать!» СЛАЙД 8
- Наше путешествие в страну Литературию продолжается. Какая остановка у нас на пути? ( «Я и мои друзья»)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой.
– Прочитайте, как оно называется.
Прогнозирование – О чем может быть рассказ с таким названием?
Дети говорят свои предложения.
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
V. Работа над новым материалом
1. Первичное восприятие текста СЛАЙД 9
- Я сейчас прочту вам рассказ «Хорошее», а вы подмечайте в нем все хорошее.
- Так что же хорошего было в рассказе?
2. Словарная работа СЛАЙД 10
- Какое лексическое значение этих слов?
Няня - это женщина, занимающаяся уходом, присмотром за ребенком, детьми в семье.
Колодец - это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.
- Давайте правильно прочитаем эти слова из текста:
проснулся, хороший, что-нибудь, обиделась, отошла, голова.
3. Приём «Чтение с остановками» СЛАЙД 11
-Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям.
Чтение 1 части ( до слов …Обиделась сестрёнка, отошла. Стр. 93-94)
Коллективное рисование иллюстрации к 1 части
-Какой был день, когда проснулся Юра?
- О чём он мечтал?
Чтение 2 части (до слов …Покачала головой няня. Стр.94)
- Как Юра мечтал спасти няню?
Чтение 3 части (до слов …Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. Стр.94)
- Как Юра мечтал спасти Трезорку?
Чтение 4 части (до конца. Стр.94)
- Что посоветовала мама сделать Юре?
4. Обсуждение рассказа. Ответы на вопросы.
Хорошие ли были мечты у Юры?
Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?
Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?
5. Приём «Тонкий и толстый вопрос» СЛАЙД 12
(Дети самостоятельно задают вопросы, опираясь на таблицу «Толстые и тонкие вопросы»)
6. Видеофизкультминутка для работы глаз «В пучине морской».
VІ. Закрепление изученного материала
1. Чтение по ролям СЛАЙД 13
- Сколько действующих лиц в этом рассказе?
- Кто должен читать слова, после авторских: “Юра думает… ?”.
- Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)
- Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няни и к собаке? (Грубо, резко)
2. Работа над пословицами. Работа в парах. СЛАЙД 14
- Прочитайте пословицы на странице 95. Обсудите с соседом их смысл и скажите, какая пословица явдяется основной мыслью этого рассказа.
3. Работа в группах. Приём «Шесть шляп мышления». СЛАЙД 15
Белая шляпа. Назовите героев и суть рассказа «Хорошее».
Красная шляпа. Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?
Жёлтая шляпа. Что вам понравилось больше всего в рассказе «Хорошее»?
Чёрная шляпа. Что вам не понравилось в рассказе, было трудным, неясным?
Зелёная шляпа. Что бы вы хотели изменить в рассказе?
Какое продолжение можно было бы придумать?
Синяя шляпа. Зачем был написан этот рассказ? Чему он учит?
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
VІІ. Итог урока
- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?
- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)
- Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они?
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?
VІІІ. Рефлексия СЛАЙД 16
- Сегодня на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
(На доске прикреплён круг от солнышка, обучающимся раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.)
Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
IX. Домашнее задание СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
8