Пуговкина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Конспект урока
Предмет: Литература.
Класс: 11
Тип урока: Комбинированный: проблемно-тематический анализ произведения с элементами критического мышления.
Технология: Проблемное обучение.
Тема: И.А.Бунин. «Дилогия о матерях, детях …и будущем России» (сопоставительный анализ рассказов «Красавица», «Дурочка»).
Цель: Формировать у учащихся творческое владение навыками интерпретации и анализа художественного произведения через постановку проблемы.
Образовательные задачи:
- провести сопоставительный анализ рассказов, образов, созданных на основе антитезы;
- охарактеризовать основные проблемы, поднимаемые автором;
- интерпретировать причины авторского замысла.
Развивающие задачи:
- продолжить развитие умений и навыков работы с историко-культурными основами создания произведений и историческими реалиями «прошлого и настоящего»;
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом художественного произведения
Развивать интерпретационные умения.
Воспитательные задачи:
- способствовать реализации творческого потенциала учащихся через осознание нравственно-этических проблем рассказов;
- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретным ситуациям в жизни героев, страны.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- понимать культурное и творческое многообразия художественного мира произведений и творчества писателя, проявлять понимание и уважение к различным точкам зрения других людей;
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему, выдвигать версии, уметь выбирать лексические и этические средства достижения цели
Коммуникативные УУД
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность через составление конспекта урока;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации в тексте художественного произведения и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок
УМК – В.Чалмаев, С.Зинин. Литература ХХ века, 2010 г.
Ресурсы (оснащение)
Тексты рассказов
Мультимедийный проектор.
Мотивационно-целевой этап
Этап урока. Организационный момент. Цитаты о творчестве Бунина и о его рассказах (мнение прошлого и современности)
Пришвин Константин: «Меня просили сказать вступительное слово на первом вечере памяти Бунина. Я начал готовиться к нему, но открыл наугад одну из книг Бунина - и все пропало! Я зачитался, и у меня почти не осталось времени, чтобы набросать на бумаге заметки о Бунине. Я забыл обо всем. Такова сила бунинского таланта, бунинского слова, сила его беспощадно-прекрасного и безукоризненного мастерства». | • Jun. 7th, 2010 at 4:51 PM. Из Интернета «А я вот в пятницу расплакалась в электричке над книжкой И.Бунина "Темные аллеи". Вроде бы в меру я сентиментальная, а не смогла удержатся. Честно признаюсь, что Бунина до этого не читала… А потом дошла до "Красавицы"...Маленький такой рассказик-на страничку, у меня слезы навернулись, так мне жалко этого ребенка стало, а следующий рассказ "Дурочка" был...Тоже маленький, на страничку...Так я книжку закрыла и минут десять потом плакала, всю сумку в поисках платках перерыла. Соседи по электрички на меня косились. Вот с пятницы как книжку закрыла,так и не открываю. Осадок на душе тяжелый, всех на свете жалко и плакать хочется...» (наша современница) |
Задача – поиск определения темы урока.
II. Процессуальный этап
2. Этап урока. Актуализация знаний. Введение в ситуацию анализа произведений.
Работа над «внешней» (по названиям) антитезой рассказов.
3. Этап урока. Создание проблемной ситуации.
Почему рассказы написаны в один день?
Учащиеся высказывают предположения:
Приходит осознание необходимости смыслового анализа рассказов через образы.
Формулируют противоречия и записывают их в тетради (продукт – составление конспекта урока):
«Красавица» | «Дурочка» |
Оценка по внешности ↓ мачеха | Оценка по умственным способностям ↓ мать |
Что объединяет сюжеты и образы рассказов (поиск информации в тексте) |
События происходят в Росси до революции (статус, должность, профессия). Дети – мальчики. У героев нет имён, что показывает типичность ситуаций. Семьи, в которых есть отцы. Отношения в семьях и отношения к детям. Безнравственное поведение взрослых, а главное «отцов» мальчиков: слабые, безвольные, не способные нести ответственность, подчинили «разум и сердце» физиологии инстинктов. |
Вывод 1. В рассказах больше общего, чем отличного |
Первая попытка сформулировать тему урока – два рассказа – дилогия о матерях и детях… |
Что отличает сюжеты и образы рассказов (поиск информации в тексте) |
Женские образы |
Бездушие, спокойная ненависть, холодность, расчетливость, двуличие, не женская сила воли, скрытая за внешней красотой | Открытость, смирение, забитость, терпеливость, боязливость, неумение постоять за себя… |
Отцовство |
Законный отец, сделавший вид, что ребёнка нет | «Биологический» отец из среды священнослужителей, духовенства, потерявший человеческий облик |
Рассказы построены на внутренней антитезе |
Противопоставление внешности и характеров красавицы и отца | Противопоставление поведения и изменение характеров одних и тех же образов (семинарист: блестящий – зверь; дурочка: смиренная - неутомимая) |
Образы мальчиков |
Мальчик от природы живой, ласковый, стал бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. | Он был урод. .. Но когда он улыбался, он был очень мил |
Вывод 2. Дети – это будущее семьи, страны. Эти дети – несчастны, каким будет будущее страны? |
Вторая попытка сформулировать тему урока: Дилогия о матерях, детях и… будущем России. |
4. Этап урока. Развитие проблемной ситуации через актуализацию даты написания рассказов и историко-культурного комментария.
Что так взволновало писателя, создавшего
рассказы в один день?
(поиск информации электронные энциклопедии)
28 сентября 1940 года:
Бунин живет во Франции.
Франция оккупирована фашистами.
27 сентября 1940 оккупационные власти издали приказ о том, чтобы всё еврейское население, начиная с 6 лет, носили на одежде отличительный знак в виде жёлтой звезды.
Почему рассказы о прошлом России?
Учащиеся строят логически обоснованные суждения, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.
Выстраиваем понятийно-логические основы рассуждений:
27 сентября 1940 г.→ → → | Франция → | Думы о России конца 19 начала 20 вв. → | ? |
Немецкая оккупация → | Истории о детях → |
Геноцид Евреев → | Воспитание → |
| | | Почему все объединилось в этих рассказах? |
| | | О чём переживал писатель? |
Этап урока. Поиск решения проблемы через моделирование причин авторского замысла
Причина 1. Бунин был свидетелем страшного разрушения России народом с октября 1917 до момента эмиграции в 1920г.
Причина 2. Что происходило и происходит в Советском союзе, Бунин наблюдает со стороны и всё время ищет ответ на вопрос, почему так случилось? (Все мысли о России)
Этап урока. Моделируем ситуацию (интепретация): что станет с мальчиками - героями рассказов И.А.Бунина «Дурочка» и «Красавица» к 1917 году и ПОЧЕМУ, когда им будет примерно 17-20 лет?
Работа по группам (рядам) по одному рассказу (обсуждение 3-5 минут)
Примерные ответы:
«Красавица». Мальчик, воспитанный в отчуждении, презрении, ненависти (цитирование по рассказу), конечно же, возненавидит тех, кто с ним так обращался, а это общество богатых людей. Значит ему прямая дорога к разрушителям «старого мира». «Мы весь, мы старый мир разрушим, кто был никем, тот станет всем!»
Но лидером он не будет, скорее, искренне верящим в правоту идеи исполнителем, преданным тем, кто пообещает свободную, достойную жизнь.
«Дурочка». Мальчик, воспитанный в скитаниях, видящий молчаливые страдания матери и её желание спасти его, сына, конечно же, будет с теми, кто пообещает дворцы бедным. Если будет знать, кто его «отец», то, наверное, возненавидит всех церковников, и мысль о том, что вера – опиум для народа, станет для него призывом к действию.
Вывод: Предположим, что оба мальчика так или иначе, но будут среди тех, для кого разрушить страну будет делом естественным. Сначала страну, потом – народ, и т.д. Перенесшие жестокость в детстве, они с легкостью будут «сеять» жестокость в будущем.
Расставим позиции: «прошлое» – это время истории рассказов, «будущее» – это современность 1940 года.
27 сентября 1940 г.→ → → | Франция → | Думы о России конца 19 начала 20 вв. → | ? | | В России – тоталитарный режим | На ком лежит ответственность за воспитание жестокости в людях, кто воспитывает ненависть к другой нации, расе, религии? |
Немецкая оккупация → | Истории о детях → | Каким будет будущее? | |
Геноцид Евреев → | Воспитание → | | В Германии –тоталитарный режим |
| | Почему всё объединилось в этих рассказах? | | |
О чем переживал писатель? |
Этап урока. Осмысление.
Почему рассказы написаны в один день 28 сентября 1940 года и что так волновало Ивана Алексеевича Бунина?
Примерный ответ на поставленную проблему: писателя, где бы он ни жил, всегда волновало будущее России – а это дети, новое поколение.
Если мы хотим жить в адекватном обществе и нормально развивающейся стране, мы должны думать о том, какого мы воспитываем и как? Помнить об ответственности за тех, кого «выпускаем» в жизнь.
Рефлексивно-оценочный этап
Этап урока. Диагностика результатов. Оценки учителя – индивидуальная работа. Заполнение листа самооценки. (приложение1)
Домашняя работа. Знакомство с дневником писателя «Окаянные дни» по темам: отношение к революции, к народу, к власти, к интеллигенции, к вере (групповая работа)
Приложение 1
Критерии | Мои комментарии | Оценка (1-5 баллов) |
Что хотел узнать на уроке? | | |
Что узнал на уроке? | | |
Готовность к уроку | | |
Активность на уроке | | |
Личный вклад в работу группы | | |