СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы " С.В. Афоньшин Сказ о яростном олене" 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе на основе краеведческого материала " История Нижегородского края в "Сказе о яростном олене" С.В. Афоньшина

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы " С.В. Афоньшин Сказ о яростном олене" 7 класс»

Конспект занятия по литературе на основе краеведческого материала.

7 класс


Составила: Котелкова Анна Викторовна

Тема: История Нижегородского края в "Сказе о яростном олене" С.В. Афоньшина

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве С.В. Афоньшина на примере " Сказа о яростном олене"

Задачи:

  1. образовательные:

    • дать представление о жизни и творчестве С.В. Афоньшина;

    • научить учащихся делать характеристику главных героев.

  2. развивающие:

    • развивать творческие способности учащихся при изучении сказа;

    • развивать словарный запас учащихся;

    • развивать умение пересказывать сказ;

  3. воспитывающие:

    • воспитывать общую культуру учащихся;

    • формировать культуру;

    • воспитывать чувство гордости за свой край, родину, к книге;

    • воспитывать культуру нравственных чувств.

1. Информация о писателе

С.В. Афоньшин известен читателю по сборникам сказок и легенд " У голубого Светлояра", " Солнечное дерево". " Сказы и сказки нижегородской земли" - книга горьковского писателя, влюбленного в свою землю, которая родила талантливых народных умельцев, героев сказов и сказок. Его книги о Руси, о героизме и мужестве русского еловека, его любви к Родине.


Сергей Васильевич Афоньшин (1908-1984)

Родился 29 октября 1908 года в селе Владимирском Воскресенского района Горьковской области, радом со знаменитым озером Светлояр. После окончания Семеновской средней школы с педагогическим уклоном с 1928 года учительствовал на селе.

Работал учителем в начальной школе. Много внимания уделял изучению истории родного края, всегда интересовался особенностями быта и уклада жителей лесного Заволжья.

С юных лет старался запомнить все, чем богато было народное творчество, что переходило из уст в уста, от поколения к поколению. Это помогло ему в дальнейшей литературной работе.

В июле 1941 года был призван в действующую армию, участвовал в боях ВОВ. Награжден орденом Красной Звезды, медалью "За боевый заслуги". После Победы вернулся на родину и с осени 1945 года вновь стал вести уроки в школе, где проработал до выхода на пенсию. Избирался депутатом сельского Совета. Активно литературным творчеством стал заниматься с начала 1960 гг, первые произведения публиковались в районных и областных газетах. Большой радостью была первая книга " Солнечное дерево", которую выпустила в свет Волго - Вятское издательство в 1971 г. С тех пор в Горьком и Москве вышло несколько сборников легенд, сказов и сказок.

В 1980 г был принят в члены Союза писателей СССР.



Он сознательно прожил всю жизнь в глуши, работая учителем начальной школы и не желая никаких высоких должностей, никакой власти и материальных излишеств. Афоньшин был заядлым охотником и удачливым охотником и рыболовом. Проводил образцовые уроки, любил людей и детей, увлекался чтением книг. Начитавшись классиков, не сразу пришел Сергей Васильевич к мысли о писательстве. Оно казалось ему очень сложным и ответственным делом. Но все же решился, прожив уже значительно больше сорока лет. Вот тогда-то и начал он сочинять свои удивительные сказки, сказы и легенды.


2. Информация об Иване Грозном.

Сегодня мы должны познакомиться со "Сказом о яростном олене". Дома вы должны были прочитать его. Один из героев царь Иван. Упоминается поход царя на Казань.

Что вы знаете об Иване Грозном?

Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчаный царь всея Руси

Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. Номинально Иван стал правителем в 3 года. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Рады». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды. Таким образом, при Иване IV прирост территории Русского государства составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению его царствования Россия стала размером больше всей остальной Европы[9].

В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу и началось полностью самостоятельное правление царя в России. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой была разорена страна и был нанесён удар старой родовой аристократии и, по мнению некоторых исследователей, укреплены позиции худородного поместного дворянства. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней.

Покорение Казани


Войска Москвы несколько раз пытались штурмовать Казань, город противника стоял стойко и отчаянно сопротивлялся. Такие походы были в 1506, 1523, 1524,1530, 1545, 1548 годах. Однако Казань тоже часто нападала на Русь, но так же неудачно. Казанское ханство совершало постоянные набеги на приграничные русские земли. Такое положение дел ни как не устраивало Ивана Васильевича Грозного.

И вот в 1552году, в августе, Иван IV со своим войском выступил на Казань из Свияжска. Силы казанцев уступали русским, но при обороне города проявили упорство и мужество. Осенью царь приказал сделать подкопы под городские стены, заложить взрывчатку - более10 бочек пороха.

Казанцы быстро строили перед разрушенной стеной временные ограждения внутри города. Русские воины несколько раз пытались штурмовать казанские стены, но противник сбрасывал их оттуда. Тогда Иван IV приказал заложить 50 бочек пороха под стены города. Рано утром 2 октября прогремел мощный взрыв. Русские ринулись в город, где их встретило отчаянное сопротивление оборонявшихся. С боем, татары начали уступать улицу за улицей. Хан Ядыгар сдался. Казань пала к ногам русского царя Ивана IV.


3. Анализ произведения.

Кто такой Холодай-Голодай? Почему его так зовут? В чем заключался секрет охоты мальчика? В чем особенность мяса оленя? За что попал юноша в темницу? Что сказал Холодай царю с сроке жизни и смерти? Как помог Холодай с ополчением?

Каким мы видим царя Ивана? Почему он прислушивается к советам Холодая? Отличается характеристика царя в Сказе от реальной?


- Что такое герб?

Герб- это отличительный знак с определенным изображением, которое присвоено стране или городу. Герб может рассказать о героическом прошлом, о занятиях жителей.

- Как возник нижегородский герб?

Первый герб Нижнего Новгорода представлял собой серебряный щит с изображением красного оленя с черными рогами, глазами и копытами.

В сказе нижегородского писателя Сергея Афоньшина говорится, что во времена Ивана Грозного в нижегородских лесах водились олени сохатые (лоси) и олени рогатые. Молодой охотник научил охотиться на них самого царя. В благодарность царь пожелал, чтобы на гербе Нижнего Новгорода был изображен олень.

Каким мы видим оленя в произведении? Зачитайте последний абзац произведения.

Олень - символ жизни, величия, мудрости и справедливости.


4. Рефлексия


Составь синквейн по правилу:

1 строка – одно существительное;

2 строка – два прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка - фраза,несущая

определённый смысл;

5 строка – заключение в форме

существительного

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.


Тема синквейна : Холодай-Голодай, олень.

Объясните название произведения.

5. Домашнее задание : составить тест или кроссворд по " Сказу о яростном олене"


Тест

Сказ о яростном олене (По С. Афоньшину)

1 Какое время года было?

-осень -лето -весна

2) Кто такие сохатые?

-быки -кабаны -олени

3) Найди синоним к слову «яростный»?

-смелый -трусливый -разгневанный

4) Сколько охотников выехало на охоту?

-10 -12 -15

5) Как звали паренька, который охотился на лосей?

-Худой-Бедный -Бедняк-Сирота -Холодай-Голодай

6) Как звали царя?

-Юрий Долгорукий -Иван Грозный -Дмитрий Донской

7) Кто приснился царю во сне?

-большой бык -большой медведь -большой олень

8) Кого победил царь?

-казанских ханов -немецких захватчиков -польских интервентов

9) Кто изображён на гербе Нижнего Новгорода?

-лось -олень -медведь