Урок литературного чтения во 2-м классе по программе "Школа России". А.Введенский. "Ученый Петя"
Цели урока:
Ознакомить детей со стихотворением А. Введенского “Ученый Петя”.
Развивать умение интонацией передавать эмоции и настроения героев стихотворения, свое отношение к происходящему.
Совершенствовать навыки чтения – выразительность, осознанность, правильность.
Развивать внимание к слову.
Развивать речевые умения и творческие способности детей.
Развивать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи урока:
1. Дать научное объяснение фактам, о которых идет речь в стихотворении.
2. Показать связь авторских стихов с устным народным творчеством.
Ход урока
Организационный момент.
Речевая разминка.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
- Прочитайте медленно, с интонацией удивления, с восхищением, с ускорением, с замедлением, скороговоркой.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Какой раздел литературного чтения мы сейчас изучаем?
( “Вопросы из детских журналов”)
- О каких журналах идет речь в этом разделе?
( “Чиж” и “Еж”)
- Кто является авторами этих журналов?
( Даниил Хармс, Юрий Владимиров, Самуил Маршак)
- Они писали веселые стихи, сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, писали бессмысленные стихи, которые просто развлекали детей.
IV. Знакомство с творчеством Александра Введенского. Рассказ учителя о поэте.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Введенского, который был очень дружен с перечисленными нами поэтами: Хармсом и Владимировым, и тоже писал свои стихи для журналов “Чиж” и “Еж”.
А. Введенский родился в 1904 году в семье Петроградского служащего. Он изучал литературу, языки в Петроградском университете, что дало ему возможность писать произведения для детей и заниматься переводами. Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста, один из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро.
- Скажите, а какими языками должен владеть Александр Введенский, чтобы заниматься переводами сказок братьев Гримм и Шарля Перро?
( Немецким и французским)
В своем творчестве он опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний.
Послушайте его стихотворение “Песенка о дождике и определите, на какой жанр устного народного творчества оно похоже:
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик,
Где же ты?
Ждут поля и ждут березы,
Тополя, дубы и розы,
Незабудки и быки,
Куры, утки, индюки.
И мы тоже, дождик ждем,
Бегать будем под дождем!
( Стихотворение похоже на народную закличку.)
V.Физкульминутка
– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!
VI. Работа по теме урока.
- Прочитайте название стихотворения, с которым сегодня знакомимся на уроке.
( “Ученый Петя”)
- Каким вы себе представляете Петю?
- Прочитаем произведение и посмотрим, так ли это?
Чтение стихотворения учителем.
- Оправдались ли ваши предположения?
- В чём заключалась учёность Пети? Ответь словами из стихотворения.
- Соотнеси название и содержание стихотворения. Что вызывает у тебя улыбку?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение оно создает?
- Назовите действующих лиц стихотворения.
- Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.
- Что ответил Петя?
- Так ли это, как вы считаете?
- Прочитайте второй и третий вопросы, которые задавали дети Пете.
- Попробуйте ответить сами, почему идет снег?
- Почему зяблик не летит?
Зимой птицы часто погибают не от холода, а от голода. Если много корма – птица сытая – образуется энергия и тепло.
- Одинаков ли перьевой покров птиц в разные времена года?
( Подпушек зимой больше.)
К зиме птицы нагуливают жировой слой. Птенцов выводят весной, чтобы к осени малыши подросли и были готовы к перелету в теплые края. Только клест выводит птенцов зимой.
Существует легенда, дающая объяснение, почему у клеста перышки около клюва красные: “Когда распяли Иисуса на кресте, клест пытался вынуть гвозди из рук Иисуса и испачкался в его крови”
- Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети.
- Что ответил Петя?
- Как на самом деле происходит смена дня и ночи?
В стихотворении нарушены причинно-следственные связи.
- А как живут рыбы под водой? Действительно ли они живут в домиках?
( Дети утверждают, что нет.)
- Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик ( у рыб он называется гнездо).Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогощает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту.
- Какой вопрос в конце произведения ставит автор?
- Как бы вы на него ответили?
- Действительно ли Петя Ученый?
- Как можно назвать Петю?
(фантазер, выдумщик)
VII. Закрепление изученного.
- Какую триединую задачу ставим перед собой на уроке чтения?
( Читать громко, правильно, выразительно.)
Работа с тестом.
Но сначала поработаем над выразительностью и правильностью речи. Прочитайте радостно:
Вот сидит пред вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Все он знает,
Понимает,
Все другим он объясняет.
- А теперь прочитайте тот же текст обиженно.
- Гордо. Устало. Удивленно. Строго.
- Молодцы! А теперь прочитаем это произведение до конца.
Чтение стихотворения детьми.
Фронтальная проверка выполненной работы.
- Какие еще небылицы встретились в тексте? Прочитайте.
- На какое стихотворение, которое мы с вами читали ранее похоже произведение “Ученый Петя”? Чем?
( “Вы знаете…” Даниила Хармса.)
- Найдите в тексте обращения. Как их надо прочитать?
- С какими интонациями нужно читать слова детей? А слова Пети?
Рефлексия
- Что Вы узнали на уроке?
- За что Вы похвали бы себя?
- Что у Вас особенно получилось?
Подведение итогов урока
- С творчеством какого поэта Вы познакомились на уроке?
- Какое стихотворение Вы читали?
- Вспомните: А. Веденский переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Какими языками он владел? (Французским и немецким).
VIII. Домашнее задание: выразительно читать стихотворение А. Введенского “Ученый Петя”.
Литература:
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Учебник “Родная речь. 2 класс. Часть 1.” Москва: “Просвещение”, 2006.
С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, М.И. Байкова. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2007
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Тесты по литературному чтению: 2 класс. – М.: Астрель, 2007.
7