СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по рассказам И.А.Бунина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставительный анализ рассказов И.А.Бунина "Дурочка" и "Красавица". Задачи: охарактеризовать основные проблемы, поднимаемые автором;  интерпретировать причины авторского замысла.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказам И.А.Бунина»

Пуговкина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское, Иркутская область




Конспект урока

Предмет: Литература.

Класс: 11

Тип урока: Комбинированный: проблемно-тематический анализ произведения с элементами критического мышления.

Технология: Проблемное обучение.

Тема: И.А.Бунин. «Дилогия о матерях, детях …и будущем России» (сопоставительный анализ рассказов «Красавица», «Дурочка»).

Цель: Формировать у учащихся творческое владение навыками интерпретации и анализа художественного произведения через постановку проблемы.

Образовательные задачи:

- провести сопоставительный анализ рассказов, образов, созданных на основе антитезы;

- охарактеризовать основные проблемы, поднимаемые автором;

- интерпретировать причины авторского замысла.

Развивающие задачи:

- продолжить развитие умений и навыков работы с историко-культурными основами создания произведений и историческими реалиями «прошлого и настоящего»;

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом художественного произведения

Развивать интерпретационные умения.

Воспитательные задачи:

- способствовать реализации творческого потенциала учащихся через осознание нравственно-этических проблем рассказов;

- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретным ситуациям в жизни героев, страны.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- понимать культурное и творческое многообразия художественного мира произведений и творчества писателя, проявлять понимание и уважение к различным точкам зрения других людей;

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему, выдвигать версии, уметь выбирать лексические и этические средства достижения цели

Коммуникативные УУД

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность через составление конспекта урока;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации в тексте художественного произведения и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок

УМК – В.Чалмаев, С.Зинин. Литература ХХ века, 2010 г.

Ресурсы (оснащение)

Тексты рассказов

Мультимедийный проектор.


  1. Мотивационно-целевой этап

  1. Этап урока. Организационный момент. Цитаты о творчестве Бунина и о его рассказах (мнение прошлого и современности)


Пришвин Константин:

«Меня просили сказать вступительное слово на первом вечере памяти Бунина. Я начал готовиться к нему, но открыл наугад одну из книг Бунина - и все пропало! Я зачитался, и у меня почти не осталось времени, чтобы набросать на бумаге заметки о Бунине.

Я забыл обо всем. Такова сила бунинского таланта, бунинского слова, сила его беспощадно-прекрасного и безукоризненного мастерства».

• Jun. 7th, 2010 at 4:51 PM. Из Интернета

«А я вот в пятницу расплакалась в электричке над книжкой И.Бунина "Темные аллеи". Вроде бы в меру я сентиментальная, а не смогла удержатся. Честно признаюсь, что Бунина до этого не читала… А потом дошла до "Красавицы"...Маленький такой рассказик-на страничку, у меня слезы навернулись, так мне жалко этого ребенка стало, а следующий рассказ "Дурочка" был...Тоже маленький, на страничку...Так я книжку закрыла и минут десять потом плакала, всю сумку в поисках платках перерыла. Соседи по электрички на меня косились. Вот с пятницы как книжку закрыла,так и не открываю. Осадок на душе тяжелый, всех на свете жалко и плакать хочется...» (наша современница)



Задача – поиск определения темы урока.


II. Процессуальный этап

2. Этап урока. Актуализация знаний. Введение в ситуацию анализа произведений.

Работа над «внешней» (по названиям) антитезой рассказов.

3. Этап урока. Создание проблемной ситуации.

Почему рассказы написаны в один день?

Учащиеся высказывают предположения:

Приходит осознание необходимости смыслового анализа рассказов через образы.

Формулируют противоречия и записывают их в тетради (продукт – составление конспекта урока):


«Красавица»

«Дурочка»

Оценка по внешности

мачеха

Оценка по умственным способностям

мать

Что объединяет сюжеты и образы рассказов (поиск информации в тексте)

  1. События происходят в Росси до революции (статус, должность, профессия).

  2. Дети – мальчики.

  3. У героев нет имён, что показывает типичность ситуаций.

  4. Семьи, в которых есть отцы.

  5. Отношения в семьях и отношения к детям.

  6. Безнравственное поведение взрослых, а главное «отцов» мальчиков:

слабые, безвольные, не способные нести ответственность, подчинили «разум и сердце» физиологии инстинктов.

Вывод 1. В рассказах больше общего, чем отличного

Первая попытка сформулировать тему урока – два рассказа – дилогия о матерях и детях…

Что отличает сюжеты и образы рассказов (поиск информации в тексте)

  1. Женские образы

Бездушие, спокойная ненависть, холодность, расчетливость, двуличие, не женская сила воли, скрытая за внешней красотой

Открытость, смирение, забитость, терпеливость, боязливость, неумение постоять за себя…

  1. Отцовство

Законный отец, сделавший вид, что ребёнка нет

«Биологический» отец из среды священнослужителей, духовенства, потерявший человеческий облик

  1. Рассказы построены на внутренней антитезе

Противопоставление внешности и характеров красавицы и отца

Противопоставление поведения и изменение характеров одних и тех же образов (семинарист: блестящий – зверь; дурочка: смиренная - неутомимая)

  1. Образы мальчиков

Мальчик от природы живой, ласковый, стал бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Он был урод. .. Но когда он улыбался, он был очень мил

Вывод 2. Дети – это будущее семьи, страны. Эти дети – несчастны, каким будет будущее страны?



Вторая попытка сформулировать тему урока: Дилогия о матерях, детях и… будущем России.


4. Этап урока. Развитие проблемной ситуации через актуализацию даты написания рассказов и историко-культурного комментария.

Что так взволновало писателя, создавшего

рассказы в один день?

(поиск информации электронные энциклопедии)

28 сентября 1940 года:

Бунин живет во Франции.

Франция оккупирована фашистами.

27 сентября 1940 оккупационные власти издали приказ о том, чтобы всё еврейское население, начиная с 6 лет, носили на одежде отличительный знак в виде жёлтой звезды.

Почему рассказы о прошлом России?

Учащиеся строят логически обоснованные суждения, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.


Выстраиваем понятийно-логические основы рассуждений:

27 сентября 1940 г.→

Франция →


Думы о России конца 19 начала 20 вв. →





?

Немецкая оккупация →

Истории о детях →

Геноцид

Евреев →

Воспитание →




Почему все объединилось в этих рассказах?




О чём переживал писатель?


  1. Этап урока. Поиск решения проблемы через моделирование причин авторского замысла

Причина 1. Бунин был свидетелем страшного разрушения России народом с октября 1917 до момента эмиграции в 1920г.

Причина 2. Что происходило и происходит в Советском союзе, Бунин наблюдает со стороны и всё время ищет ответ на вопрос, почему так случилось? (Все мысли о России)


  1. Этап урока. Моделируем ситуацию (интепретация): что станет с мальчиками - героями рассказов И.А.Бунина «Дурочка» и «Красавица» к 1917 году и ПОЧЕМУ, когда им будет примерно 17-20 лет?

Работа по группам (рядам) по одному рассказу (обсуждение 3-5 минут)

Примерные ответы:

  1. «Красавица». Мальчик, воспитанный в отчуждении, презрении, ненависти (цитирование по рассказу), конечно же, возненавидит тех, кто с ним так обращался, а это общество богатых людей. Значит ему прямая дорога к разрушителям «старого мира». «Мы весь, мы старый мир разрушим, кто был никем, тот станет всем!»

Но лидером он не будет, скорее, искренне верящим в правоту идеи исполнителем, преданным тем, кто пообещает свободную, достойную жизнь.

  1. «Дурочка». Мальчик, воспитанный в скитаниях, видящий молчаливые страдания матери и её желание спасти его, сына, конечно же, будет с теми, кто пообещает дворцы бедным. Если будет знать, кто его «отец», то, наверное, возненавидит всех церковников, и мысль о том, что вера – опиум для народа, станет для него призывом к действию.

Вывод: Предположим, что оба мальчика так или иначе, но будут среди тех, для кого разрушить страну будет делом естественным. Сначала страну, потом – народ, и т.д. Перенесшие жестокость в детстве, они с легкостью будут «сеять» жестокость в будущем.


Расставим позиции: «прошлое» – это время истории рассказов, «будущее» – это современность 1940 года.



27 сентября 1940 г.→

Франция →


Думы о России конца 19 начала 20 вв. →





?


В России – тоталитарный режим

На ком лежит ответственность за воспитание жестокости в людях, кто воспитывает ненависть к другой нации, расе, религии?

Немецкая оккупация →

Истории о детях →

Каким будет будущее?


Геноцид

Евреев →

Воспитание →


В Германии –тоталитарный режим



Почему всё объединилось в этих рассказах?



О чем переживал писатель?


  1. Этап урока. Осмысление.

Почему рассказы написаны в один день 28 сентября 1940 года и что так волновало Ивана Алексеевича Бунина?


Примерный ответ на поставленную проблему: писателя, где бы он ни жил, всегда волновало будущее России – а это дети, новое поколение.

Если мы хотим жить в адекватном обществе и нормально развивающейся стране, мы должны думать о том, какого мы воспитываем и как? Помнить об ответственности за тех, кого «выпускаем» в жизнь.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Этап урока. Диагностика результатов. Оценки учителя – индивидуальная работа. Заполнение листа самооценки. (приложение1)


  1. Домашняя работа. Знакомство с дневником писателя «Окаянные дни» по темам: отношение к революции, к народу, к власти, к интеллигенции, к вере (групповая работа)







Приложение 1

Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Что хотел узнать на уроке?




Что узнал на уроке?




Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы